2) Семинары – обычно проводятся
по окончанию изучения определенной
порции материала с целью проверки
усвоения материала лекций, а
также помочь обучающимся лучше
разобраться в содержании изучаемого
материала. Главное в семинаре – диалог
между преподавателем и обучающимся, он
позволяет с разных сторон рассмотреть
материал, соотнести его с опытом и знаниями,
уже имеющимися у слушателей. Семинарские
занятия позволяют контролировать степень
понимания слушателями пройденного материала.
С этой целью проводятся опросы или даются
практические задания по пройденному
материалу. Эффективность семинара зависит
от умения преподавателя создать в ходе
занятия такую обстановку и климат, который
побуждал бы слушателей к активному участию
в работе. Семинары проводятся в относительно
небольших группах от восьми до двадцати
пяти человек.
3)Учебные кино и видеофильмы
– процесс обучения включает
просмотр кино и видео материалов.
При таком обучении обеспечивается
лучшая запоминаемость, наглядность
и доступность подачи материала,
возможность повторения и самообучения,
возможность многократного использования,
удобство пользования, связь с
практикой, экономия средств, помощь
преподавателю или тренеру. В
учебных целях действие каждого
фильма представлено в форме
отдельных фрагментов. После каждого
эпизода, посвященного отдельным
аспектам рассматриваемой проблемы,
обучаемым предлагается краткое
теоретическое обобщение увиденного.
К активным методам обучения относятся:
1) Тренинги – во время тренингов
идет практическая отработка
умений и навыков при этом
минимизированы блоки теоретического
материала. Моделируются специальные
ситуации для развития и закрепления
у обучающихся необходимых навыков,
освоения новых моделей поведения,
возможное изменение отношения
к собственному опыту и подходам.
Обычно в тренингах широко
применяются различные техники
и методы активного обучения
– групповые дискуссии, деловые,
имитационные и ролевые игры.
2)Программирование и компьютерное
обучение – сущность программированного
обучения заключается в пошаговой
оценке степени усвоения материала
и его максимальной степени
структурированности. При этом методе
информация предоставляется обучаемым
в виде небольших блоков в печатном либо
компьютерном виде. После ознакомления
с материалом обучаемый должен ответить
на вопросы, позволяющие оценить степень
усвоения и глубину понимания изучаемого
материала. Основное преимущество данного
метода заключается в удобстве изучения
материала, обучаемый может двигаться
в удобном для него темпе.
3)Групповые обсуждения – групповые
дискуссии являются скорей дидактическим
приемом, нежели методом обучения.
Данный метод широко применяется
в других формах обучения. Групповые
дискуссии проводятся в группах
от 4 до 7 человек, они широко применяются
как у нас в стране так и за
рубежом. Применения групповых дискуссий
обеспечивает лучшее усвоение изучаемого
материала, максимально используя опыт
слушателей.
4)Деловые игры – при данном
методе обучения учебная тематика
отрабатывается на основе материала
и ситуаций, моделирующих различные
аспекты связанны непосредственно
профессиональной деятельностью
работника. В деловой игре предполагается
наличие правил работы и водной
информации, определенного сценария,
определяющего ход и содержание
игры. Деловые игры проводятся
в три этапа – подготовка
к игре, проведение, разбор результатов
проведения и подведение итогов.
5)Ролевые игры – этот метод
активного обучения становиться
все более популярным среди
работодателей при обучении кандидатов
на занятие руководящих должностей,
а также текущих руководителей.
Ролевые игры при обучении
работников навыкам межличностного
общения. Ситуациям, в которые они
попадают при непосредственно
работе, взаимодействии со своими
коллегами, подчиненными и руководством.
6)Поведенческое моделирование
– является одним из новых
методов обучения сотрудников
навыкам изменения установок
и межличностного общения. Используется
в рамках тренингов, которые предполагают
более широкое применение методов
активного обучения. Данный метод
обучает конкретным установкам
и навыкам, которые связанны с
исполнением своей профессиональной
деятельности.
7)Разбор практических ситуаций
– метод начали использовать
еще в двадцатых годах в
США, он связан с разбором практических
ситуаций. Является одним из самых
испытанных методов обучения
навыкам решения проблем и
принятия решений. Целью данного
метода является обучение слушателей
проводить анализ информации, структурировать,
выработать способности выявлять
ключевые проблемы и генерировать альтернативные
пути решения, также оценивать их и выбирать
оптимальное решение, вырабатывать программы
действия.
8)Баскет-метод – данный метод основан
на имитации ситуаций, которые часто встречаются
в трудовом процессе руководителей. Обучаемый
в процессе обучения выступает в роли
руководителя на него накладываются непосредственные
обязанности – разбор писем, факсов, отчетов
и принятие по ним определенные действия,
обучаемый получает информацию об руководителе
в роле которого он выступает, упражнение
возможно усложнить включив в него визиты
разных людей, телефонные звонки, незапланированные
встречи.
Выбор метода обучения определяется
характеристиками самих слушателей, возможностями
организации, уровнем квалификации педагога,
целями учебного процесса. Ошибки при
выборе метода могут негативно отобразиться
на эффективности обучения. К примеру,
слишком большое количество лекционных
занятий для слушателей с невысоким уровнем
практики, достаточно давно закончившим
учебное заведение, может существенно
ухудшить усвояемость учебного материала
и снизить интерес к занятиям.