Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. Термин "услуги" охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как "услуга". В число услуг входят все виды транспортной деятельности, служба передачи информации, туризм, строительство, образование, медицина, финансовая и банковская деятельность и многое другое.

Содержание работы

Введение…………………………………...…………………………………………..3
Глава 1. Определение понятия «услуга»…………………………………………….4
Глава 2. Виды, специфика услуг……………………………………………………..7
2.1 Классификация международной торговли услугами по секторам…......9
Глава 3. Масштабы и тенденции развития международной торговли услугами..13
Заключение………………………………………………………………………..….16
Список использованной литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Мировая экономика контрольная 2 семестр.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на:

  1. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
  2. Не факторные услуги – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, учитывается более 160 видов услуг, разделенных на 12 секторов:

  1. Деловые услуги (46 отраслевых видов услуг).
  2. Услуги связи (25 видов).
  3. Строительные и сопутствующие им услуги (5 вида).
  4. Дистрибьюторские услуги (5 видов).
  5. Общеобразовательные услуги (5 видов).
  6. Услуги по защите окружающей среды (4 вида).
  7. Финансовые услуги, включая страхование (17 видов).
  8. Услуги по охране здоровья (4 вида).
  9. Туризм и путешествия (4 вида).
  10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов).
  11. Транспортные услуги (33 вида).
  12. Прочие услуги.

ГАСТ в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная торговля услугами, 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом), 3) учреждение коммерческого присутствии в стране, где должна оказаться услуга, 4)временное перемещение физ. лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг приходится на первый и третий способы.

Существует и классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:

  1. Не торгуемые;
  2. Торгуемые.

Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.

Классификация торгуемых услуг представлена в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МАСШТАБЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

В международные торговые каналы поступают примерно 1/10 предоставляемых в мире услуг, а на соответствующие операции купли-продажи приходится около ¼ торговли товарами. Однако по ряду причин эти показатели являются лишь приблизительными.

  1. Не все страны публикуют официальную информацию о торговле услугами.
  2. Многие формы предоставления услуг, особенно относящиеся к внутрикорпорационным связям заграничных подконтрольных отделений ТНК, не учитывают в полной мере.
  3. Национальная методология статистики услуг нередко включает приобретение товаров как операции с услугами (например, покупка продуктов питания и сувениров иностранными туристами), а чаще, наоборот, в товарооборот включаются поступления и платежи за услуги, обычно при продаже последних в едином пакете с промышленной продукцией ( скажем, при поставке комплектного оборудования в контракт включается расходы на его монтаж, обучение персонала, управление, достигающее порой 30-40% стоимости оборудования).
  4. Статистический учет торговли услугами допускается, что ремонт оборудования, осуществляемый персоналом промышленной компании, обычно включает в ее производственные издержки, тогда как такой же ремонт, но осуществляемый по договору специализированной фирмой, попадает в соответствии с ее профилем  в категорию услуг.

Статистические данные о мировой торговле услугами свидетельствуют о сравнительно       ром ее развитии, особенно начиная с 80-х гг. Результатом является тенденция к значению доли в общем международном обмене и в совокупном мировом ВВП.

 

 

 

 

Мировой экспорт услуг и его структура.

Позиции

1980

1990

1999

2005

 

Млрд. долл.

%

Млрд. долл.

%

Млрд. долл.

%

Млрд. долл.

%

Транспорт

169

42

233

28,9

303

21,9

570

37,1

Туризм

113

28

257

32

437

32,9

685

22,3

Другие услуги

121

30

313

39,1

598

43,2

1160

40,6

Всего

402

100

802

100

1338

100

2415

100


В международной торговле в отличие от внешней торговли отдельных стран экспорт и импорт являются одними и тем же потоком. Поэтому показателем масштабов международной торговли может быть лишь один из ее потоков; обычно используются данные об экспорте.

Услуги  согласно  данным  ВТО  в 2005  году  распределились следующим  образом:  доля   транспортных  услуг  составила 570 миллиардов долларов,  туристические  услуги – 685  миллиардов  долларов,  другие коммерческие услуги – 1160 миллиардов долларов.   В  международной  торговле  услугами  Россия  имеет  еще  более  слабые позиции.  Доля  России  в  мировом  экспорте  услуг  составляет  менее  одного процента,  в  мировом  импорте  услуг –  около 1,6  процента.  В  целом,  на мировом  рынке  услуг  Россия  продолжает  сохранять  свое  положение  нетто-импортера услуг. Основными видами услуг являются транспортные услуги и поездки /туризм/. По данным Центрального банка России в 2006 году экспорт услуг составил 30,34 млрд. долларов, импорт услуг – 45,27 млрд. долларов.

По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидирует США (11,7% мирового экспорта услуг в 2006г., по данным ВТО). По объему экспорта услуг после США следует Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Россия – нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам в 2006 г. 15млрд. долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное сальдо по услугам увеличивается.

Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет эдесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:

  1. отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
  2. сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
  3. специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.
  4. мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.
  5. на развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко.-2 изд. - М.: 2009 - 528 с.
  2. Зубченко Л.А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158). - С.158-178.
  3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
  4. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
  5. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
  6. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.
  7. Международная торговля на современном этапе.    http://www.globetrade.ru/torgovlia-uslugami-1/
  8. Россия и Всемирная торговая организация.

www.wto.ru

 

 

 


Информация о работе Международная торговля услугами