Обзор рынка добычи нефти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:27, реферат

Описание работы

Концепция управления стоимостью наиболее широко изучена и активно применяется на предприятиях, функционирующих в странах с развитой рыночной экономикой, и особенно в США, Западной Европе и Японии. Именно поэтому в отечественной научной литературе доминируют переводные источники, посвященные исследованию концепции управления стоимостью компаний. Среди таких источников наибольший интерес вызывают работы Коупленда Т., Дойля П. и Скотта М. Отечественные авторы, такие как Валдайцев В., Козырь Ю. и др. предпринимают попытки адаптировать существующие западные разработки в области управления стоимостью компаний к российским предприятиям.

Файлы: 1 файл

нефть рт и рф.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

3. Особенности развития нефтедобычи в Республике Татарстан

 
            Нефтедобывающая промышленность Республики Татарстан является составной частью топливно-энергетического комплекса России. Основной тенденцией развития нефтяной промышленности в республике в начале 90-х гг. стало снижение добычи нефти. Если в 1970 г. впервые был достигнут 100-миллионный уровень годовой добычи в РТ и эти позиции удерживались на протяжении семи лет, то в течение последующих 19 лет добыча нефти в Татарстане снизилась со 103 млн до 23,8 млн тонн в год (табл. 1). Такое положение в нефтяной промышленности осложнилось экономическим кризисом в стране. Однако, в 2000 г. ОАО «Татнефть» сумело обеспечить стабилизацию добычи нефти и перешло к стратегии роста.

Высокие темпы развития нефтяной промышленности обусловили быстрое  истощение запасов высокопродуктивных залежей – они оказались выработанными  на 93,3%. Вследствие этого доля трудноизвлекаемых  запасов нефти возросла с 32,8% до 75%. Это обстоятельство ускорило принятие концепции развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан  до 2020 г., цель которой состоит в  обеспечении ежегодной добычи нефти  в объеме не менее 30 млн тонн, в  том числе малыми нефтяными компаниями (МНК) – до 8 млн тонн в год.

Одним из факторов роста  нефтяной промышленности в Татарстане стало развитие малого предпринимательства  в отрасли, создание для него благоприятных  условий. В 1997 г. в соответствии с  Указом Президента РТ «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан» было принято решение о создании независимых нефтедобывающих компаний. Основной целью было поддержание  и увеличение уровня добычи нефти  за счет разработки новых месторождений  путем привлечения внутренних инвестиций, ввода в эксплуатацию бездействующих нефтяных скважин. В соответствии с  этим Указом, в 1997–1999 гг. были созданы  малые нефтедобывающие компании (МНК). Ряд таких компаний, как  ОАО «Булгарнефть», ОАО «Татнефтепром», ЗАО «Татнефтеотдача», ЗАО «Предприятие Кара-Алтын», был создан еще до 1995 г. К 1997 г. данные компании уже имели опыт работы в нефтедобывающей отрасли республики и обладали значительным производственным потенциалом.

В настоящее время в  Республике Татарстан работают более 30 МНК с объемами добычи от 10 до 500 тысяч тонн нефти в год. На конкурсной основе им было передано 67 нефтяных месторождений, которые характеризуются многопластовостью  и относятся к группе сложных  по геологическому строению. Нефть, добываемая на данных месторождениях, является тяжелой, высокосернистой, поэтому МНК вынуждены  применять передовые технологии, увеличивать капитальные затраты и решать сложные управленческие задачи.

Успешное управление МНК  означает умение определять конкретные цели, планировать их реализацию, осуществлять эффективный контроль над выполнением  планов, грамотно анализировать полученные результаты и в итоге принимать  решения, устраняющие расхождения  между плановыми и фактическими показателями. Это возможно при условии  реализации технологий бюджетного управления (бюджетирования), составляющих ядро управленческого  механизма эффективного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие российской экономики  во многом зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, экспорт которых в последние десятилетия был и остается одним из основных видов экономической деятельности страны. Высокое значение нефтяной отрасли для экономики страны подтверждается проведенными расчетами, в соответствии с которыми темпы роста объемов промышленного производства продукции в целом по России на 99,7% обусловлены темпами роста топливной промышленности. Основной тенденцией развития российской нефтяной промышленности последнего десятилетия стало снижение объемов нефтедобычи, вызванное сокращением объемов эксплуатационного бурения и геологоразведочных работ, износом оборудования и др.

Приватизация нефтяной отрасли  России, начавшаяся в начале 1990-х  годов, способствовала созданию на территории страны малых нефтяных компаний различных  форм собственности и организационно-правовых форм. Данные компании осваивают труднодоступные, малодебитные и высокообводненные месторождения, которые крупным нефтяным компаниям не выгодно разрабатывать в силу различных экономических и технологических причин.

На сегодняшний день на территории Республики Татарстан функционируют более двух десятков малых нефтедобывающих компаний. Их создание обеспечило выполнение главной задачи первого этапа реформирования нефтяной промышленности РТ - образование множества самодостаточных нефтяных компаний, осваивающих месторождения с трудноизвлекаемыми с запасами на основе современных технологий.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти в 2010-2011 годы способствовала активному наращиванию собственного капитала МНК РТ. Однако в условиях расширенного воспроизводства собственные ресурсы компаний становятся недостаточными для проведения необходимых разведочных работ, бурение скважин и др. Это обусловило привлечение дополни тельных финансовых средств, в том числе с помощью выпуска акций и облигаций. В этих условиях инвесторов интересует, прежде всего, текущая и прогнозируемая стоимость компаний, как объектов потенциальных инвестиций.

Определение стоимости является одной из основных проблем экономической науки. В условиях рыночной экономики каждая компания представляет собой товар, она может покупаться и продаваться и, соответственно, обладать стоимостью, которая и определяет ее ценность.

Множество методов, используемых в оценке бизнеса, традиционно подразделяются в три группы: доходный подход, рыночный подход и затратный подход. Однако особенности оцениваемой компании и специфика отрасли в которой она функционирует определяют необходимость использования наиболее адекватные подходы и методы оценки бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Акчурин Т.М., Горбунов А., Дроздов А.В. Минеральные ресурсы Республики Татарстан. - Казань: Изд-во «ДАС», 2000. - 32 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? Изд. 2-е. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 384 с.

4. Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский: Свыше 4000 понятий. - М.: Изд-во «Прогресс-Академия», Изд-во РГГУ, 1995, -752 с.

5. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. -254 с.

6. Боос Г. В  чем залог успехов нефтяников? // Нефть России. - 2002. - №1. -с .8 -9 .

7. Брагинский О.  О чем говорят рейтинги нефтегазовых компаний? // Рынок ценных бумаг. - 1999. - №1. - 14 с. - www.rcb.ru.

8. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. М., 1967. -608 с.

9. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 160 с.

10. Валдайцев С В . Оценка бизнеса и инновации. - М.: Информационно- издательский дом «Филин», 1997. - 336 с.

11. Виноградова  О. Россия - дважды чемпион // Нефтегазовая вертикаль. - 2002. - №3. - с.19-23.

12. Вишнякова О.М. Стоимостная оценка промышленных предприятий на этапе денежной приватизации: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. - Челябинск, 2010. - 162 с.

13. Вулф Д. Как  производится оценка компании // Проблемы теории и практики  управления. -2011. - № 1 . -с .78-81 .

14. Гайдук И. Еще  один удачный год // Нефтегазовая  вертикаль. - 2002. -№3.-с.24-30.

15. Гайдук И. Энергетическая  безопасность в сетях политической конъюнктуры // Рынок ценных бумаг. - 2010. - №2. - с.43-48.

16. Кобрина Т.  Инвестиционная привлекательность  компании «Татнефть» // Нефтегазовая вертикаль, № 13, 2003 г.

17. ВТО на примере топливной промышленности Республики Татарстан // Сборник научных статей «Нефтехимия: состояние и перспективы развития», Казань, 2003 г.

18. Валеева Ю.С., Шайхутдинова Ф.Н. Формирование стратегии управления конкурентоспособностью предприятия // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономики» Иваново, ИГХТУ, 2003г.

19. Валеева Ю.С., Шайхутдинова Ф.Н. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности нефтедобывающих предприятий // Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Инновации в науке, технике, образовании» Казань, 2003г.

 

 


Информация о работе Обзор рынка добычи нефти в России