Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:18, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть государственные критерии обязательного аудита, особенности проведения обязательных аудиторских процедур.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
рассмотреть виды обязательного аудита;
рассмотреть экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту;
изучить правовые основы обязательного аудита и обязательный аудит на основе критериев, установленных правительством Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Виды обязательного аудита……………………………………….….5
Глава 2. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту ….11
Глава 3. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов…………………………………...…18
Глава 4. Конкурсный порядок выбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита………………………………..….21
Глава 5. Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита:………………………………………………...30
Глава 7. Перечень сведений об организации, подлежащей …………………31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………….35
- пояснений к бухгалтерскому балансу;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту [6. с. 115-123].
Организации, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с Федеральными законами, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Организации, подлежащие обязательному аудиту
Организации, обязанные |
Нормативные акты,
устанавливающие |
Организации, обязанные проводить аудит в соответствии
со статьей 5 | |
Открытые акционерные общества, в том числе: единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» |
1) Федеральный закон от 30.12.2008
№ 307-ФЗ |
Кредитные организации |
Федеральный закон от 30.12.2008 №
307-ФЗ |
Банковские группы и банковские холдинги |
Федеральный закон от 02.12.1990 №
395-1 «О |
Банк России (внешний аудит) |
Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ
«О |
Бюро кредитных историй |
Федеральный закон от 30.12.2008 №
307-ФЗ |
Страховые организации |
1) Федеральный закон от 30.12.2008
№ 307-ФЗ |
Общества взаимного страхования |
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ |
Товарная, валютная или фондовая биржа |
Федеральный закон от
30.12.2008 № 307-ФЗ |
Организации, являющиеся
профессиональными участниками рынка
ценных |
Федеральный закон от
30.12.2008 № 307-ФЗ |
Организации, ценные
бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или)
иных организаторов |
Федеральный закон от
30.12.2008 № 307-ФЗ |
Клиринговые организации |
1) Федеральный
закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ |
Негосударственные пенсионные или иные фонды |
1) Федеральный закон от 30.12.2008
№ 307-ФЗ |
Акционерные инвестиционные фонды |
1) Федеральный закон от 30.12.2008
№ 307-ФЗ |
Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов |
1) Федеральный
закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ |
Организации, объем
выручки от продажи продукции (продажи
товаров, выполнения работ, оказания услуг)
которых (за исключением органов государственной
власти, органов местного |
Федеральный закон
от 30.12.2008 № 307-ФЗ |
Организации (за
исключением органа государственной власти,
органа местного самоуправления, государственного
внебюджетного фонда, а также государственного
и муниципального учреждения), которые
представляют и (или) публикуют сводную
(консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) |
1) Федеральный
закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ |
Иные организации, обязанные проводить аудит | |
Агентство по страхованию вкладов |
Федеральный закон от 23.12.2003 №
177-ФЗ |
Государственные корпорации |
Федеральные законы: - от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих - от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной - от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной - от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной - от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной - от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской - от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» - от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия) |
Федеральный закон от 14.11.2002 №
161-ФЗ «О |
Жилищные накопительные кооперативы |
Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ |
Застройщики |
Федеральный закон от 30.12.2004 №
214-ФЗ |
Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений) |
Федеральный закон от 18.07.2009 №
190-ФЗ |
Некоммерческая
организация, связанная с формированием
целевого капитала, использованием, распределением
дохода от целевого капитала, если балансовая
стоимость имущества, составляющего |
Федеральный закон от 30.12.2006 №
275-ФЗ |
Организатор азартных игр |
Федеральный закон от 29.12.2006 №
244-ФЗ «О |
Организатор лотереи и оператор лотереи |
Федеральный закон от 11.11.2003 №
138-ФЗ «О |
Предприятия, имущество которых передается в ипотеку |
Федеральный закон от 16.07.1998 №
102-ФЗ «Об |
Российская академия художеств |
Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 |
Российская академия архитектуры и строительных наук |
Постановление
Правительства РФ от 06.05.2009 |
Российская академия сельскохозяйственных наук |
Постановление Правительства РФ от 28.02.2009 |
Российская академия медицинских наук |
Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 |
Российская академия образования |
Постановление Правительства РФ от 04.02.2008 |
Российская академия наук |
Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 |
Саморегулируемые организации |
Федеральный закон от 01.12.2007 №
315-ФЗ «О |
Федеральный фонд содействия развитию |
Федеральный закон от 24.07.2008 №
161-ФЗ «О |
Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий |
Федеральный закон от 13.05.2008 №
68-ФЗ «О |
Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе |
Федеральный закон от 20.08.2004 №
117-ФЗ «О |
Глава 3. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов
Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации поручить аудитору или аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:
- возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
- принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;
- дела, подведомственного арбитражному суду.
Содержание такого поручения
должно соответствовать обстоятельства
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
Временными правилами аудиторской деятельности аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки по поручению государственных органов в случае:
- непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой для проведения проверки документации, т.е. когда информации для выводов аудитора недостаточно;
- необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости [4. с. 142].
С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда должна производиться предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ, с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
При отсутствии у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств федерального бюджета Российской Федераций с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа Федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным.
В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств федерального бюджета РФ аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов проводятся только за счет средств федерального бюджета РФ и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации [11. с. 87].
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов. Этим документом является Постановление №706 от 30 ноября 2005 года «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».
Проект правил разработан Минфином России с участием других государственных органов и аудиторской общественности. Документ содержит ряд важных нововведений, обеспечивающих улучшение порядка указанных конкурсов. Главная цель этих нововведений - повышение объективности и прозрачности конкурсов, отмечается в пресс-релизе.
По словам директора департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина Леонида Шнейдмана, «профессиональное сообщество давно ставило вопрос об изменении правил проведения конкурсов на обязательный аудит».
«Новые правила, разработанные по предложениям аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений, должны обеспечить равные возможности для всех заинтересованных аудиторских организаций при участии в конкурсах. С другой стороны, аудируемые лица получают возможность избрать действительно лучшего аудитора, способного оказать качественную услугу за лучшую цену», - считает Л. Шнейдман. [2].
Правила определяют порядок проведения конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов. Порядок проведения конкурса, предусмотренный настоящими Правилами, распространяется на проведение конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита федерального государственного унитарного предприятия.
Настоящие Правила не распространяются на проведение конкурса по
отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита
Центрального банка Российской Федерации.
Конкурс по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита организации проводится в целях выявления аудиторской организации, обеспечивающей лучшие условия проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Для целей настоящих Правил доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале организации определяется по состоянию на 31 декабря года, за который проводится обязательный аудит. Конкурс проводится не реже одного раза в 3 года и является открытым. Организатором конкурса является исполнительный орган организации, финансовая (бухгалтерская) отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита федерального государственного унитарного предприятия является руководитель федерального государственного унитарного предприятия. Участником конкурса может быть аудиторская организация, отвечающая установленным законодательством Российской Федерации требованиям к аудиторским организациям.
Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса в части опыта работы аудиторской организации в соответствующей отрасли или сфере деятельности. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, являются едиными для всех участников конкурса. Организатор конкурса отстраняет аудиторскую организацию от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае представления аудиторской организацией недостоверных сведений о ее соответствии требованиям, установленным Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и настоящими Правилами.
Организатор конкурса публикует извещение о проведении предварительного отбора в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги» и, как минимум, в одном периодическом печатном издании, зарегистрированном территориальным органом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по месту нахождения организатора конкурса, не позднее 10 дней с даты опубликования такого извещения в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги».
Извещение о проведении предварительного отбора должно содержать следующие сведения:
а) наименование и адрес организатора конкурса;
б) время и место проведения предварительного отбора;
в) предмет договора о проведении обязательного аудита;
г) срок проведения обязательного аудита;
д) требования к участникам конкурса;
е) порядок, место и срок подачи заявок на участие в предварительном отборе, при этом срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты опубликования извещения о проведении предварительного отбора в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги». В заявке на участие в предварительном отборе приводятся сведения о соответствии аудиторской организации требованиям, предъявляемым к участникам конкурса. Организатор конкурса определяет соответствие аудиторской организации предъявляемым к ней требованиям, в том числе требованиям к опыту работы аудиторской организации в соответствующей отрасли или сфере деятельности, и принимает решение в отношении каждой аудиторской организации, подавшей заявку на участие в предварительном отборе. Организатор конкурса в 3-дневный срок с даты проведения предварительного отбора уведомляет аудиторскую организацию, участвовавшую в предварительном отборе, о результатах такого отбора. Организатор конкурса обязан ответить на запрос аудиторской организации, не прошедшей предварительный отбор, с указанием оснований принятия такого решения.
Организатор конкурса направляет одновременно всем аудиторским организациям, прошедшим предварительный отбор, извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию. Конкурсная документация предоставляется аудиторским организациям в течение 10 дней с даты проведения предварительного отбора или поступления письменного требования (если предварительный отбор не проводился), которое принимается организатором конкурса не ранее даты опубликования извещения о проведении конкурса и не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Информация о работе Обязательный аудит экономического субъекта