Подводя
итого вышесказанному, необходимо отметить,
что миграционные потоки в России
характеризуются активным ее вовлечением
в международный и межрегиональный
обмен, увеличением доли семейной миграции
и снижением доли мигрантов трудоспособного
возраста, низкой степенью приживаемости
мигрантов, совпадением ареалов
концентрации внешних и внутренних
мигрантов. Все это приводит к
негативным социальным последствиям:
обострению ситуации на рынке жилья,
труда, увеличению нагрузки на социальную
инфраструктуру, повышению уровня преступности.
Такая ситуация требует разработки
и реализации адекватной миграционной
политики, ужесточению управления и
контроля миграционных процессов государством.
3. Государственное
управление миграционными процессами
в
Российской
Федерации.
3.1 Цели,
принципы и задачи регулирования
миграционных
процессов
в России.
Целями
регулирования миграционных процессов
в России являются обеспечение устойчивого
социально-экономического и демографического
развития страны, национальной безопасности
РФ, удовлетворение потребностей растущей
российской экономики в трудовых
ресурсах, рациональное размещение населения
на территории страны, использование
интеллектуального и трудового
потенциала мигрантов для достижения
благополучия и процветания Российской
Федерации.
Регулирование
миграционных процессов в России
основывается на следующих принципах:
- защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
- защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;
- сочетание интересов личности, общества и государства;
- дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
- взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.
Для достижения
указанных целей должны быть решены
следующие основные задачи во внешнеполитической
области:
- защита прав и свободы российских граждан;
- выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
- развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
- заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся-иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.
В области
науки и информации предполагается
решение следующих задач:
- дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
- организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
- исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
- автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
- создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
- создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
- создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
- формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
- содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;
- содействие в получении иностранными гражданами и соотечественниками за рубежом необходимой информации об условиях переезда, трудоустройства и проживания в России;
- совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.
Заключение.
Политические
события последних десяти лет
явились причиной возникновения
на территории бывшего СССР конфликтных
зон, что привело к возникновению массовой
миграции. Масштабы и условия, в которых
происходит миграция, порождают целый
комплекс проблем, возможность решения
которых уменьшается вследствие сложной
социально-экономической ситуации в стране.
Приток
мигрантов способствовал росту
цен на недвижимость, обострению конкуренции
на рынке труда, снижению уровня жизни
населения, обострению других социальных
проблем, прежде всего в области
образования и здравоохранения,
криминализации обстановки в России.
Усиление националистических и сепаратистских
настроений в ряде случаев привели
к столкновениям на межнациональной
и межконфессиональной основе. Во
всей совокупности миграционных проблем
ключевыми являются проблемы интеграции
мигрантов в принимающее общество
и проблемы адаптации принимающего
общества к новым условиям, прежде
всего к изменению этнического
состава населения и следствиям
этого процесса.
Современная
миграционная ситуация в Российской
Федерации, являясь следствием сложной
социально-экономической обстановки,
свидетельствует о том, что для
достижения социального процветания
и экономического прогресса требуются
твердая воля государства и внимание
всего российского общества к
достижению в стране прочного правопорядка
и законности в области регулирования
миграционных процессов.
Список
использованной литературы.
- Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Ст. Унив. изд-во, 2003. – 48 с.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195 – ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят: ГД РФ ФС РФ от 20.12.2001.
- ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003). – СЗ РФ. – №43. – ст. 4904.
- ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – СЗ РФ. – №28. – ст. 2642.
- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1
(ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). «Ведомость СНД и ВСРФ».
- Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 №867
(ред. 29.04.2002).
- Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.
- Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668
(ред. от 13.06.1996).
- «Концепция регулирования миграционных процессов в РФ». Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1.
- Курс демографии: Учеб. пособие. / А.Я. Боярский, Д.И. Залентей, А.Г. Вишневский и др.; Под. ред. проф. А.Я. Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 391 с.
- Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002 г.) / Под общ. ред. Ефимова Ю.Г. и Вабелина В.М. − Ставрополь: СГАУ, 2002. – 266 с.
- Егоров А. Великое переселение продолжается.
// Миграция и гражданство. – 2003. − №1(4). – С. 4-5.
- Законодательство о миграции: плюсы и минусы.
// Закон. – 2002.− №11. – С. 107-110.
- Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня. – 2001. − №11. – С. 31-37.
- Буква Закона.
// Миграция и гражданство. – 2003. − №3(6). – С. 21-26.
- Костаков В. Миграции: беда или благо? // Экономист. – 2000. − №2. – С. 34-39.