Нормирование труда рабочих и служащих в ЗАО "Санаторий Актер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации рабочих мест на предприятии.
Объектом исследования является организация рабочих мест на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты организации рабочих мест на предприятии;
- провести анализ организации труда на предприятии;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-оранизационные аспекты организации рабочих мест и их аттестации. 5
1.1. Понятие рабочего места. Требования, предъявляемые к организации рабочих мест. Классификация рабочих мест. 5
1.2. Планировка и обслуживание рабочих мест. 8
1.3. Сущность и порядок проведения аттестации рабочих мест. 10
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Актер». 11
2.2. Характеристика рабочих мест. 14
Глава 3. Пути повышения эффективности организации и аттестации рабочих мест ЗАО «Актер». 18
Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

нормирование труда.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Также следует  отметить, что проводимые аттестации рабочих мест позволяют выявлять отступления от нормативных требований к ним, а следовательно совершенствовать организацию рабочих мест в соответствии с требованиями научной организации труда. По результатам аттестации малоэффективные рабочие места могут упраздняться, при этой появляется возможность более рационального использования производственных площадей, установки современного высокопроизводительного оборудования и интенсификации производственного процесса.

 

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Актер»

     Организационно - правовая форма предприятия – закрытое акционерное общество санаторий «Актер».

Общие положения и основные задачи ОК

- Административно- управленческий аппарат;

- Врачи;

- Ср. мед. персонал

- Младший мед. персонал;

- Работники пищеблока;

- Административно-хозяйственная  часть.

      В АУП  входят: главный врач санатория  «Актер»,

финансовый отдел: бухгалтерия  в составе главного бухгалтера  и бухгалтеров; экономист.

      В обязанности  и права главного врача входят:

- организация труда,  продолжительности  рабочего  времени,  предоставление отпусков, выходных дней в соответствии  с Законодательством РФ;

- издавать приказы, утверждать  инструкции специалистов и других работников;

- принимать меры поощрения  и налагать взыскания;

- имеет право  устанавливать разряды рабочих  в  соответствии  с  действующим  тарифно-квалификационным  справочником,  определять  перечень   профессий   рабочих  и  работ,  оплачиваемых  по  повышенным   тарифным   ставкам   в соответствии с  действующими  типовыми  перечнями  профессий  по  отраслям производства;

-   обнаруживает  недостатки  в  работе  и   направляет  на  их  устранение.

   Бухгалтерия:

- ведет финансовый  учет и отчетность;

- определяет  влияние на размер доходности, прибыли и  затрат;  ассортимент

   выпускаемой  продукции; состав потребителей  продукции; географические зоны  и   каналы   распределения   путевок    и    услуг;     размер    заказа;

  - Экономист:   оценивает  каждый  вид  выпускаемой   продукции,  выполненных  работ,  оказываемых услуг по его прибыльности, степени  риска,  определяет  валовой доход, валовую,  налогооблагаемую,  чистую  прибыль  предприятия, рассчитывает  калькуляцию  затрат  койко-дней  за  период,   выручку   от реализации, определяют наиболее выгодную и допустимую (с  учетом  скидок)  продажную цену путевок и услуг.

  - Врачи,  средний  медицинский  персонал  и  младший  медицинский   персонал оказывают больным и  отдыхающим  все  виды   лечебных,  оздоровительных  и профилактических  работ  и  услуг.  Их  работа  направлена  на  улучшение качества оказания услуг.

      Оперативное управление санатория  «Актер» осуществляется главным   врачом, который  действует   на  основании   доверенности, выданной   председателем. Достаточная  обеспеченность предприятия   нужными  трудовыми ресурсами, их рациональное  использование,  высокий уровень производительности  труда имеют большое значение  для увеличения  объемов продукции и   повышения эффективности производства.  В частности от  обеспеченности   предприятия трудовыми ресурсами   и  эффективности  их  использования  зависят  объем  и своевременность   выполнения   всех   работ,   эффективность   использования оборудования, машин, механизмов, также себестоимость  продукции,  прибыль  и ряд других показателей. При анализе обеспеченности кадрами  особое  значение уделяется категориям работников наиболее важных профессий (в  санатории  это прежде всего медицинский персонал:  врачи,   медицинские  сестры  и  младший мед. персонал).

                 

 

 

 

 

 

                Организационная структура ОК

 

          Рис. 1 Организационная структура ОК

                            2.2. Характеристика рабочих мест.

 

   Характеристику рабочих мест структурного подразделения предприятия рассмотрим на примере отдела административной службы, численность которого составляет 5 человек в одном кабинете. Каждый кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. В соответствии с санитарными нормами на одно рабочее место, оснащенное компьютером, предусматривается не менее 6 м 2 площади и кубатура не менее 19,5 м3. Важным моментом является также рациональное размещение на рабочем месте документации, канцелярских принадлежностей, что обеспечивает работающему удобную рабочую позу, наиболее экономичные движения и минимальные траектории перемещения работающего и предмета труда на данном рабочем месте. Поэтому данное рабочее место оснащено вспомогательными полками для хранения документов, а также различными канцелярскими принадлежностями. Высота помещений от пола до потолка равна 4 м, а площадь на одно рабочее место составляет 8 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.Интерьер выполнен в спокойных тонах, на стене  календарь. На окнах весят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных лучей летом. Условия труда при работе на компьютере характеризуется возможностью воздействия на него следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, ионизирующих и неионизирующих излучений, специфических условий зрительной работы. С учетом специфики производственного процесса, т. е. повышенной температуры и пониженной влажности в помещении, организуется система вентиляции на базе одного кондиционера с возможностью регулировки температуры и влажности воздуха, а также предусматривается приточная система вентиляции. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 оС, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот. Отопление помещения – центральное водяное от городских тепловых сетей. Возможно, использование электрического обогревателя средней мощности на особо холодный период времени и во время демисезонного отключения отопления. Влажная уборка помещения проводится ежедневно. На рабочем месте в светлое время суток предусматривается естественное одностороннее боковое освещение (КЕО=1,2% в соответствии с СНБ 2.04.05-98). Экран дисплея развернут боком к окну. Окна снабжены светорассеивающими шторами. Искусственное освещение создает хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих материалов на столе.Для исключения засветки экрана прямыми световыми потоками светильники общего освещения с люминесцентными лампами располагаются сбоку от рабочего места под потолком параллельно линии зрения. Местное освещение обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе ниже или на уровне линии зрения, чтобы не вызывать ослепления. Срок эксплуатации некоторых ламп подходит к концу, поэтому они светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы не меняют до полного их перегорания. Это снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала. Оснащение рабочего места персонала телефонами позволяет быстро и оперативно связываться с клиентами и необходимыми людьми, что способствует более быстрому оформлению документов. Для оптимальной планировки рабочих мест используются четыре стола с выдвижной полкой для клавиатуры. Клавиатура и мышь подключены к системному блоку через специальные провода. Стулья со спинкой, жесткие, нерегулируемые, что не очень удобно при длительной сидячей позе. На таких стульях работник быстрее устает и тем самым снижается его работоспособность. Чтобы этого избежать необходимо использовать стулья с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников с регулируемой высотой сиденья. Компьютеры оснащены объемными мониторами с плоским экраном. Мониторы имеют частоту мерцания экрана 75 МГц, однако этого не достаточно для нормальной работы, так как при непрерывной работе за ПК свыше 10 минут устают глаза. Минимальной частотой мерцания монитора для нормальной работы за ПК является 85 МГц, при этом необходимо делать перерывы в работе через каждые 1,5-2 часа по 15-20 минут. Исходя из норм следует, что установленные мониторы с более низкой частотой не рекомендуется использовать. Основными источниками шума на рабочем месте, оборудованном видеотерминалами, являются копировальная техника, принтер, сканер, факс, модем и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах – вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы. Уровень шума на рабочем месте при работе на компьютере не превышает 65 дБА, при работе на принтере он превышает нормы на 2-3 дБА. Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале. Последняя аттестация рабочих мест проходила в декабре 2009 года. По ее результатам был составлен план мероприятий на 2010-20123гг. по улучшению условий труда, который включает в себя:

-          замену отслужившей и морально  устаревшей техники, механизмов  и оборудования;

-          ремонт помещений;

-          замену старой мебели на новую специально приспособленную для удобной работы с персональным компьютером.

Помещение, в  котором находятся рабочие места, относится к помещениям без повышенной опасности. В нормальных условиях электрические  сети достаточно безопасны, так как они надежно изолированы, и окружающая среда практически не разрушает изоляцию; кроме того, в помещении выполнены следующие мероприятия по защите людей от поражения электрическим током:

защитное заземление - заземляются системный блок и  защитный экран дисплея;

части оборудования и проводка, находящиеся под напряжением, ненадежно защищены и расположены  в недоступных местах; В рабочем помещении в непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммутационные кабели, аппаратура, устройства, узлы которых нагреваются до 80-1000 С. Для отвода избыточной теплоты от персонального компьютера служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение, и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением. Для предотвращения распространения огня во время пожара с одной части здания на другую в здании устроены противопожарные преграды в виде противопожарных стен, перегородок. Конструкции изготовлены из кирпича, стекла, металла. Деревянные конструкции пропитаны антиперином.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения эффективности  организации и аттестации рабочих  мест ЗАО «Актер».

Для улучшения  условий труда и повышения  работоспособности специалистов необходимо следующее:

  1. установить в каждом кабинете с ПК огнетушитель и аптечку;
  2. заменять лампы, горящие оранжевым цветом, на новые. Это позволит снизить нагрузку на зрение и повысить уровень освещенности помещения;
  3. заменить старые ПК на новые с ЖК монитором. Это снизит нагрузку на зрение человека, уменьшит его утомляемость, а также поможет избавиться от шума вентиляторов;
  4. так же можно заменить клавиатуру и мышь подключенные к ПК с помощью проводов на клавиатуру и мышь подключены к системному блоку через инфракрасные порты, что исключает наличие проводов и повышает мобильность этих устройств.
  5. заменить обычные жесткие нерегулируемые стулья со спинкой на подъемно-поворотные и регулируемые по высоте и углам наклона сиденья и спинки стулья. Благодаря поворотному креслу на колесиках, есть возможность свободно работать с принтером и сканером. Угловая планировка рабочего места позволяет избежать лишних движений в процессе работы и при использовании периферийных устройств, так как до них можно легко достать рукой.
  6. Заменить шумное оборудование на современное малошумное оборудование. Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале.
  7. необходимо  сделать эвакуационные выходы, на случай вынужденной эвакуации людей при пожаре из здания.
  8. на всех необходимых местах должны быть первичные средства пожаротушения.
  9. так же во всех кабинетах должны быть дымовые пожарные извещателя системы сигнализации, предназначенной для обнаружения и оповещения о пожаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате выполнения курсовой работы мною было выяснено следующее. Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные  с особенностями организации  производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное  использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

Рациональная  организация рабочего места - это, прежде всего, его специализация, т.е. установление определенного производственного профиля, закрепление за ним соответствующих однотипных операций, оборудования, распределения обязанностей между работниками. Также очень важно, чтобы люди, которые половину своей жизни проводят в офисе, отождествляли себя с компанией, направлением ее деятельности, ее целями, и чувствовали себя на рабочем месте как дома. Только тогда они смогут работать с полной самоотдачей и максимально эффективно. А предприятие, заботясь об условиях труда своих сотрудников, сможет не только оградить себя от возможных штрафов, но и увеличить свои доходы.

Список использованной литературы:

  1. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. Юрайт, 2011 г.
  2. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О., Шапошникова О.А. Экономика труда. Феникс, 2009 г.
  3. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Лясникова Ю.В. Экономика и социология труда. Российская академия предпринимательства, 2011 г.
  4. Бякова О.Е., Погодина Н.А. Организация, нормирование, оплата труда на предприятии. Экзамен, 2008 г.
  5. Вайсбурд В.А. Экономика труда. Омега-Л, 2011 г.
  6. Вешнякова Т.С. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях сферы обслуживания. Академия, 2006
  7. Воловская Н.М. Экономика и социология труда. Высшее образование. 2001 г.
  8. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. Норма, 2007
  9. Головачев А.С. Березина Н.С., Бокун Н.Ч. Организация, нормирование и оплата труда Новое знание, 2008
  10. Жулина Е.Г. Экономика труда. Эксмо, 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 


Информация о работе Нормирование труда рабочих и служащих в ЗАО "Санаторий Актер"