1 Система налогообложения
предприятий
Общеустановленная система
налогообложения распространяется
в равной мере на все коммерческие
предприятия, будь оно крупное, среднее
или малое.
Налоговая система Российской
Федерации представляет собой совокупность
взимаемых на территории Российской
федерации федеральных, региональных
и местных налогов и сборов.(11)
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных
образований.
Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).(4)
Налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и
физические лица, на которых в соответствии
с НК РФ возложена обязанность
уплачивать налоги и (или) сборы.
В целях проведения налогового
контроля предприятия — налогоплательщики
подлежат постановке на учет в налоговых
органах соответственно по месту своего
нахождения и месту нахождения его обособленных
подразделений.
Порядок налогообложения
предприятий регламентируется следующей
нормативно-правовой базой:
1. Законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах, которое
состоит из Налогового кодекса Российской
Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии
с ним федеральных законов о налогах и
сборах.
2. Законодательство субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах,
состоящее из законов и иных нормативных
правовых актов о налогах и сборах субъектов
Российской Федерации, принятых в соответствии
с НК РФ.
3. Нормативные правовые акты
органов местного самоуправления о местных
налогах и сборах, принимаемые представительными
органами местного самоуправления в соответствии
с НК РФ.
В соответствии с частью
первой НК РФ общепринятая система
налогообложения в нашей стране
представлена тремя уровнями:
— федеральные налоги ;
— региональные налоги;
— местные налоги. (5)
Федеральные налоги обязательны
к уплате на всей территории Российской
Федерации. Они имеют решающее значение
как главный ресурс российского государства
и выполняет прежде всего фискальные функции
(предусматривает процесс изъятия части
доходов для формирования бюджета, финансовых
ресурсов государства), тогда как регулирующие
(направлены на упорядочение рыночных
отношений и проявляется в форме бюджетно-финансового,
денежно-кредитного и ценового механизма)
в силу специфики экономического развития
страны пока еще недостаточно используются.
К федеральным налогам
относятся:
- налог на добавленную стоимость (Налог на добавленную стоимость рассчитывается на основе чистого дохода, полученного предприятием на всех стадиях производственного процесса и обращения. Под добавленной стоимостью понимают разницу между стоимостью реализованной продукции и стоимостью материальных ресурсов, которая включает в себя заработную плату с начислениями на социальное страхование, стоимость основного капитала, перенесенного на готовую продукцию (амортизацию) и прибыль. Обеспечивает более 20% всех доходов федерального бюджета. (7));
- акцизы (Взимаются с товаров роскоши и товаров, удовлетворяющих вредные привычки, Их включают в цену на товар и тариф. Величина акцизного налога устанавливается в процентах к свободной отпускной цене товара. (12));
- налог на прибыль организаций (Это прямой налог, им непосредственно обладают доходы юридических лиц, и, как правило, он не переходит на потребителей конечной продукции. Объектом налога на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками. Для российских организаций это доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, м- доходы в результате деятельности на территории РФ. (10));
- налог на доходы физических лиц (Налог на доходы физических лиц взимается с денежных доходов физических лиц. Налог должны уплачивать все граждане, денежных доход которых превышает необлагаемый минимум, установленный законодательством Российской Федерации. С 1 января 2001 года ставка налога является единой и составляет 13%. (9));
- государственная пошлина (Государственная пошлина - в РФ - обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. (12)).;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) и объекты водных биологических ресурсов (рыба и морские млекопитающие) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. (1));
- налог на добычу полезных ископаемых (Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. (5));
- водный налог (Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения являются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.(1)).
Значительная часть федеральных
налогов распределяется между бюджетами
субъектов РФ в определенном соотношении,
которое определяется Бюджетным
кодексом РФ и законом о федеральном
бюджете на финансовый год.
Региональные налоги устанавливаются
НК РФ и законами субъектов РФ о налогах
и обязательны к уплате на территории
субъектов РФ. При введении региональных
налогов представительные органы власти
субъектов РФ определяют только налоговые
ставки, порядок и сроки уплаты налогов
в пределах, предусмотренных НК РФ, а также
они могут устанавливать налоговые льготы,
основание и порядок их применения.
К региональным налогам
относятся:
- налог на имущество организаций (Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое имущество(включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Плательщиками указанного налога являются российские организации и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.(1));
- транспортный налог (Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств (6).;
- налог на игорный бизнес (Налог на игорный бизнес — налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы. (1)).
Местные налоги вводятся НК
РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах. Они обязательны
к уплате на территории муниципальных
образований.
К местным налогам и
сборам относятся:
- земельный налог (Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (6));
- налог на имущество физических лиц (Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (4)).
2 Оптимизация налогообложения
При налоговой минимизации
принципиально платить только положенную
сумму установленных налогов и не позднее
установленного для этого срока.
Налогообложение необходимо,
но вполне естественно стремление минимизировать
суммы, выплачиваемые на налоги. Грамотнее
в этом случае было бы говорить не о минимизации,
а об оптимизации налогообложения и о
необходимости налогового планирования.(2)
Стратегической целью
налоговой оптимизации является
не только экономия на налоговых платежах,
но и сведение к минимуму штрафных
санкций со стороны налоговых
органов, снижение налоговых рисков.
Самым первым и совершенно
не секретным является тот факт,
что грамотное ведение бухгалтерского
учета и своевременно оформленная
и поданная отчетность ведет к
отсутствию штрафов и пени, что, как
ни странно, может оказаться существенным
моментом в оптимизации налогообложения
предприятия.(8)
Элементами налоговой
оптимизации является:
- Налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов;
- стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;
- точное исполнение налоговых и прочих обязательств, не допущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на сроки, превышающие сроки исковой давности;
- эффективная система бухгалтерского учета, позволяющая получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.
В процессе налоговой оптимизации
можно выделить ряд этапов:
- первый этап – момент создания коммерческой организации, когда формулируются цели и задачи нового образования, определяется, следует ли использовать те налоговые льготы , которые предоставлены законодательством;
- второй этап – выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения организации и её структурных подразделений;
- третий этап – выбор одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица;
- четвертый этап – анализ всех предоставленных законодательством льгот по каждому из налогов;
- пятый этап – анализ всех возможных сфер сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей;
- шестой этап – решение вопросов о рациональном размещение активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Первые три этапа налоговой
оптимизации происходят только один
раз – до регистрации организации
(предприятия), а остальные относятся
к текущей деятельности и должны
осуществляться постоянно в ходе
процесса хозяйственной деятельности
на всех её уровнях.
Следующим шагом должно стать
планирование налогов. Налоговое планирование
представляет собой ряд мероприятий,
нацеленных на проведение расчетов для
разных моделей налогообложения, с
целью выбора наиболее подходящей.
Основными наиболее доступными
при современном налоговом законодательстве
методами налогового планирования являются:
- Использование пробелом законодательства;
- использование налоговых льгот;
- выбор формы деятельности и режима налогообложения
- использование различных законодательно предусмотренных вариантов исчисления налогов, надлежаще закрепленных в учетной политике;
- использование организацией налогового режима;
- отсрочка уплаты налогов;
- разделение или замена отношений при осуществлении сделок;
- налоговое планирование через договор;
- использование оффшорных зон (относятся страны, законодательство которых предоставляет компаниям полное освобождение прибыли от налогообложения);
- трансферт (перенос) цены.
Приведенные способы налогового
планирования являются законными,
и их правильное использование не
влечет за собой налоговых рисков.(9)
Очень часто оптимизация налогообложения
организации ассоциируется у руководителей
только с уменьшением налоговой суммы,
и это не совсем правильное мнение.(5)
При осуществлении налогового
планирования главным критерием, которому
должны соответствовать действия налогоплательщика
для исключения возможных налоговых
рисков и претензий со стороны
налоговых и правоохранительных
органов, является экономическая обоснованность
и целесообразность деятельности и
операций налогоплательщика, их соответствие
налоговым целям фактически устанавливаемых
гражданско-правовых отношений.
Государство предоставляет
предпринимателям возможность оптимизировать
налогообложение, используя различные
льготы по налогам, предоставляя выбор
объекта для налогообложения (для
упрощенной системы), различные размеры
налоговых ставок. Кроме того, специалисты,
хорошо ориентирующиеся в тонкостях налогового
законодательства способны подсказать
нюансы, косвенно также способствующие
оптимизации системы налогообложения.