Объединение крупного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование механизма создания различных крупных объединений предприятий.
Задачи:
1.Изучить причины и предпосылки создания крупных объединений
2.Описать сильные и слабые стороны крупного бизнеса
3.Рассмотреть различные виды и формы объединения крупного капитала

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
Основная часть……………………………………………………………………….6
1.Понятие крупного бизнеса, причины и предпосылки создания крупных объединений. Сильные и слабые стороны…………………………………………6
2. Формы объединения крупного капитала и их характеристика………12
3. Крупные объединения в России………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_2.docx

— 59.15 Кб (Скачать файл)

Также к преимуществам крупного бизнеса можно отнести то, что они имеют и вкладывают громадные средства в новшества и могут успешно застраховаться от неблагоприятных воздействий, связанных с инновациями риска.

 

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны развития крупного бизнеса

Сильные стороны крупного бизнеса

Слабые стороны крупного бизнеса

Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства

Снижение стимулов к росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры, правила рационального бизнеса

Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия на издержках производства

Падение эффективности управления с ростом объёма фирмы

Устойчивость

Негибкость, возможность потери контакта с потребителем


 

К отрицательным сторонам деятельности крупного бизнеса относится:

- избыточная концентрация  экономики;

- локализация хозяйственных  отношений.

- блокирование горизонтальных  хозяйственных связей, которые не  выходят за пределы той или  иной компании. Негативные ожидания  связаны с угрозой свободе конкуренции, с неэффективностью межсекторального перераспределения ресурсов, с монопольными практиками и, в конечном итоге, с ограничениями политической демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ КРУПНОГО КАПИТАЛА И

ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1.Холдинги 

Холдинговая компания (холдинг) – это предприятие (независимо от его организационно-правовой формы), в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определённых решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. Как правило, контрольный пакет предполагает владение пакетом акций или долей в размере свыше 50%. Помимо контрольных пакетов холдинг может владеть паритетными пакетами – 50% и пакетами участия, когда пакет акций или принадлежащая доля меньше 50%.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Различают два типа холдингов:

- чистый холдинг, когда через систему участия в акционерном капитале других фирм холдинг-компания занята лишь тем, что получает и наращивает доходы на вложенный капитал;

- смешанный холдинг, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния захватывает контрольные пакеты акций новых зависимых фирм и филиалов.

Эффективное функционирование холдинговой структуры предполагает рациональность внутрихолдинговых связей, отлаженность прав собственности.

В проекте модального (рекомендательного) законодательного акта « О холдингах», принятого в РФ, предложено деление холдинговых структур:

 

Таблица 2 – Деление холдинговых структур

Вид холдинговой структуры

Краткая характеристика

Имущественный холдинг

Отношение между участниками основаны на преобладающем участии основной компании в капитале дочерних

Договорной холдинг

Отношения основаны на наличии соответствующих договоров между основной компанией и акционерами других участников холдинга

Имущественно-договорной холдинг

Отношения строятся и на имущественной, и на договорной основе

Государственный холдинг

Основная и дочерние компании остаются государственными предприятиями с преобладающей долей государственной собственности и в уставном капитале основной компании

Стратегический холдинг

Специально созданный в соответствии с правительственными решениями или осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства в особо значимых сферах национальной экономики

Транснациональный холдинг

Основная компания имеет дочерние структуры на территориях других стран

Межгосударственный холдинг

Тот же транснациональный холдинг, но созданный на основе межправительственных соглашений (международных договоров)

Управленческий холдинг

Основная компания специализируется на выполнении функций корпоративного управления по отношению к другим участникам

Субхолдинг (промежуточный холдинг)

Дочерняя организация, подчинённая основной компании, наделена особыми правами по регулированию деятельности других участников холдинга


 

Пути объединения коммерческих организаций в холдинговые компании:

  1. Посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса. Это так называемая «горизонтальная интеграция».
  2. Объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции) – «вертикальная интеграция».
  3. Путём последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе.
  4. Объединение холдинговых компаний.
  5. Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
  6. «Деление» больших компаний при их реструктуризации.

Все приведённые выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:

- путём скупки акций  на вторичном рынке, которую осуществляет  брокер;

- путём обмена акциями, специально эмитированными для  этого каждым предприятием;

- путём создания специальной  управляющей компании, куда учредители  передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг;

- путём передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау (пример: компания МакДональдс).

 

2.Ассоциации 

Ассоциация – это добровольное соединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций. 

Ассоциация – орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнёрами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в неё предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе.

Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают годовые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участников с партнёрами по ассоциации (по установленному перечню показателей), составляется объединённый план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.

Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциации могут вступать в другие добровольные обязательства без согласования с отдельными участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора, а в ряде случаев – другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могу принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.

Основная цель создания ассоциации – повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства.

Источниками средств ассоциации могут быть вступительные и членские взносы, производственно-хозяйственная и иная деятельность, добровольные денежные взносы, дары физических и юридических лиц, а также иные не запрещённые действующем законодательством поступления. Собственностью ассоциации могут выступать созданные ею, а также приобретённые или переданные ей безвозмездно здания, объекты, оборудование и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной уставом ассоциации.

Преимущества, на которые могут рассчитывать участники ассоциации:

- создание для членов  ассоциации проектов (отраслевой  журнал, выставка, учебный центр  и т.д.);

- возможность напрямую  или через исполнительные органы  ассоциации разрешать споры и конфликты с партнёрами и между собой;

- оперативное получение  информации о недобросовестных  участниках рынка;

- поддержка при участии  в тендерах, посреднические услуги  при выходе на партнёров и  госструктуры;

- поддержка в переговорах  с зарубежными партнёрами;

- консультации по проблемам  бизнеса, рекламной деятельности, юридическим  и прочим вопросам;

- содействие в подготовке  персонала;

- рекламно-информационная  поддержка;

- дополнительные скидки  на товары и услуги, предоставляемые  членами ассоциации;

- использование имиджа  ассоциации.

Большинство этих преимуществ – результат совместной деятельности членов ассоциации над реализацией её проектов. Сообща поработав над ними, участники ассоциации имеют полное право воспользоваться плодами своего труда.

 

3.Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, которые полностью или частично объединили свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ – один из видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного положения крупных корпораций на мировом рынке способствует высокая степень концентрации НТП в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естественно преобразуются в ФПГ.

Отличительной особенностью и обязательным условием для ФПГ является наличие в её составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции.

Современные финансово-промышленные группы представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочнения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путём формирования современного крупного производства.

Мотивами объединения предприятий промышленности, торговли, кредитно-финансовой сферы, науки и т.д. в ФПГ являются:

- снижение производственных  и трансакционных издержек;

- повышение инвестиционной  привлекательности бизнеса;

- концентрация инвестиционных  ресурсов на приоритетных направлениях  производства и НИОКР;

- стремление шире использовать легальные механизмы совершенствования имущественных отношений;

- готовность проблемных  фирм (где имеются конфликты в  интересах разных групп акционеров) признать разделение сфер влияния.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о её создании, и учреждённая ими центральная компания либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав ФПГ могут входить: коммерческие и некоммерческие организации (в том числе и иностранные), за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие компании более чем в одной финансово-промышленной группе законом не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Информация о работе Объединение крупного капитала