Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 16:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование механизма создания различных крупных объединений предприятий.
Задачи:
1.Изучить причины и предпосылки создания крупных объединений
2.Описать сильные и слабые стороны крупного бизнеса
3.Рассмотреть различные виды и формы объединения крупного капитала
Введение……………………………………………………………………………...4
Основная часть……………………………………………………………………….6
1.Понятие крупного бизнеса, причины и предпосылки создания крупных объединений. Сильные и слабые стороны…………………………………………6
2. Формы объединения крупного капитала и их характеристика………12
3. Крупные объединения в России………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Также к преимуществам крупного бизнеса можно отнести то, что они имеют и вкладывают громадные средства в новшества и могут успешно застраховаться от неблагоприятных воздействий, связанных с инновациями риска.
Таблица 1 – Сильные и слабые стороны развития крупного бизнеса
Сильные стороны крупного бизнеса |
Слабые стороны крупного бизнеса |
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства |
Снижение стимулов к росту эффективности производства |
Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры, правила рационального бизнеса |
Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса |
Экономия на издержках производства |
Падение эффективности управления с ростом объёма фирмы |
Устойчивость |
Негибкость, возможность потери контакта с потребителем |
К отрицательным сторонам деятельности крупного бизнеса относится:
- избыточная концентрация экономики;
- локализация хозяйственных отношений.
- блокирование горизонтальных хозяйственных связей, которые не выходят за пределы той или иной компании. Негативные ожидания связаны с угрозой свободе конкуренции, с неэффективностью межсекторального перераспределения ресурсов, с монопольными практиками и, в конечном итоге, с ограничениями политической демократии.
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.Холдинги
Холдинговая компания (холдинг) – это предприятие (независимо от его организационно-правовой формы), в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.
Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определённых решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. Как правило, контрольный пакет предполагает владение пакетом акций или долей в размере свыше 50%. Помимо контрольных пакетов холдинг может владеть паритетными пакетами – 50% и пакетами участия, когда пакет акций или принадлежащая доля меньше 50%.
Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
Различают два типа холдингов:
- чистый холдинг, когда через систему участия в акционерном капитале других фирм холдинг-компания занята лишь тем, что получает и наращивает доходы на вложенный капитал;
- смешанный холдинг, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния захватывает контрольные пакеты акций новых зависимых фирм и филиалов.
Эффективное функционирование холдинговой структуры предполагает рациональность внутрихолдинговых связей, отлаженность прав собственности.
В проекте модального (рекомендательного) законодательного акта « О холдингах», принятого в РФ, предложено деление холдинговых структур:
Таблица 2 – Деление холдинговых структур
Вид холдинговой структуры |
Краткая характеристика |
Имущественный холдинг |
Отношение между участниками основаны на преобладающем участии основной компании в капитале дочерних |
Договорной холдинг |
Отношения основаны на наличии соответствующих договоров между основной компанией и акционерами других участников холдинга |
Имущественно-договорной холдинг |
Отношения строятся и на имущественной, и на договорной основе |
Государственный холдинг |
Основная и дочерние компании остаются государственными предприятиями с преобладающей долей государственной собственности и в уставном капитале основной компании |
Стратегический холдинг |
Специально созданный в соответствии с правительственными решениями или осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства в особо значимых сферах национальной экономики |
Транснациональный холдинг |
Основная компания имеет дочерние структуры на территориях других стран |
Межгосударственный холдинг |
Тот же транснациональный холдинг, но созданный на основе межправительственных соглашений (международных договоров) |
Управленческий холдинг |
Основная компания специализируется на выполнении функций корпоративного управления по отношению к другим участникам |
Субхолдинг (промежуточный холдинг) |
Дочерняя организация, подчинённая основной компании, наделена особыми правами по регулированию деятельности других участников холдинга |
Пути объединения коммерческих организаций в холдинговые компании:
Все приведённые выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
- путём скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
- путём обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием;
- путём создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг;
- путём передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау (пример: компания МакДональдс).
2.Ассоциации
Ассоциация – это добровольное соединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций.
Ассоциация – орган, как правило, с ограниченной, а порой с чисто номинальной взаимной ответственностью. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и отвечают лишь по своим обязательствам перед партнёрами. Как правило, лишь в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование. Участники не несут ответственность за результаты деятельности ассоциации в целом. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в неё предприятий и лиц, если это специально не оговорено в уставе.
Предприятия и организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают годовые и долгосрочные планы собственного экономического и социального развития. После согласования планов отдельных участников с партнёрами по ассоциации (по установленному перечню показателей), составляется объединённый план, выполнение которого контролируется правлением ассоциации.
Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциации могут вступать в другие добровольные обязательства без согласования с отдельными участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора, а в ряде случаев – другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решение совета принимается простым большинством голосов (50% + 1 голос). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могу принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.
Основная цель создания ассоциации – повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства.
Источниками средств ассоциации могут быть вступительные и членские взносы, производственно-хозяйственная и иная деятельность, добровольные денежные взносы, дары физических и юридических лиц, а также иные не запрещённые действующем законодательством поступления. Собственностью ассоциации могут выступать созданные ею, а также приобретённые или переданные ей безвозмездно здания, объекты, оборудование и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной уставом ассоциации.
Преимущества, на которые могут рассчитывать участники ассоциации:
- создание для членов ассоциации проектов (отраслевой журнал, выставка, учебный центр и т.д.);
- возможность напрямую
или через исполнительные
- оперативное получение информации о недобросовестных участниках рынка;
- поддержка при участии в тендерах, посреднические услуги при выходе на партнёров и госструктуры;
- поддержка в переговорах с зарубежными партнёрами;
- консультации по проблемам бизнеса, рекламной деятельности, юридическим и прочим вопросам;
- содействие в подготовке персонала;
- рекламно-информационная поддержка;
- дополнительные скидки на товары и услуги, предоставляемые членами ассоциации;
- использование имиджа ассоциации.
Большинство этих преимуществ – результат совместной деятельности членов ассоциации над реализацией её проектов. Сообща поработав над ними, участники ассоциации имеют полное право воспользоваться плодами своего труда.
3.Финансово-промышленные группы
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, которые полностью или частично объединили свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
ФПГ – один из видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного положения крупных корпораций на мировом рынке способствует высокая степень концентрации НТП в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естественно преобразуются в ФПГ.
Отличительной особенностью и обязательным условием для ФПГ является наличие в её составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции.
Современные финансово-промышленные группы представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочнения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путём формирования современного крупного производства.
Мотивами объединения предприятий промышленности, торговли, кредитно-финансовой сферы, науки и т.д. в ФПГ являются:
- снижение производственных и трансакционных издержек;
- повышение инвестиционной привлекательности бизнеса;
- концентрация инвестиционных
ресурсов на приоритетных
- стремление шире использовать легальные механизмы совершенствования имущественных отношений;
- готовность проблемных
фирм (где имеются конфликты в
интересах разных групп
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о её создании, и учреждённая ими центральная компания либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав ФПГ могут входить: коммерческие и некоммерческие организации (в том числе и иностранные), за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие компании более чем в одной финансово-промышленной группе законом не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.