Миграционные процессы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла, и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.
Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Содержание работы

Введение.
1. Общие особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации.
1.1 Понятие и классификация миграции.
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ.
2. Характеристики и последствия миграции на территории Российской Федерации.
2.1 Основные характеристики миграционных потоков.
2.2 Социальные последствия миграционных процессов.
3. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации.
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

миграция.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Характеристики  и последствия миграции на  территории

Российской  Федерации.

 

2.1 Основные  характеристики миграционных потоков.

 

К основным характеристикам, отражающим особенности  миграционных потоков, можно отнести  интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения  мигрантов, степень легализации  перемещений, степень приживаемости  мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).

По данным таблицы можно констатировать:

  • активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственном;
  • увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);
  • низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев
  • практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя  характеристики миграционных процессов  в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения  России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более  чем на 1/3, причем отмечается более  высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом  география внутренних межрегиональных  потоков не изменилась. Однако на сегодняшний  день среди регионов страны более  четко можно выделить принимающие  и отдающие население. Принимающие  регионы размещены компактно  и соответствуют густонаселенным  территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской  до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную  территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены  некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К  ним относятся: северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени  подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально-экономические  процессы, протекающие в принимающих  районах, можно отметить, что они  в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3-4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и  социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев, ухудшение  и материального и социального  положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал  в общественном сознании.

Свидетельством  этого могут служить такие  данные социологического исследования: свое материальное положение как  бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное  материальное затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники  здравоохранения, финансово-экономической  сферы и лица, бывшие в ближнем  зарубежье безработными. Негативно  оценивают условия жизни и  труда, по сравнению с теми, которые  они имели на прежнем месте  жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует  учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются  мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами  деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения  законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для  всех без исключения принимающих  регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в  свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений  вынужденных переселенцев «общественные  приемные», где зачастую и находят  себе применение высококвалифицированные  юристы, экономисты, психологи и  другие специалисты из числа вынужденных  мигрантов.

Социально–экономические трудности в обустройстве вынужденных  переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

Новую волну  миграции в ближайшие годы может  вызвать и уже вызывает принятый закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для  выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет). Фактически этим актом  предполагается за счет России, а также  за счет людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55-57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

Исследования  показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает  формально-механический подход, ориентация на «усредненного переселенца». К  сожалению, совершенно не учитываются  и даже не берутся в расчет наработки  ученых-антропологов о существовании  «культурной дистанции» даже среди  жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более  отдаленную перспективу следует  дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев. Схематично можно обозначить следующий  ряд уже апробированных в других странах мер и последовательность их применения.

  1. Развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по общероссийскому и региональному телевидению, проблем переселенцев.
  2. Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с таким названием существовал в послевоенной ФРГ, пополнялся каждым гражданином страны в соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование, включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.
  3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения в Конституцию страны, утвердив принцип «национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой закон был принят в ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в правах с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу, предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба. В дальнейшем были приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности. Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».
  4. Разработать комплекс мер, побуждающих государственные и частные банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые компании, благотворительные фонды и производственные предприятия оказывать переселенцам на льготных условиях материальную и финансовую помощь на долгий срок (на возвратной основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство воздействовало на все банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.

 

 

2.2 Социальные  последствия миграционных процессов.

 

Поскольку миграционные процессы в России имеют  довольно широкий размах, переселение  в столь значительных масштабах  в сочетании с нерешенностью  проблем жизнеобеспечения россиян  достаточно негативно сказывается  на социально-экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные  и центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения  и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

Анализ  миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно  растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится  до 1,5 млн. иностранных граждан и  лиц без гражданства (апатридов).

Преступные  группировки из нелегальных мигрантов  создают в крупных городах  России неконтролируемый рынок товаров  и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и  наркотиками.

За последние 10 лет число мигрантов, совершивших  преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 2005 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7%, то в 2009-2010 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).

В большинстве  регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов  за рубежом и межгосударственного  сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической  деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2009 - 2010 годов отражена в таблице.

 

Годы

Особо тяжкие преступления

Тяжкие

Убийства

Покушения на убийства

2009 г.

4439

11235

567

45

2010 г.

3812

7608

439

50


 

По данным МВД России, в 2010 году по расследованным уголовным делам было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2009 год (больше на 4,5%).Наибольшее число преступлений на территории России за 2010 год было совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице.

 

Страна

Количество совершенных преступлений

Азербайджан

3184

Армения

1099

Беларусь

706

Вьетнам

74

Грузия 

1669

Казахстан

1033

Китай

386

Кыргызстан

257

Литва

72

Молдова

2122

Таджикистан

1979

Туркменистан

105

Узбекистан

914

Украина

5749


 

Из года в год все больше нарушений  правил пребывания иностранных граждан  в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.

Интенсивный отток населения в последнее  десятилетие из северных, восточных  и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности  на этих территориях, богатых сырьевыми  ресурсами. В результате оттока населения  изменяется его этническая структура  в ряде субъектов РФ.

Массовая  миграция иностранных граждан и  лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной  Азии и их незаконное пребывание в  ряде районов Российской Федерации  зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического  экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Эмиграция на постоянное место жительства в  экономически развитые страны квалифицированных  специалистов, молодежи с высоким  уровнем образования ведет к  ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западносибирского  экономических районов; из городов  преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции  в настоящее время на такие  страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы –  Великобританию, Германию, Швецию. Эти  страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных  кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место  жительства. Следовательно, «утечка  умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся-эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.

Информация о работе Миграционные процессы в Российской Федерации