Оценка влияния квалификации персонала на эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:04, реферат

Описание работы

Производительность труда зависит от рабочего, только, когда речь идет о его искусстве, то есть квалификации. Во всех остальных случаях производительность зависит от внешних по отношению к рабочему факторов. Если внешние факторы постоянны, а производительность труда меняется, следует говорить о взаимосвязи между производительностью и квалификацией и необходимости установить ее количественные параметры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Оценка влияния квалификации персонала на эффективность производственно-хозяйственной  деятельности предприятия

С началом устойчивого  экономического роста объем инвестиций направляемых в систему дополнительного  профессионального образования  будет возрастать. Вместе с тем  сам переход к устойчивому  росту требует наличия кадрового  потенциала, способного переломить негативные тенденции в развитии экономики. Для этого политика государства  в области занятости должна быть направлена на ускорение адаптации  населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, повышение ответственности работодателей  перед обществом за развитие персонала.

В странах с рыночной экономикой предприниматели являются основными  инвесторами в развитие персонала. Например, в Германии 75% затрат на эти  цели осуществляют работодатели, 15% - государство  в лице Федерального ведомства по труду, по 5% органы местного самоуправления и сами работники. Такое поведение  обусловлено тем, что затраты  на повышение квалификации и переподготовку для предпринимателей являются инвестициями в человеческий капитал. Между тем, отечественная практика принятия правительственных  решений с формулировками разрешительного  характера не только ограничивает условия  финансирования дополнительного профессионального  образования персонала в узком  диапазоне, но и вообще не обязывает  предпринимателей к осуществлению  этих затрат.

Незаинтересованность предпринимателей в финансировании развития персонала  в значительной мере обусловлена  отсутствием методики оценки влияния уровня профессиональной компетенции персонала на эффективность производства. Эго негативно влияет на интеллектуализацию производства и его эффективность. При том, что положительное влияние качественной подготовки работников на результаты трудовой деятельности не вызывает сомнений, количественно оценить его трудно в связи комплексным характером воздействия. То есть, влияние проявляется, как правило, в неявном виде. Например, для производственных комплексов и сложных технологических процессов эффект повышения квалификации персонала проявляется в постепенном росте производительности оборудования.

Практика выбора вариантов  технического совершенствования по критерию экономической эффективности  на основе минимизации приведенных  затрат предусматривает сопоставление  расходов, характеризующих в основном технический уровень оборудования. Учет квалификации осуществляется в  расходах на оплату труда и практически  не влияет на выбор в силу ее небольшого удельного веса в общем объеме затрат. Можно утверждать, что ввод оборудования в эксплуатацию и достижение им проектной мощности затягивались по причинам недоучета влияния квалификации персонала.

Таким образом, совершенствование  техники и технологии должно сопровождаться совершенствованием организации и  управления производством, а компетенция  персонала должна опережать технический  и организационный уровень производства. Для этого необходимо иметь количественную оценку этого соответствия, позволяющую  принимать решения по ее оптимизации. В экономической теории и хозяйственной  практике существуют два основных подхода  к осуществлению такой оценки: применение частных показателей  использования производственных ресурсов и экономической эффективности  производства; формирование и использование  интегральных показателей.

Получение однозначного ответа о состоянии производственной базы, ее организационного уровня и определение  достигнутого уровня развития требует  наличия одного или ограниченного  количества сводных интегральных показателей. Основной недостаток существующих методик  заключается в том, что комплексный  показатель рассчитывается как итоговая величина обобщающих показателей технологического уровня продукции, уровня технологии, уровней механизации и организации  производства и не отражает взаимного  влияния показателей. Весомость  частных показателей определяется экспертной оценкой в зависимости  от значимости данного производства (технологического процесса) для предприятия  в целом, не учитывает влияния  окружающей внешней среды и варьируется  в широком диапазоне. Субъективность такого подхода к формированию интегрального  показателя делает его непригодным  для анализа влияния уровня квалификации персонала на результаты производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

Для формирования интегральной оценки уровня квалификации определяющее значение имеет следующее. При нормальных общественных условиях количество труда, затрагиваемого работником средней  квалификации в данном обществе за рабочий день, является величиной  определенной и постоянной. Полезный эффект труда выражается количеством  единиц продукта соответствующего качества, производимого в единицу времени, и представляет производительность труда. «Производительная сила труда  определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства  рабочего, уровнем развития науки  и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного  процесса, размера и эффективности  средств производства, природными условиями».

Таким образом, производительность труда зависит от рабочего, только, когда речь идет о его искусстве, то есть квалификации. Во всех остальных  случаях производительность зависит  от внешних по отношению к рабочему факторов. Если внешние факторы постоянны, а производительность труда меняется, следует говорить о взаимосвязи  между производительностью и  квалификацией и необходимости  установить ее количественные параметры. Такой подход может быть реализован с использованием аппарата производственных функций, связывающих расход ресурсов с выпуском продукции. Описываемые  производственными функциями соотношения  носят статистический характер, то есть объективны и проявляются в  среднем в значительной массе  наблюдений.

В классическом виде производственная функция (ПФ) может быть представлена выражением:

, при  , (4.1)

где: Y - объем производства;

L - затраты труда;

К - производственный капитал;

α, β - параметры функции (коэффициенты пропорциональности);

А - коэффициент пропорциональности, отражающий влияние неидентифицированных факторов производства, в том числе технического прогресса, квалификации работающих, изменений в организации производства, и другое.

Из 4.1 следует, что при неизменной технологии и постоянном влиянии  внешних факторов объемы производства зависят от затрат труда и капитала. При их фиксированных значениях  изменение объемов возможно только за счет динамики не идентифицированных факторов:

, (4.2)

Р. Солоу ввел время как фактор роста, включающий влияние совокупности неидентифицированных факторов, в том числе технического прогресса

, (4.3)

где е - основание натурального логарифма;

λ - параметр функции.

Учитывая, что в 4.2 коэффициент A(t) учитывает относительно постоянное влияние внешних условий и  переменное технического прогресса, формула 4.3 может быть представлена в виде:

, (4.4)

Анализируя 4.3 можно отметить, что показатель технического прогресса  eλt приобретает значение самостоятельного фактора. Между тем, «нет основания рассматривать время как экономический фактор, ..., влияющий на рост эффективности общественного производства» [6, с. 94].

В качестве переменных, способных  заменить условный показатель eλt «величинами, которые имели бы конкретный экономический смысл - и вместе с тем были бы численно измеримы», С. М. Вишнев ввел в ПФ показатели качества живого труда и затраты на исследования и опытные разработки. Аргументация такого подхода - «все сложнее... обнаружить границы между научными исследованиями и материальным производством». В результате производственная функция приобрела вид:

, (4.5)

где:

Q - затраты на образование  и повышение квалификации (качество  живого труда);

R - затраты на научно-исследовательские  и опытно - конструкторские работы.

Таким образом, в моделях  ПФ получил отражение тот факт, что «реализация научно-технических  достижений, в том числе на основе... использования имеющегося производственного  оборудования требует дополнительных капитальных вложений» в развитие квалификации персонала, «размеры которых покрываются повышением «эффективности производства». Исследования Э. Денисона показали, что сокращение затрат труда обеспечивается ростом его качества при повышении образовательного уровня работников].

В развитие (4.5) академиком В. А. Трапезниковым был введен показатель технологически используемых знаний. В результате зависимость приобрела  вид:

, (4.6)

где: П - объем производства;

а - коэффициент, учитывающий  внешние воздействия, в том числе  природно-климатические условия  производства;

L - численность промышленно-производственного  персонала;

Ф - стоимость основных производственных фондов;

У - уровень технологически используемых знаний;

0,5 - коэффициент замещения  ресурсов.

Отсутствие подхода к  определению влияния объективных, внешних для предприятия факторов не позволяло использовать зависимость 4.6 для практических целей. Вместе с  тем, разработка методики определения количественной величины влияния внешних факторов дает возможность оценить уровень технологически используемых знаний, то есть фактический уровень квалификации персонала.

В общем виде уровень квалификации определяется отношением фактических  и нормативных затрат труда на достижение производственного результата в данных условиях с учетом применяемой  техники, технологии и схем организации  производства. Учитывая, что показатели объемов производства, численности  промышленно-производственного персонала  и стоимости основных производственных фондов являются показателями статистической отчетности, основной задачей для  определения влияния уровня квалификации на эффективность производственно-хозяйственной  деятельности предприятий является оценка внешних объективных факторов.

В ходе исследований сформулированы положения, имеющие принципиальное значение для установления количественной оценки влияния внешних объективных  факторов и уровня технологически используемых знаний:

1) оценка условий производства  невозможна вне конкретного технологического  процесса, без учета применяемой  техники и технологии и является  относительной величиной. Ее значение  меняется во времени при использовании  более совершенной техники и  технологии;

2) оценке подлежат экономические  результаты производственно-хозяйственной  деятельности предприятий, которые  могут быть достигнуты в условиях  воздействия внешних факторов  при использовании комплекса  технологических процессов и  конкретных видов оборудования. То есть, оценка условий производства  является по своей сути комплексной  и может осуществляться как  для предприятия в целом, так  и для отдельных технологических  процессов;

3) экономическая сущность  оценки влияния внешних факторов  заключается в определении величины  дополнительного расхода (экономии) общественно необходимых затрат  труда на производство единицы  продукции на данном предприятии  при использовании имеющейся  техники и технологии по сравнению  с условиями, принимаемыми за базовые;

4) в общем виде определение  комплексного показателя оценки  влияния внешних факторов основывается  на расчете величины отношения  технической и паспортной (теоретической)  производительности оборудования, при приведении показателей использования  оборудования к нормативным значениям  (расчетная величина оценки влияния  внешних факторов);

5) отношение количественных  значений фактической и расчетной  оценки внешних факторов характеризует  профессиональный уровень персонала;

6) на результаты производства  оказывает влияние не общий  уровень образования персонала,  а уровень технологически используемых  знаний, определяемый отношением  производственных результатов, фактически  достигнутых при существующей  квалификации работающих, использовании  принятой технологии и имеющегося  оборудования и других ресурсов, к результатам возможным в  данных условиях производства;

7)  уровень технологически используемых знаний применительно к условиям данного предприятия характеризует уровень квалификации персонала.

Представим зависимость (4.6) в виде

, руб/чел. (4.7)

где: в - производительность труда, руб/чел;

ф - фондовооруженность труда, руб/чел.

Зависимость 4.7 может быть приведена к виду:

, (4.8)

где: фо - фондоотдача, руб/руб.

Экономический смысл (4.8) заключается  в следующем: эффективность использования  трудовых ресурсов (производительность труда) и ресурсов средств производства (фондоотдача) представляют собой синтетический  показатель, характеризующий совокупную эффективность производства, на величину которого влияет технический уровень  производства (оценка влияния внешних  факторов, определенная применительно  к данному оборудованию) и уровень  технологически используемых знаний, то есть уровень квалификации персонала, позволяющий при данной технике  и технологии обеспечить достижение соответствующих производственных результатов.

Таким образом, равенство (4.8) позволяет при наличии оценки влияния внешних факторов, постоянной для ограниченного периода времени, определять уровень квалификации персонала  и его влияние на эффективность  производственно-хозяйственной деятельности за счет изменения величины ресурсоемкости продукции.

При известных значениях  фондовооруженности и оценки внешних факторов предприятия (или технологического процесса) колебания производительности труда характеризуют относительный уровень квалификации персонала. При постоянных значениях ресурсоемкости относительная величина квалификации определится отношением расчетной и фактической величины оценки внешних факторов.

Информация о работе Оценка влияния квалификации персонала на эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия