Оценка эффективности работы с помощью показателей рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений организации (предприятие) - важное, основное звено экономике. Именно на предприятие производится нужное обществу продукция, оказываются услуги, выполняются работы. Задачей каждого коммерческого предприятия является получение прибыли. Поэтому перед предприятием ставится задача эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Обеспечение высокоэффективного работы организации требует глубоких экономических знаний и практического опыта. Целью курсовой работы является систематизация и углубление теоретических знаний по вопросу оценки эффективности работы с помощью показателей рентабельности. По показателям рентабельности судят об эффективности работы предприятия, поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эффективность работы предприятия…………………………………..4
1.1 Факторы, влияющие на эффективность работы предприятия......................4
1.2 Резервы повышения эффективности деятельности предприятия.................4
Глава 2. Оценка эффективности работы предприятия с помощью показателей рентабельности........................................................................................................9
2.1. Рентабельность продаж....................................................................................9
2.2 Рентабельность активов..................................................................................10
2.3 Рентабельность собственного капитала .......................................................11
Глава 3. Расчёт показателей рентабельности и оценка эффективности работы предприятия...........................................................................................................16
3.1. Как рассчитать рентабельность.....................................................................16
3.2. Рентабельности основной деятельности…………………………………..17
3.3. Рентабельность оборотных активов.............................................................17
3.4. Внутренняя норма рентабельности...............................................................18
3.5. Рентабельность основных средств................................................................18
3.6. Формулы расчетов рентабельности продаж................................................19
3.7. Порог рентабельности....................................................................................20
3.8. Рентабельность затрат....................................................................................21
3.9. Факторный анализ рентабельности .............................................................22
Заключение.............................................................................................................33
Список используемой литературы.......................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая)МАРГО.docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

Расчёт рентабельности продаж.

Показатель, отражающий чистую прибыль в общей выручке, демонстрирует финансовую результативность деятельности. Финансовым результатом в расчетах могут выступать различные показатели прибыли, это приводит к существованию нескольких вариаций показателя. Чаще всего это: рентабельность реализации по валовой прибыли, по чистой прибыли и операционная рентабельность. 

  3.6 Формулы для расчета рентабельности продаж.

По валовой прибыли:  
                                                      Рпвп = Вп/В,

где Вп – валовая прибыль,

В – выручка.

Валовая прибыль – это разница между выручкой, полученной от продаж, и себестоимостью продаж.

По чистой прибыли:  
           Рчп = Чп/В,

где Чп – чистая прибыль,

В – выручка. 
 Операционная рентабельность: Ор = EBIT/В, где EBIT – подсчитанная до налогов и вычетов прибыль, а В – выручка.

Оптимальное значение рентабельности продаж зависит от отраслевых и других особенностей предприятия.

Так в организациях, использующих длительный цикл производства, такая рентабельность будет выше тех компаний, которые работают с высоким оборотом, хотя их эффективность может быть одинаковой.

Эффективность реализации так же может показать рентабельность реализованной продукции, хотя она учитывает другие факторы.

 

 

3.7 Порог рентабельности.

Имеет и другие названия: критический объем производства или реализации, критическая точка, точка безубыточности. Обозначает такой уровень деловой активности организации, при котором суммарные затраты и суммарные доходы равны друг другу. Позволяет определить запас финансовой прочности организации.

Вычисляется последующей формуле: 

Пр = Зп/Квм,

где  
Пр – порог рентабельности,  
Зп – постоянные затраты, 
Квм – коэффициент валовой маржи.

В свою очередь коэффициент валовой маржи высчитывается другой формулой:

Вм = В – Зпр,  
где Вм–валовая маржа,  
В – выручка, 
Зпр – переменные затраты,

Квм = Вм/В. 
 Предприятие несет убытки при объеме продаж ниже порога рентабельности и получает прибыль, если этот показатель выше порога. Стоит отметить, что при повышении объема продаж постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются, а переменные остаются прежними. Порог рентабельности может подсчитываться и для отдельных видов услуг или продукции. 

     3.8 Рентабельность затрат.

Характеризует окупаемость затрачиваемых на производство средств, показывает прибыль, получаемую с каждого вложенного в производство и реализацию рубля. Используется для оценки эффективности трат.

Рассчитывается как соотношение между величиной прибыли и суммой расходов, принесших эту прибыль. Такие расходы считаются декапитализированными, списанными с актива баланса, представленными в отчете.

Показатель рентабельности затрат высчитывается следующим образом:

Рз = П/Др,  
где П – прибыль, а Др – декапитализированные расходы.

Надо отметить, что расчет показателей рентабельности затрат демонстрирует только степень окупаемости расходов, затраченных на конкретные направления, но не отражает отдачи от вложенных ресурсов. Эту задачу выполняют показатели рентабельности активов.

 

3.9 Факторный анализ рентабельности.

Является одной из частей финансового анализа и, в свою очередь, разделяется на несколько моделей, из них наиболее часто используются аддитивные, мультипликативные и кратные. 
 Сущность построения таких моделей – создание математической зависимости между всеми исследуемыми факторами.

Аддитивные применяются в случаях, когда показатель будет получен как разность или сумма результирующих факторов, мультипликативные – как их произведение, а кратные – когда для получения результата факторы делятся друг на друга.

Комбинации этих моделей дают комбинированные или смешанные модели. Для полноценного факторного анализа рентабельности создаются многофакторные модели, в которых используются различные показатели рентабельности.

 

Практическое задание  №1

  Рентабельность  реализованных промышленных товаров по валовой  
(балансовой) прибыли составила у предприятия за квартал 19%. Чистая прибыль 970 млн.руб. При этом известно, что предприятие уплатило штрафов за квартал 80 млн. руб., в том числе 50 млн. руб. за нарушение выполнения условий хозяйственных договоров и 30 млн.руб. за превышение сбросов отравляющих веществ в водоеме. Материальные затраты в составе отчетной себестоимости продукции составили 37%.  
 Справочно: налог на прибыль – 24%, НДС – 18%. 
 Определите: 
 1)балансовую прибыль, налогооблагаемую прибыль и прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия; 
 2)себестоимость продукции; 
 3)выручку от реализации продукции за квартал. 
 
Решение 
 1. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия: 
    970- 30=950 млн.руб. 
 2. Налогооблагаемая прибыль предприятия: 
    970/ ( 1-24/100)=1276,3 млн.руб.

 
  3. Балансовая прибыль:  
    1276,3 + 50=1326,3 млн.руб. 
 
 4.Себестоимость продукции:  
    (1326,3/19) х 100 = 6980,5 млн.руб. 

  5.Выручка от реализации продукции за квартал: 
    (6980,3 + 1326,3) х 1,18 = 9802 млн.руб.

 

Практическое задание № 2. 
 Постоянные затраты предприятия по производству кондитерских изделий за месяц составляют 400 тыс.руб. Переменные затраты на 1 кг изделий составляют 2 руб. Предприятие отпускает свои изделия магазинам по цене 3 руб.за 1 кг.  
 Ответьте на следующие вопросы: 

  1. Каков порог рентабельности предприятия?
  2. Каким будет объём реализации для получения прибыли в размере  
    1 тыс.руб.?
  3. Какова будет прибыль предприятия, если объём выпуска и реализации изделий за месяц составит 600 т?
  4. Каким будет запас финансовой прочности при сумме прибыли 
    в 200 тыс.руб.?
  5. Найдите силу операционного рычага при получении прибыли  
    в 200 тыс.руб.?
  6. Чему будет равен порог рентабельности каждого из этих товаров и общий порог рентабельности предприятия, если планируется продавать три следующих вида кондитерских изделий: 
    А- 200 т (переменные затраты 3 руб. на 1 кг, отпускная цена 5 руб.  
    за 1 кг);   
    Б- 300 т (переменные затраты 2 руб. на 1 кг, отпускная цена 4 руб. 
    за 1 кг); 
    В- 100 т (переменные затраты 2 руб. за 1 кг, отпускная цена 3 руб.  
    за 1 кг)?
  7. Что больше способствует снижению порога рентабельности и повышению запаса финансовой прочности предприятия: производство одного вида кондитерских изделий или всех видов вместе?
  8. Как изменится запас финансовой прочности предприятия и чему будет равна прибыль при: 
    а) увеличении отпускной цены на 10%; 
    б) снижении переменных затрат на 10%; 
    в) снижении постоянных затрат на 10 %; 
    г) увеличении объема производства и реализации продукции на 10%?

Решение

   1.Порог рентабельности можно выразить уравнением: 
 Выручка от реализации – переменные затраты = Постоянные 
 затраты + Нулевая прибыль;

Порог рентабельности  = постоянные издержки / [Отпускная цена за 1 кг изделий – Переменные затраты на 1 кг изделий ] =  400 тыс. кг х 3 руб./кг- 
- 2 руб./ кг) = 400 тыс.кг. 
 
 Чтобы достичь точки безубыточности, предприятию следует произвести и продать 400 тыс.кг кондитерских изделий и выручить за них 400 тыс.кг х 3 руб./кг = 1,2 млн. руб. ( т.е. порог рентабельности  
равен 1,2 млн.руб.)  
 Данную задачу можно рушить, используя коэффициент валовой маржи указаны в таблице. 

Показатель

 Руб.

    %

 Доли ед.

Отпускная цена

    3

  100

        1

Переменные затраты на1 кг кондитерских изделий

    2

  66,7

    0,667

Валовая маржа

    1

  33,3

     0,333


 

Порог рентабельности = 400 тыс. руб. / 0,333 = 1,2 млн. руб., или   
1,2 млн. руб. / 3 руб./кг = 400 т кондитерских изделий .

          2.Для получения заданной величины прибыли (1000 руб.) сумма валовой маржи должна быть достаточной для покрытия постоянных затрат и искомой прибыли. Следовательно, необходимо будет произвести и продать:  
 ( 400 тыс.руб. + 1000 руб.) / 1 руб. = 401 т кондитерских изделий на сумму ( 400 тыс.руб. + 1 тыс.руб.) / 0,333 = 1203 тыс.руб. 
 Проверка: 3 руб./ кг  х  401 тыс.кг. = 1203 тыс.руб.  
 На основе зависимости затрат от объёма производства можно определить зависимость прибыли от объёма. Недаром операционный анализ называют анализом  безубыточности, так как  он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при  которых результат равен затратам. Другими словами, нет ни убытков, ни прибыли. График зависимости выручки ( ВР), затрат и прибыли от объёма производства и реализации продукции приведен на рисунке 1.

  3. Запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия при объёме производства 600 т изделий за месяц:

 

 


                                                                                                      

ВР1                                                                                                                     1203 тыс.руб.


                 
                         1,2 млн. руб                                             ВМ

ЗПФ                                                                               

                                                                                           VC 0.82 млн.руб. 
ВР0


                                                                                            Fc  0.4 млн.руб.



              Q0                         ЗПФ                         Q1 401 т                   Q             

 

600 т – 400 т = 200 т, или 200 000 кг х 3 руб./кг = 600 тыс.руб. 
 Прибыль за месяц при  производстве 600 т кондитерских изделий составит: 600 тыс.руб. х 0,333 = 200 тыс.руб.  
  Проверка:  
  600 000 тыс.руб. х 3 руб./кг = 600 000кг х 2 руб./кг + 
     + 400 000 руб. + Х; 
Х = 1 800 000 – 1 200 000 –  400 000 = 200 тыс.руб.

 
  4.При сумме прибыли в 200 тыс.руб.  
 Запас финансовой прочности = Ожидаемый объём  
производства – Порог рентабельности, 
 т.е. 600 т – 400 т = 200 т кондитерских изделий или 600 тыс.руб.

  5.Сила воздействия операционного рычага равна:  
= 3.

  Если в следующем месяце объём производства и реализации кондитерских изделий увеличится на 5 %, прибыль предприятия увеличится на 3 х 5 % = 15 %.

  6. Неэффективная ассортиментная политика может оказывать отрицательное влияние на результаты деятельности предприятия в целом. Одним из возможных критериев оценки ассортиментной структуры служит коэффициент валовой маржи. Если его значение мало, это может привести к низкой прибыли или убыткам. Показатели работы предприятия при производстве трех видов кондитерских изделий представлены в таблице.

Элемент операционного анализа

Изделие

Итого

А

Б

В

1.Отпускная цена за 1 кг  изделия, руб.

5

4

3

 

2. Переменные затраты  на 1 кг изделия, руб.

3

2

2

 

3.Валовая маржа (1) – (2)

2

2

1

 

4.Коэффициент валовой  маржи (3)/(1)

0,4

0,5

0,33

 

5. Планируемый объём производства, т

200

300

100

600

6.Планируемая валовая  маржа, тыс. руб.

400

600

100

1100

7.Средняя валовая маржа  на 1 кг кондитерского изделия, руб.

     

1100/600=1,83

8.Порог рентабельности  предприятия

     

400/1,83= 219

9.Порог рентабельности  отдельных кондитерских изделий, т.

219х200/ 
600= 73

219х300/ 
600= 110

219х100/ 
600= 37

 

 

  7.Если бы предприятие производило только один вид кондитерских изделий, то порог рентабельности составил бы 1,2 млн.руб. Продав 100 т таких изделий, предприятие выручило бы 300 тыс.руб.  и получило бы убытки в размере 900 тыс.руб. 
 При производстве трех видов кондитерских изделий и выручке за них  
200 000 кг х 5 руб./кг + 300 000кг х 4 руб./кг + 100 000 кг  х 3руб./кг = 3,1 млн.руб.порог рентабельности предприятия будет: 
3100 тыс.руб. – (3 руб./кг х200 000 кг – 2 руб.кг х 300 000 кг + 2 руб./кг х  
х 100 000 кг) = 1,7 млн.руб.

  1,7 млн.руб./ 3,1 млн.руб.=0,55 – коэффициент валовой маржи; 
 400 тыс.руб./0,55 = 727 тыс.руб. – порог рентабельности. 
 Запас финансовой прочности при производстве трех видов кондитерских изделий: 3,1 млн. руб.- 727 тыс.руб. = 2,373 млн.руб., что составляет 76% выручки от реализации. 
  Если производить только изделия А, то порог рентабельности  будет 400 тыс.руб. /0,4 = 1 млн.руб. и выручка от реализации этих изделий будет ему  соответствовать: 200 000 кг х 5 руб./кг = 1 млн.руб., т.е. прибыль будет равна нулю. 
 Если производить и продавать только изделие Б, то порог рентабельности будет 400 тыс.руб./ 0,5руб. = 800 тыс.руб. Выручка от реализации этих изделий (300 000 кг  х 4 руб./кг = 1,2 млн.руб.) перекрыла бы его, и запас финансовой прочности составил бы 400 тыс.руб., или 33,3% от выручки.  
  Все данные свидетельствуют о преимуществах производства трех видов кондитерских изделий вместо какого-либо одного.  
 
 8.Увеличение цены реализации на 10% (до 3,3 руб. за 1 кг кондитерских изделий) приведет к увеличению валовой маржи на 1 кг изделий с 1 до 1,3 руб. 
 Как следствие, для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объём производства и реализации и безубыточности объём производства составит 400 тыс.руб. / 1,3 руб./кг = 308 т кондитерских изделий. Если фактический объём производства кондитерских изделий в месяц составлял 600 т, то запас финансовой прочности увеличился до 292 т. Предприятие получит следующую прибыль: 
 600 000 кг х (3,3руб./кг – 2 руб./кг) – 400 000 руб. = 380 тыс. руб., 
т.е. прибыль предприятия увеличится на 180 тыс.руб. по сравнению с первоначальным уровнем. 
 Снижение переменных затрат на 10% (с 2 до 1,8 руб. на 1 кг кондитерских изделий) также приводит к понижению уровня безубыточности до 400 000 руб./ (3 – 1,8) = 333 333руб., т.е. запас финансовой прочности по сравнению с первоначальным уровнем увеличился до 266 667 кг. Прибыль предприятия составит: 
        600 000 кг х ( 3-1,8) – 400 000 руб. = 320 тыс.руб. 
 Если постоянные затраты уменьшатся на 10%, т.е. станут 360 000 руб., точка безубыточности составит:  
             360 000 / (3 – 2)= 360т. 
Прибыль предприятия при производстве 600 т кондитерских изделий составит: 600 000 кг х ( 3-2) – 360 000 руб. = 240 000 руб. 
 Поскольку сила операционного рычага равна 3 (см.расчет выше), увеличение объема производства кондитерских изделий на 10% ( 400 до 440т) приведет к увеличению прибыли на 30%, или на 60 тыс.руб. В итоге прибыль будет равна 260 тыс.руб. Так как цены и затраты не изменились, точка безубыточности останется на прежнем уровне и запас финансовой прочности увеличится на 40 000 кг х 3 руб./кг = 120 тыс.руб. 
 На основе проведенного анализа можно распределить элементы рентабельности  по степени из влияния на прибыль предприятия 
(напомни: изменения пропорциональные, на уровне 10%):

Информация о работе Оценка эффективности работы с помощью показателей рентабельности