Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:58, контрольная работа
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла, и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.
Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.
Введение.
1. Общие особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации.
1.1 Понятие и классификация миграции.
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ.
2. Характеристики и последствия миграции на территории Российской Федерации.
2.1 Основные характеристики миграционных потоков.
2.2 Социальные последствия миграционных процессов.
3. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации.
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
2. Характеристики и последствия миграции на территории
Российской Федерации.
2.1 Основные
характеристики миграционных
К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).
По данным таблицы можно констатировать:
Анализируя
характеристики миграционных процессов
в России, необходимо начать с внутренней
миграции, поскольку она является
основной составляющей (почти 90%) общего
миграционного оборота в
За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.
В целом
география внутренних межрегиональных
потоков не изменилась. Однако на сегодняшний
день среди регионов страны более
четко можно выделить принимающие
и отдающие население. Принимающие
регионы размещены компактно
и соответствуют
Практически
все принимающие регионы России
в большей или меньшей степени
подвержены кризису, что препятствует
успешному обустройству и социальной
адаптации вынужденных
Наблюдается
затягивание сроков обустройства и
социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев, ухудшение
и материального и социального
положения, что способно воспроизводить
и поддерживать на высоком уровне
негативно-конфликтный
Свидетельством этого могут служить такие данные социологического исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.
Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти.
Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.
Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов.
Социально–экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.
Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55-57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.
Исследования
показывают, что во всей работе по приему,
обустройству и социальной адаптации
вынужденных переселенцев и беженцев
из стран ближнего зарубежья на территории
Российской Федерации преобладает
формально-механический подход, ориентация
на «усредненного переселенца». К
сожалению, совершенно не учитываются
и даже не берутся в расчет наработки
ученых-антропологов о существовании
«культурной дистанции» даже среди
жителей разных регионов одной страны
и методах ее регулирования. Возможно,
федеральную миграционную программу,
аналогичные документы на более
отдаленную перспективу следует
дополнить соответствующими разделами,
в которых целесообразно
2.2 Социальные
последствия миграционных
Поскольку
миграционные процессы в России имеют
довольно широкий размах, переселение
в столь значительных масштабах
в сочетании с нерешенностью
проблем жизнеобеспечения россиян
достаточно негативно сказывается
на социально-экономической и
Как внутренние,
так и внешние миграционные потоки
направлены преимущественно в южные
и центральные регионы
Анализ
миграционных процессов в России
за последнее десятилетие
Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 2005 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7%, то в 2009-2010 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).
В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2009 - 2010 годов отражена в таблице.
Годы |
Особо тяжкие преступления |
Тяжкие |
Убийства |
Покушения на убийства |
2009 г. |
4439 |
11235 |
567 |
45 |
2010 г. |
3812 |
7608 |
439 |
50 |
По данным МВД России, в 2010 году по расследованным уголовным делам было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2009 год (больше на 4,5%).Наибольшее число преступлений на территории России за 2010 год было совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице.
Страна |
Количество совершенных |
Азербайджан |
3184 |
Армения |
1099 |
Беларусь |
706 |
Вьетнам |
74 |
Грузия |
1669 |
Казахстан |
1033 |
Китай |
386 |
Кыргызстан |
257 |
Литва |
72 |
Молдова |
2122 |
Таджикистан |
1979 |
Туркменистан |
105 |
Узбекистан |
914 |
Украина |
5749 |
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.
Эмиграция
на постоянное место жительства в
экономически развитые страны квалифицированных
специалистов, молодежи с высоким
уровнем образования ведет к
ослаблению научного, творческого, экономического
потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной
миграции идут из регионов, обладающих
высоким научно-техническим
Ориентированы
потоки интеллектуальной эмиграции
в настоящее время на такие
страны, как США, Канаду, Австралию,
Израиль, страны Западной Европы –
Великобританию, Германию, Швецию. Эти
страны не только принимают, но и поощряют
иммиграцию высококвалифицированных
кадров, в первую очередь специалистов
в области современных
Информация о работе Миграционные процессы в Российской Федерации