Моделирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучить моделирование деятельности предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретические основы моделирования деятельности предприятия
2. Моделирование деятельности предприятия
3. Совершенствования деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Моделирование деятельности предприятия.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Еще пример. Естественный монополист. Всея России поставщик  – опять же с советских времен. Задачи предприятию ставятся на правительственном уровне. Одной из задач, в частности, стало внедрение системы менеджмента качества. В процессе анализа задачи была выявлена необходимость перехода от функциональной модели бизнеса к модели, построенной на основе бизнес-процессов, что, в свою очередь, вызвало необходимость проектирования новой системы управления.

Различные примеры, разные цели и подходы к решению задач. Но все предприятия объединяет одно – необходимость проектирования и внедрения системы управления предприятием, основанной на базе бизнес-процессов.

Традиционный подход предполагает описание некоего состояния  «как было», поиска узких мест и внесения поправок в систему, которую после  этого можно квалифицировать, как  «исправленное «что было». Простой  и эффективный прием для не совсем запущенных случаев. Однако отсутствие ориентации на то, «что нужно» - серьезный недостаток такого подхода, особенно, когда текущая цель собственника находится далеко в стороне от того, что делает предприятие. Добиться верной направленности позволяет разработка и формализация стратегии.

Построение карты начинается с выяснения цели собственника. Что  он ждет от своего предприятия? В приведенном  примере цель проста и понятна  – увеличение стоимости бизнеса  на долгосрочном горизонте событий  и рост прибыли в ближайшей перспективе. Возможны и другие цели – увеличение инвестиционной привлекательности, например. Главное условие – достижимость цели, ее четкое и ясное определение (например: «хочу иметь возможность через три года продать данный бизнес за 10 миллионов»). Как правило, постановка цели производится в диалоге собственника с бизнес-аналитиками и топ-менеджерами компании, чья задача довести не очень четкие пожелания до конкретных цифр и фактов, которых желательно достигнуть за некоторый промежуток времени. На этих же совещаниях намечаются и способы достижения главной цели. В нашем примере высшую цель - повышение стоимости бренда - можно разделить на две подцели – высокая стоимость бренда компании и брендов продуктов компании – так решили аналитики, изучая деятельность предприятия. На нижних уровнях показано, за счет чего можно повысить эти ценности. Получившаяся в итоге карта четко выделяет основные направления, в которых следует действовать для достижения главной цели, указанной собственником.

И вот уже теперь можно  действовать по приведенному выше шаблону. Стратегическая карта показывает, каких  подцелей нужно добиваться для достижения высшей цели. Имея этот ориентир, цепочка  «как было» - «как будет» обретает смысл  и нацеливает проектирование системы управления на решение стратегической задачи. Каждый элемент имеющейся системы управления может иметь или не иметь влияние на достижение какой-либо из целей стратегической карты. Понятно, что реинжиниринг требуется только для важных для достижения стратегической цели элементов.

Проводить анализ «как есть»  в отношении бизнес-процессов  требуется далеко не всегда. Грамотные  бизнес-аналитики (или опытные руководители) обычно в состоянии предложить бизнес-процессы в варианте «как надо». Однако, встречаются ситуации, когда «как надо» не в состоянии сказать никто – например, абсолютно новый вид бизнеса или предприятие с большим количеством сложных взаимодействий между подразделениями, нуждающееся в повышении эффективности своей работы. Оптимизировать его работу возможно лишь путем скрупулезного анализа действующих бизнес-процессов. При этом весьма вероятно, что анализ покажет – интуитивно выстроенные связи и взаимодействия являются оптимальными, и повышение эффективности следует искать в других местах. Тем не менее, построение действующей схемы бизнес-процессов будет полезным для предприятия – поскольку предоставляет возможности к формализации деятельности, а также готовит почву для работы в случае каких-либо изменений в бизнесе.

К особенностям проектирования системы управления новым, только создаваемым предприятием следует отнести отсутствие анализа того, «как было». Система управления изначально проектируется для достижения стратегических целей предприятия.

 

 

3. Совершенствования  деятельности предприятия

3.1 Совершенствования деятельности предприятия

 

В условиях конкуренции  предприятие должно постоянно повышать свой потенциал для получения  прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности  предприятия (то есть его позиция  на рынке) является интегральным показателем этого потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия. Поясним данное утверждение на примере.

Предположим, что за четыре года произошло относительное улучшение  деятельности предприятия по сравнению  с прежним уровнем развития. Одновременно большими темпами развивались лидеры отрасли. Таким образом, в действительности отставание предприятия от передовой мировой практики увеличилось - произошла деградация предприятия и снизился его потенциал. При сохранении данной тенденции предприятие не сможет заработать необходимую для его существования прибыль и будет вынуждено покинуть сферу большого бизнеса.

Основными критериями оценки повышения потенциала являются: во-первых - качество продукции, во-вторых - себестоимость, в-третьих - способность предприятия выполнять заказы в запланированные сроки.

Повышение потенциала предприятия  возможно за счет комплексного развития:

  • корпоративной культуры на базе СМК (QC, QA, QM) - для повышения качества;
  • методик ведения бизнеса - для снижения цены;
  • инфраструктуры бизнеса, базирующихся на информационных технологиях, сердцевиной которых является ERP -система, - для налаживания системы планирования и организации работ точно в срок.

Выделяют 5 пять уровней  совершенства процессов на предприятии - уровней BPI:

  1. Хаос. Предприятие данного уровня характеризуется дисбалансом коммерческих, производственных и финансовых целей. Предприятие рассматривается как совокупность отдельных элементов. Качество готовой продукции - величина случайная, цены - высокие.
  2. Контроль. Основные цели предприятия сбалансированы. Процессы контролируемы.
  3. Оптимизация. Основные процессы предприятия реорганизованы с целью упрощения.
  4. Адаптация. Процессы предприятия синхронизированы с потребностями заказчиков.
  5. «Мировой класс». Предприятие формирует на рынке спрос. Качество готовой продукции соответствует скрытым потребностям заказчиков.

Понятно, что предприятие, находящееся на более высоком  уровне BPI (рис. 2), имеет преимущество перед теми, которые находятся  на более низком уровне, предлагая необходимое потребителю качество по более приемлемой для него цене.

Переход на более высокий  уровень BPI реализуется за счет цикла  совершенствования и предполагает постепенное (и, естественно, достаточное  для выхода на новый уровень) развитие следующих факторов:

  • производственной философии (философия совершенствования - TQM, JIT);
  • методик ведения бизнеса (использование передовых методик управления предприятием - MRPI, ERP, CSRP, ERPII, ISO 9000:2000);
  • ИС (внедрение и сопровождение информационных технологий, которые рассматриваются в качестве инструментов совершенствования, - ERP-система и др.).

Рассмотрим этапы цикла  совершенствования, которые идентичны  алгоритму «работы по преодолению  препятствий», предложенному Голдраттом:

  1. Описание текущих способов выполнения процессов предприятия. Определение препятствий в развитии предприятия.
  2. Описание желаемых способов выполнения процессов предприятия с привлечением передового опыта (стандарты ISO и ERP). Определение путей преодоления препятствий. Изменение в тех процессах, где хотя и не проявляются препятствия, но текущая деятельность не соответствует передовому опыту.
  3. Обеспечение реализации на предприятии желаемых способов выполнения процессов с помощью ERP-системы и СМК (стандарт ISO 9001:2000). Введение механизмов, которые должны обязывать всех работников следовать избранному пути развития.
  4. Накопление статистики по состоянию процессов предприятия (на базе ERP-системы) и ее анализ. Определение качественных и количественных оценок процессов предприятия, то есть формирование модели нормативов и допустимых отклонений от нормативов как для отдельных процессов, так и для всей деятельности предприятия.
  5. Констатация достижения предприятием целей совершенствования (то есть выхода на вышестоящий уровень BPI) при использовании желаемых способов выполнения процессов. Это означает превращение желаемых способов в текущие.

Цикл совершенствования  подразумевает развитие методик  ведения бизнеса на базе ERP-системы  и СМК. Сердцевиной цикла является бизнес-моделирование.

 

 

 

 

 

Заключение

 

До недавнего времени  считалось, что чем больше у предприятия  запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально – техническим  снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы. Однако в современных условиях гораздо менее остро стоит проблема дефицита, предприятия могут осуществлять самые разнообразные инвестиции. Владелец предприятия вынужден создавать запасы, так как в противном случае увеличатся издержки или уменьшится прибыль. Запасы и финансовые ресурсы могут также рассматриваться как взаимозаменяемые факторы. Отсюда следует, что запасы создаются, когда они обеспечивают более высокую рентабельность по сравнению с  теми случаями,  когда капитал используется альтернативным способом. Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в материальные запасы, руководству необходимо учесть, что при этом предприятие отказывается от альтернативных вариантов инвестирования.

Эффективная политика снабжения  и сбыта на основе логистики и маркетинга – мощный рычаг развития предприятия, оптимизации его структуры для решения задач с применением логистических подходов.

Учитывая функциональную направленность, логистика является научной и прикладной базой товародвижения, инструментом менеджмента, имеет тесную связь с маркетингом.

Логистика нацелена на использование  системного подхода к проблемам  бизнеса, который предусматривает  взаимосвязь основных функциональных областей деятельности (информатизация, маркетинг, производство, транспорт, финансы и др.).

Значительные объемы средств, вкладываемых в запасы, придает  проблеме научного управления ими первостепенную важность. Избыточные запасы являются причиной многих неудач в бизнесе, оказывают  дестабилизирующее влияние при  кризисах. В таких случаях полезно вспомнить, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».5

В данной работе приведен обзор моделей и методов теории управления запасами, который, разумеется, не является исчерпывающим в силу ограниченного объема работы.

 

Список использованной литературы

  1. Мильнер Б.З. Теория организации 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2007. - 480 с.
  2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА. М, 2007. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»)
  3. Волчков С.А., Балахонова И.В. Использование современных стандартов управления предприятием (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI) // Организатор производства. 2007. № 1 (региональный выпуск).
  4. Волчков С.А., Балахонова И.В. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ERP и ИСО 9001 от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2007. № 2.
  5. Латфуллин Г.Р., Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. —395c.
  6. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Петроспек, 2008. - 416 с.
  7. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод. Пособие – Мн: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2008,- 464 с.
  8. Корольков В.Ф. Процессы управления организацией./ В.Ф. Корольков, В.В. Брагин. – Ярославль: Ред.-изд. центр «Яртелекомсервис», 2001. –416 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  9. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 248с.
  10. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учеб. пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - 314с.
  11. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М: Институт новой экономики, 2007. - 658 с
  12. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с: ил. - (Серия «Краткий курс»).
  13. Экономика организации: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 382 с.
  14. Алборов Р.А. Основы экономики предприятия: уч.пос. / Алборов Р.А., Хорунжий Л.И., Концевая СМ.- М.: Дело и сервис, 2008.-С.148-178
  15. Бабаев Ю.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 304 с.

1 Родионов А.Р., Родионов Р.А. Управление производственными запасами // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999, № 1.

2 Английский экономист. Разработал модель и вывел известную формулу в 1920-х годах.

3 Гаджинский А.М. Логистика. – М.: ИД «Дашков и Ко», 2004.

4 Волчков С.А., Балахонова И.В. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ERP и ИСО 9001 от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2007. № 2.

5 Л.Больцман




Информация о работе Моделирование деятельности предприятия