Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 09:16, лекция
В основу системы мотивации была положена модель Мослоу, больше известная как пирамида Мослоу.
Теория Маслоу (1954) или теория Потребностей известна еще и как Пирамида Маслоу. В ней были описаны пять уровней потребностей, которые влияют на выбор человека. Эти пять уровней взаимодействуют следующим образом:
• Каждый предыдущий уровень должен быть завершен (удовлетворен, то есть напряжение потребностей этого уровня должно достигнуть для человека, приемлемого уровня) прежде чем последующий станет важным.
• Так как люди поднимаются вверх по этой пирамиде (иерархии), они постоянно стремятся удовлетворить все более высокий уровень потребностей.
• Разнообразие и количество уровней возрастает с уровнем психологической зрелости человека (это означает, что у примитивно развитого человека, верхние уровни могут не пробудиться никогда).
Исследование мотивации персонала Группы компаний «Русьимпорт» проводилось как на сотрудниках московских компаний, так и региональных ДО. В основу системы мотивации была положена модель Мослоу, больше известная как пирамида Мослоу.
Таким образом, три нижних уровня: физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные (потребность в принадлежности к определенной социальной группе), определяют так называемые гигиенические условия труда, то есть мотивы, которые побуждают человека сделать выбор по месту работы и удерживают сотрудника на предприятии
Два высших уровня – стимулируют эффективную работу сотрудника.
Исходя из этого, можно составить следующую таблицу:
ФАКТОРЫ
|
Делают компанию привлекательной для сотрудника, закрепляют его на фирме
|
Стимулируют труд, позволяют добиваться большей эффективности деятельности |
Соотношение влияния фактора
ПривлекательностьСтимулирование
|
Уровень заработной платы (Материальные потребности) |
Ж± Постоянная часть (оклад) обеспечивает у работника удовлетворение первичных потребностей (поддержание уровня жизни, который работник, считает для себя приемлемым), придает ему чувство уверенности в завтрашнем дне Уровень заработной платы должен быть минимум на 5 – 7% выше уровня заработной платы на аналогичных предприятиях |
Стимулирует труд переменная часть, зависящая от качества и количества труда |
4 : 1 Уровень заработной платы на 80% определяет привлекательность компании для человека и удерживает его в компании и только на 20% стимулирует желание работать. |
Корпоративная культура, отношение руководства, климат в компании |
Ж± Отношения доброжелательности, опора на положительное в человеке, социально ориентированная корпоративная культура. |
С± Признание заслуг, руководством компании Признание заслуг человека на 30% влияет на стимулирование желания человека работать. |
1 : 1 Социально ориентированная политика в компании, доброжелательность на 30 % определяют предпочтение человека при сохранении желания работать в компании |
Условия работы (Материальные потребности,
самореализация вне сфер |
Ж± Гигиенические условия работы, режим работы, напряженность работы, режим контроля за работой, ограничения. |
С- |
1 : 1 Низкие гигиенические условия существенно снижают желание трудиться, хорошие условия труда делают фирму более привлекательной и конкурентной на рынке труда (на 40% человек делает выбор компании исходя из условий труда) |
Социальная политика (Самореализация вне сфер компании (больше свободного времени) |
Ж+ Делает компанию
более привлекательной для сотр Имеется в виду социальный пакет |
Социальная политика компании, на 15% определяет выбор человека, при найме на работу и на 30 – 40% при переходе человека из компании в компанию | |
Достижения сотрудника (Социальный статус, признание
заслуг, социальные блага, |
С+ Осознание своего вклада, успех деятельности существенно стимулируют труд сотрудника |
Признание заслуг
сотрудника значительно стимулирует
желание трудиться более | |
Способности и качества непосредственного руководителя |
Ж- Плохие навыки руководителя и его характер в значительной степени влияют на желание уйти из компании |
С- Плохие навыки руководителя и его характер в значительной степени снижают желание работать |
|
Возможности профессионального и карьерного роста (Самореализация внутри |
С+ В основном влияют на стимулирование труда сотрудника |
Только для
отдельных категорий |
Условные обозначения
Ж – желание работать в компании (может быть со знаком + или -)
С – стимулирует желание высокоэффективной работы (может быть со знаком + или -)
Структура мотивов сотрудников Группы компаний «Русьимпорт» неоднородна по ряду оснований:
В связи с этим следует учесть и другую тенденцию: чем быстрее мы выдвигаем человека, тем выше представления человека о своем потенциале и, следовательно, о компенсациях, которые ему причитаются. Следовательно, стремительно повышая человека, мы, тем самым поднимаем уровень его притязаний, а значит, увеличиваем дельту, между реальными возможностями человека и уровнем его представления о своих возможностях. Как следствие, мы повышаем уровень его потребностей и загоняем себя в тупик – чем больше мы даем, тем больше человек ощущает свою важность и рассчитывает на большее вознаграждение, соответственно тем больше возрастает уровень рассогласования. Рост этого уровня подстегивают более быстрые успехи коллег. А это означает, что в период интенсивного развития компании быстрый карьерный рост приводит к быстрому истощению резервов стимулирования и, как следствие, более быстрой «выработке» сотрудника в должности.
* - естественно, что речь не
идет о 100% выборки. Когда мы
говорим о преобладающих
Если изобразить графически, то структура потребностей сотрудников нашей компании имеет вид перевернутой пирамиды, основание которой – материальные потребности (деньги, бонусы и премии)
Пирамида потребностей сотрудников группы компании «Русьимпорт» приобретает следующий вид
Учитывая различное влияние мотивов на различные категории сотрудников можно составить сводную таблицу мотивации
|
Мотивы |
Категории сотрудников по различным основаниям | ||||||||
Возраст
|
Социальный статус |
Регион | ||||||||
22 – 30 |
30 – 40 |
40 и выше |
С минимальным социальным статусом |
Среднего статусного положения |
Средний менеджмент |
Старший менеджмент |
Москва |
Региональные ДО | ||
Материальные потребности З/П, бонусы, премии |
+++ |
+ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
+ |
++ |
+++ | |
Самореализация вне сфер компании (больше свободного времени) |
+++ |
++ |
- |
+ |
++ |
++ |
+ |
++ |
- | |
Социальный статус, признание заслуг, социальные блага, проистекающие из социального положения |
+++ |
+++ |
++ |
+ |
++ |
++ |
+++ |
++ |
+++ | |
Потребность в стабильности и надежности |
- |
+ |
+++ |
+++ |
++ |
++ |
+ |
+ |
+++ | |
Самореализация внутри компании |
++ |
+++ |
+ |
- |
+ |
++ |
+++ |
++ |
++ |
Таким образом, переходя к вопросу построения системы социальной политики в компании, следует иметь ввиду все вышеперечисленные факторы.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем определить основные требования к социальной политике:
Если принять за основу эти требования то, возможно предложить следующие основные элементы социальной политики (мотивации) сотрудников:
Информация о работе Мотивация сотрудников в группе компаний "Русьимпорт"