Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 01:14, статья
Несмотря на очевидные достоинства западных систем автоматизации бюджетирования, таких, как возможность работы в крупной, территориально распределенной компании, надежность и многообразие функций, с точки зрения средних и небольших компаний у них есть ряд весьма существенных недостатков. Так, западные системы довольно громоздки: часто даже для внесения незначительного изменения в бюджетную модель требуется вмешательство специалиста компании-поставщика. Сложный инструментарий анализа, которым располагают такие системы, как правило, избыточен для предприятий среднего уровня.
Постоянный
адрес документа: http://www.iteam.ru/
Несмотря на очевидные достоинства западных систем автоматизации бюджетирования, таких, как возможность работы в крупной, территориально распределенной компании, надежность и многообразие функций, с точки зрения средних и небольших компаний у них есть ряд весьма существенных недостатков. Так, западные системы довольно громоздки: часто даже для внесения незначительного изменения в бюджетную модель требуется вмешательство специалиста компании-поставщика. Сложный инструментарий анализа, которым располагают такие системы, как правило, избыточен для предприятий среднего уровня. Наконец, западные программы имеют высокую стоимость - средний проект внедрения (включая стоимость лицензий, технологический консалтинг и поддержку) обойдется компании в сумму от 40 до 200 тыс. долл. США.
Поэтому зарубежные системы бюджетирования - это, преимущественно, решения для крупных корпораций, а также средних компаний и холдингов, имеющих много направлений бизнеса, и развитую филиальную сеть.
Системы российских разработчиков вполне могут составить конкуренцию западным, как по функциональным возможностям, так и технологическому уровню, однако, пока значительно уступают им по известности и числу внедрений. Если компания занимается одним-двумя бизнесами, и имеет несложную систему взаиморасчетов между подразделениями, ей вполне подойдет отечественная система. Стоимость российских программ и трудозатраты на их внедрение существенно ниже, чем у западных аналогов. "Плюсом" таких систем является еще и то, что иногда компания-разработчик готова вносить изменения в тиражную версию системы по пожеланию заказчика.
Прежде, чем оценивать системы автоматизации бюджетирования, необходимо ввести критерии оценки. Мы выделим три основных признака, оказывающих влияние на выбор той или иной системы: масштаб, адаптивные свойства продукта и стоимость лицензий.
Этот критерий показывает, сколько человек могут работать в системе, и насколько они могут быть удалены друг от друга. Так, настольные программы - это инструмент, с которым работают для составления и анализа бюджетов не более трех-пяти человек, находящихся в одном офисе, например, финансовый директор и руководители основных подразделений. В качестве настольной системы можно использовать даже MS Excel.
Настольные системы будут
Локальная система рассчитана на работу нескольких десятков пользователей в пределах одного офиса.
Работать в распределенной системе могут даже территориально удаленные между собой офисы. К таким системам относятся, в основном, западные продукты.
Адаптивность характеризует
Жесткая модель подразумевает определенную последовательность действий при составлении бюджета, например, бюджет продаж - бюджет производства - бюджет коммерческих расходов и т.п. Например, в торговой компании такая модель будет неприменима, так как после бюджета продаж ей необходимо составлять бюджет закупок. Таким образом, использовать систему с жесткой моделью могут только компании, бюджетная структура которых совпадает с предложенной, или же те, кто готов подстроиться под нее - в основном это фирмы с однородным, устоявшимся бизнесом.
Более
развитые системы позволяют
Стоит, однако, отметить, что чем более адаптивна система, тем меньше в ней готовых настроек, и, следовательно, тем больше времени и денег придется потратить на ее внедрение.
Выделим три ценовых диапазона по стоимости системы: дешевые программные продукты (до 1 000 долл. США), продукты средней стоимости (от 1 до 10 тыс. долл. США) и дорогие системы (свыше 10 000 USD). Под стоимостью продукта при этом понимается средняя стоимость закупаемых лицензий системы типичной компанией-клиентом.
Большинство российских систем являются либо настольными, либо локальными (см. Таблицу). Некоторые из них отличаются высокой адаптивностью.
В обзоре мы рассмотрим практически все продукты, разработанные и продвигаемые отечественными фирмами (исключением являются лишь системы, построенные на базе Excel):
Эта система недавно появилась на рынке и находится в низшем ценовом сегменте - до 1000 долл. США.
Работа в BPlan строится путем моделирования произвольной системы бюджетов в виде совокупности многомерных таблиц. В отличие от других систем, в BPlan разделено понятие "планируемая статья бюджета" и "направление аналитики". Аналитические направления (например, время, продукты, версии) используются как справочники-классификаторы с внутренней иерархией. Это позволяет автоматически консолидировать или разносить значения статей бюджетов по уровням, без создания соответствующих формул. То есть, для того, чтобы рассчитать квартальные данные, вам не нужно будет определять формулы суммирования данных за 3 месяца - консолидацию (или разнесение) автоматически выполнит сама программа, опираясь на ранее созданную иерархию периодов времени.
Достоинства. Простота в освоении и использовании. Возможность быстро разрабатывать бюджетную модель и, по мере необходимости, вносить в нее изменения, а также эффективно анализировать данные в бюджетах.
Недостатки. Первая верси программы представляет собой персональный инструмент финансового менеджера и не позволяет работать нескольким сотрудникам одновременно, а также не содержит инструментария для согласования и утверждения бюджетов.
Рекомендации. BPlan подойдет относительно небольшим компаниям. Его также могут использовать более крупные предприятия, только начинающие заниматься бюджетированием или для бюджетирования в рамках одного подразделения или бизнес-направления.
Сергей Сычев, заместитель начальника планово-экономического отдела НИИ "Гознак" (Москва) Система BPlan удобнее программы Excel: вручную вводится лишь небольшое количество формул. Очень удобны функции автоматического суммирования значений бюджетных статей по уровням иерархии справочников и их анализа в разрезе необходимых направлений аналитики. Продукт очень быстро осваивается. Однако есть у него и недостатки. К примеру, у нас в системе работают четыре человека, но вносить изменения в текущие файлы они могут только по очереди. Данные управленческого учета в BPlan поступают из файлов Excel, поскольку пока эта программа не интегрирована напрямую с бухгалтерскими системами. Стоит отметить, что BPlan мы начали внедрять недавно и все замеченные нами недостатки, а также пожелания разработчики оперативно вносят в тиражируемую версию. Это означает, что следующим покупателям программы достанется продукт, в котором будет реализован более широкий функционал. |
Имеет минимальную стоимость из всех представленных в обзоре систем - одно рабочее место обойдется в сумму от 330 долл. США. Строго говоря, это система не является полноценной системой бюджетирования, так в ней реализован только платежный календарь, а также ряд преднастроенных отчетов (отчет по платежам, отчет по поступлениям, движение средств по кассовым счетам, список просроченных платежей), корректировка которых не предусмотрена. Таким образом, этот продукт не дает возможности рассчитать, например, бюджет доходов и расходов, позволяя работать лишь с информацией о поступлениях и платежах.
Поступления и платежи можно вводить и анализировать в разрезе ограниченного ряда признаков, не доступных для корректировки, а именно: плательщики/получатели, отделы/подразделения, ответственные исполнители, проекты, кассы и счета фирмы.
В настоящее время система не развивается - последняя версия была выпущена в марте 2001 года; купить ее можно, только зайдя на сайт производителя.
Достоинства. Есть возможность учета фактических операций (во многих других системах данные о фактическом исполнении бюджета нужно экспортировать из учетных систем или файлов Excel). "Красный Директор" довольно просто освоить с помощью специального путеводителя, проводящего пользователя по шагам работы с программой.
Недостатки. Формирование плановой операции ничем не отличается от учета ее фактического прохождения (требуется указать конкретную дату будущей операции), что крайне неудобно для планирования. Большим "минусом" является жесткая бюджетная модель.
Рекомендации. Программа будет полезна компаниям, нуждающимся в инструменте для оперативного планирования и учета денежных потоков.
Сергей Пушкин, заместитель директора по экономике, Очаковский завод железобетонных конструкций (Москва) Мы купили эту систему два года назад. На тот момент бюджетирование на заводе только начинало развиваться, и программа нас вполне устраивала, так как ее просто освоить. Кроме того, она дает понимание бюджетного процесса. Однако по мере того, как это понимание приходит, появляются потребности в более полном анализе информации, чем позволяет система. Например, "Красный директор" начинает "виснуть" при попытке загрузить данные за год. Поэтому приходится формировать помесячные отчеты, выгружать их в Excel, и анализировать уже с помощью встроенных в него инструментов. |
PlanDesigner, по мнению автора, является достойным конкурентом не только российским, но и зарубежным системам бюджетирования для средних и даже крупных компаний. Она поддерживает процесс формирования и согласования бюджетов с участием множества сотрудников.
Достоинства. Позволяет вносить изменения в уже построенную бюджетную модель. Имеет удобные средства графического отображения бюджетной модели и взаимосвязей между бюджетами (показывает в виде рисунков). В полной мере поддерживается всесторонний анализ данных, как с помощью "сверления" отчетов (например, из ячейки с общей суммой амортизации можно "провалиться" в таблицу с данными по каждому типу оборудования), так и "по связям" между бюджетами (из квартального бюджета движения денежных средств можно попасть в помесячный). Базовые возможности PlanDesigner по моделированию бюджетов и работе с ними довольно просто освоить.
Недостатки. Настройки, необходимые для поддержки процесса бюджетирования с вовлечением нескольких менеджеров в большинстве случаев требуют привлечения технических специалистов.
Рекомендации. PlanDesigner можно рекомендовать как средним, так и крупным компаниям. При этом стоимость его внедрения будет скорее всего ниже, чем при установке западного продукта с аналогичными возможностями.
Владимир Шабанов, начальник отдела внедрения и сопровождения программ, ЗАО "Микояновский мясокомбинат" (Москва) Системой пользуемся с 2000 года. При внедрении от нас потребовалось только подготовить данные учетных систем к выгрузке, остальное сделали специалисты поставщика. Текущую же настройку может сделать и обычный пользователь. Сейчас в PlanDesigner работают 20 сотрудников, главным образом из отдела ценообразования, которые анализируют ценовую политику компании и ее влияние на итоговые финансовые результаты, а также строят прогнозы развития - то есть система используется в качестве аналитического инструмента. Возможности для этого есть - программа без задержек перерабатывает подробную информацию о деятельности компании за три последних года. Процесс создания и согласования бюджетов, как таковой, происходит в Excel. В Excel же мы строим и итоговые отчеты, так как в версии PlanDesigner 3.7 нет возможности их распечатать. В данный момент мы проводим замену старых учетных систем на разработанную собственными силами ERP-систему, в которой будет вестись оперативный учет производства и торговли. Ее платформа технически принципиально отличается от той, из которой ранее происходил экспорт данных в PlanDesigner, однако, никаких сложностей при работе не возникает - это, на мой взгляд, большой "плюс". |