Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:04, реферат
Производительность труда зависит от рабочего, только, когда речь идет о его искусстве, то есть квалификации. Во всех остальных случаях производительность зависит от внешних по отношению к рабочему факторов. Если внешние факторы постоянны, а производительность труда меняется, следует говорить о взаимосвязи между производительностью и квалификацией и необходимости установить ее количественные параметры.
Оценка влияния квалификации 
персонала на эффективность производственно-
С началом устойчивого 
экономического роста объем инвестиций 
направляемых в систему дополнительного 
профессионального образования 
будет возрастать. Вместе с тем 
сам переход к устойчивому 
росту требует наличия 
В странах с рыночной экономикой 
предприниматели являются основными 
инвесторами в развитие персонала. 
Например, в Германии 75% затрат на эти 
цели осуществляют работодатели, 15% - государство 
в лице Федерального ведомства по 
труду, по 5% органы местного самоуправления 
и сами работники. Такое поведение 
обусловлено тем, что затраты 
на повышение квалификации и переподготовку 
для предпринимателей являются инвестициями 
в человеческий капитал. Между тем, 
отечественная практика принятия правительственных 
решений с формулировками разрешительного 
характера не только ограничивает условия 
финансирования дополнительного 
Незаинтересованность 
Практика выбора вариантов 
технического совершенствования по 
критерию экономической эффективности 
на основе минимизации приведенных 
затрат предусматривает сопоставление 
расходов, характеризующих в основном 
технический уровень 
Таким образом, совершенствование 
техники и технологии должно сопровождаться 
совершенствованием организации и 
управления производством, а компетенция 
персонала должна опережать технический 
и организационный уровень 
Получение однозначного ответа 
о состоянии производственной базы, 
ее организационного уровня и определение 
достигнутого уровня развития требует 
наличия одного или ограниченного 
количества сводных интегральных показателей. 
Основной недостаток существующих методик 
заключается в том, что комплексный 
показатель рассчитывается как итоговая 
величина обобщающих показателей технологического 
уровня продукции, уровня технологии, 
уровней механизации и 
Для формирования интегральной 
оценки уровня квалификации определяющее 
значение имеет следующее. При нормальных 
общественных условиях количество труда, 
затрагиваемого работником средней 
квалификации в данном обществе за 
рабочий день, является величиной 
определенной и постоянной. Полезный 
эффект труда выражается количеством 
единиц продукта соответствующего качества, 
производимого в единицу 
Таким образом, производительность 
труда зависит от рабочего, только, 
когда речь идет о его искусстве, 
то есть квалификации. Во всех остальных 
случаях производительность зависит 
от внешних по отношению к рабочему 
факторов. Если внешние факторы постоянны, 
а производительность труда меняется, 
следует говорить о взаимосвязи 
между производительностью и 
квалификацией и необходимости 
установить ее количественные параметры. 
Такой подход может быть реализован 
с использованием аппарата производственных 
функций, связывающих расход ресурсов 
с выпуском продукции. Описываемые 
производственными функциями 
В классическом виде производственная функция (ПФ) может быть представлена выражением:
, при , (4.1)
где: Y - объем производства;
L - затраты труда;
К - производственный капитал;
α, β - параметры функции (коэффициенты пропорциональности);
А - коэффициент 
Из 4.1 следует, что при неизменной технологии и постоянном влиянии внешних факторов объемы производства зависят от затрат труда и капитала. При их фиксированных значениях изменение объемов возможно только за счет динамики не идентифицированных факторов:
, (4.2)
Р. Солоу ввел время как фактор роста, включающий влияние совокупности неидентифицированных факторов, в том числе технического прогресса
, (4.3)
где е - основание натурального логарифма;
λ - параметр функции.
Учитывая, что в 4.2 коэффициент A(t) учитывает относительно постоянное влияние внешних условий и переменное технического прогресса, формула 4.3 может быть представлена в виде:
, (4.4)
Анализируя 4.3 можно отметить, что показатель технического прогресса eλt приобретает значение самостоятельного фактора. Между тем, «нет основания рассматривать время как экономический фактор, ..., влияющий на рост эффективности общественного производства» [6, с. 94].
В качестве переменных, способных заменить условный показатель eλt «величинами, которые имели бы конкретный экономический смысл - и вместе с тем были бы численно измеримы», С. М. Вишнев ввел в ПФ показатели качества живого труда и затраты на исследования и опытные разработки. Аргументация такого подхода - «все сложнее... обнаружить границы между научными исследованиями и материальным производством». В результате производственная функция приобрела вид:
, (4.5)
где:
Q - затраты на образование и повышение квалификации (качество живого труда);
R - затраты на научно-
Таким образом, в моделях 
ПФ получил отражение тот факт, 
что «реализация научно-
В развитие (4.5) академиком В. А. Трапезниковым был введен показатель технологически используемых знаний. В результате зависимость приобрела вид:
, (4.6)
где: П - объем производства;
а - коэффициент, учитывающий 
внешние воздействия, в том числе 
природно-климатические 
L - численность промышленно-
Ф - стоимость основных производственных фондов;
У - уровень технологически используемых знаний;
0,5 - коэффициент замещения ресурсов.
Отсутствие подхода к 
определению влияния 
В общем виде уровень квалификации 
определяется отношением фактических 
и нормативных затрат труда на 
достижение производственного результата 
в данных условиях с учетом применяемой 
техники, технологии и схем организации 
производства. Учитывая, что показатели 
объемов производства, численности 
промышленно-производственного 
В ходе исследований сформулированы положения, имеющие принципиальное значение для установления количественной оценки влияния внешних объективных факторов и уровня технологически используемых знаний:
1) оценка условий производства 
невозможна вне конкретного 
2) оценке подлежат экономические 
результаты производственно-
3) экономическая сущность 
оценки влияния внешних 
4) в общем виде определение 
комплексного показателя 
5) отношение количественных 
значений фактической и 
6) на результаты производства 
оказывает влияние не общий 
уровень образования персонала,
7) уровень технологически используемых знаний применительно к условиям данного предприятия характеризует уровень квалификации персонала.
Представим зависимость (4.6) в виде
, руб/чел. (4.7)
где: в - производительность труда, руб/чел;
ф - фондовооруженность труда, руб/чел.
Зависимость 4.7 может быть приведена к виду:
, (4.8)
где: фо - фондоотдача, руб/руб.
Экономический смысл (4.8) заключается в следующем: эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда) и ресурсов средств производства (фондоотдача) представляют собой синтетический показатель, характеризующий совокупную эффективность производства, на величину которого влияет технический уровень производства (оценка влияния внешних факторов, определенная применительно к данному оборудованию) и уровень технологически используемых знаний, то есть уровень квалификации персонала, позволяющий при данной технике и технологии обеспечить достижение соответствующих производственных результатов.
Таким образом, равенство (4.8) 
позволяет при наличии оценки 
влияния внешних факторов, постоянной 
для ограниченного периода 
При известных значениях фондовооруженности и оценки внешних факторов предприятия (или технологического процесса) колебания производительности труда характеризуют относительный уровень квалификации персонала. При постоянных значениях ресурсоемкости относительная величина квалификации определится отношением расчетной и фактической величины оценки внешних факторов.