Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:44, реферат
Задачи организации определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Введение …………………………………………………………………………………..………………….....3
1.История создания ООН……………………………………………………………………………………5
2. Структура организации объединенных наций……………………………..................9
3.Деятельность ООН…………………………………………………………………………………………14
4. ООН сегодня. Политика экспансионизма…………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………………….………………………20
Список использованной литературы……………………………….………………………………21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет
Кафедра : Философии, политологии и социологии
Дисциплина: политология
Реферат
На тему: «ООН как инструмент организации нового миропорядка»
Выполнила: студентка гр.3-А-3
Перечнева Мария Алексеевна
Балтовский Леонид Васильевич
Санкт-Петербург
2014
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………
1.История создания ООН……………………
2. Структура организации объединенных
наций……………………………..............
3.Деятельность ООН………………………………………………………………………
4. ООН сегодня. Политика экспансионизма…………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….…………………
Введение.
Организация объединенных наций, международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны.
Название
Объединенные Нации, предложенное президентом
Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом,
было впервые использовано в Декларации
Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда
во время Второй мировой войны представители
26 государств обязались от имени своих
правительств продолжать совместную борьбу
против стран нацистского блока.
Задачи организации
определены Уставом ООН: «Поддерживать
международный мир и безопасность и для
этой цели принимать эффективные коллективные
меры по предотвращению и устранению угрозы
миру... Развивать дружественные отношения
между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов...
для обеспечения сотрудничества в разрешении
международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного
характера и всемерно способствовать
развитию уважения прав человека и основных
свобод для всех, без различия расы, пола,
языка и религии».
Членами ООН являются 192 государства мира.
Официальные
языки ООН и ее организаций - английский,
арабский, испанский, китайский, русский
и французский.
В первые десятилетия
деятельности ООН заслуживала в основном
позитивные оценки и пользовалась исключительным
авторитетом за активную роль в урегулировании
международных конфликтов, в борьбе с
колониализмом и апартеидом, помощь бедным
и отсталым странам, деятельность по защите
окружающей среды и реставрации памятников
культуры.
Однако события последних лет — прежде всего балканский кризис и агрессия США против Ирака — поставили под сомнение роль ООН. Зазвучали голоса, в том числе среди российской политической элиты, о необходимости вообще отказаться от этого института мировой политики.
Международные организации, создававшиеся в течение
19 в., в основном решали отдельные задачи,
такие как налаживание почтовой службы,
системы здравоохранения и средств сообщения.
Реальные корни Организации Объединенных
Наций обнаруживаются в 19 в. в таком дипломатическом
образовании, как «Европейский концерт»
– первой попытке объединения государств
с установкой на достижение политических
целей, прежде всего дипломатическими,
а не военными средствами. «Европейский
концерт» внес весомый вклад в формирование
концепции международного права, включая
правила ведения военных действий, международный
арбитраж и вопрос о разоружении. Но лишь
после Первой мировой войны была создана
многоцелевая организация с четко выраженной
ориентацией на обеспечение мира, безопасности
и международного сотрудничества – Лига
наций.
Несмотря на эти величественные идеалы,
Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным
союзам, явилась плодом европейской политической
мысли и была в основном ориентирована
на Европу (и на Запад в целом). Она отражала
перспективу развития колониальных держав
и их союзников, в значительной степени
оставляя на заднем плане интересы необъятных
земель и нищего населения стран Африки,
Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки,
большинство из которых все еще находилось
под колониальным гнетом.
В конечном счете Лига наций оказалась
неспособной предотвратить
ООН официально учреждена на Конференции
по международной организации, состоявшейся
25 апреля – 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26
июня представители 50 стран единогласно
приняли Устав Организации Объединенных
Наций. Устав вступил в силу 24 октября,
после того как большинство представителей
подписавших его стран подтвердили свои
полномочия ратифицировать данный документ;
с тех пор эта дата ежегодно отмечается
как День Организации Объединенных Наций.
Польша, не представленная на Конференции,
подписала Устав позднее и стала 51-м членом
первоначального состава ООН.
Создание ООН, как и многие другие дипломатические
начинания, явилось отражением взаимопересекающихся,
а порой и полярных интересов. Крупные
державы при создании новой организации
рассчитывали, что смогут сохранить после
Второй мировой войны глобальную власть,
которую они утвердили с опорой на свою
военную мощь как победители. Однако начавшаяся
вскоре «холодная война» начала ставить
границы полномочиям новой организации.
Устав ООН предполагал превратить Организацию
в «центр для согласования действий наций»
на пути достижения международного мира.
Ее члены обязались поддерживать ООН в любой
предпринимаемой ею акции и воздерживаться
от применения силы против других наций,
за исключением случаев самозащиты.
Новые члены принимаются в ООН по рекомендации
Совета Безопасности, причем не менее двух
третей участников Генеральной Ассамблеи должны
проголосовать за их вхождение в ряды
Организации. Большинство из 51 государства,
первоначально подписавших Устав, составляли
западные нации. В 1955 в ООН было принято
16 новых членов, включая несколько незападных
государств, а в 1960 – еще 17 африканских
стран. В результате процессов постепенной
деколонизации представительство ООН
становилось все более широким и разнообразным.
К 1993 в ООН вошло около двух десятков новых
государств, появившихся в результате
распада Советского Союза и некоторых
стран Восточной Европы, и число государств-членов
достигло 182. Членство в ООН стало практически
всеохватывающим. И только очень небольшое
число стран (среди них Швейцария) не входит
в состав ООН.
В 1970–1980-е годы официальные лица США, включая президента
Р.Рейгана, стали демонстрировать пренебрежение
к ООН. Членские взносы США поступали с
большими задержками, а позиции этой страны,
особенно учитывая рост численности незападных
государств, характеризовались растущей
изоляцией. США вышли из ЮНЕСКО, выражая
недовольство «политизацией» этой образовательной
организации ООН. Однако в 1988 американским
президентом был избран бывший представитель
США в ООН Дж. Буш, который со временем
восстановил статус страны как главного
участника Организации и погасил часть
долгов по взносам.
Новая вовлеченность в дела ООН позволила
США в 1990 достичь консенсуса между великими
державами по резолюции Совета Безопасности,
санкционирующей военные действия для восстановления
государственности Кувейта, оккупированного
Ираком. 16 января 1991 коалиция во главе
с США предприняла военные действия против
Ирака под эгидой ООН.
Хотя делопроизводство ведется на шести
разных языках (английский, арабский, испанский,
китайский, русский, французский), только
английский и французский являются официальными
языками ООН.
2. Структура организации объединенных
наций.
В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал, что с согласия Генеральной Ассамблеи могут учреждаться другие самоуправляющиеся организации, выступающих как специализированные агентства ООН; именно этот пункт дал возможность Совету Безопасности создать миротворческие силы.
Совет безопасности.
В Совет
Безопасности входят 5 постоянных членов
– Великобритания, Китай, Россия (де-факто
наследник СССР), США и Франция – и 10 членов,
избираемых на Генеральной Ассамблее
на двухлетний срок; повторное переизбрание
не допускается. Непостоянные члены избираются
из следующих регионов: 5 из Африки и Азии,
1 из Восточной Европы, 2 из Латинской Америки
и 2 из Западной Европы, а также остальных
регионов, включая Австралию и Канаду.
Совет Безопасности организован так, чтобы
он мог функционировать непрерывно, а
представитель каждого из его членов должен
постоянно находиться в штаб-квартире
ООН. Председательство в Совете предоставляется
каждому члену в течение одного месяца,
ротация председателей происходит в соответствии
с расположением их имен по английскому
алфавиту.
Создатели Устава рассматривали Совет
Безопасности как ключевой элемент организации.
В военное время Большая пятерка трансформировалась
в Совет постоянных членов, известный
в кругах ООН как Постоянная пятерка, которая
обладает широкими полномочиями по сохранению
мира и безопасности. В других положениях
Устава утверждается, что только резолюции
СБ являются обязательными; решения всех
других органов ООН носят лишь рекомендательный
характер. Совет может организовывать
дискуссии и предлагать средства обеспечения
его решений мирным путем или же имеет
право прибегать к применению разнообразных
санкций – от свертывания дипломатических
отношений до применения коллективных
военных мер. По Уставу был создан Военно-штабной
комитет, определявший «стратегическое
направление» военных операций миротворческих
сил ООН (этот орган никогда не функционировал).
По сложившимся нормам вмешательство миротворческих
сил ООН требует предварительного согласия
тех государств, куда они должны быть направлены.
Подобные операции планируются на основе
уважения национальных и территориальных
прав государств – членов ООН. Хотя эти
ограничения иногда препятствуют более
эффективным действиям ООН, с другой стороны,
они гарантируют неприкосновенность государственных
интересов членов ООН. В 1991 Франция внесла
на рассмотрение концепцию «гуманитарного
вмешательства», предполагавшего сценарий,
в ходе которого, при условии принятия
соответствующих решений, военные действия
могут осуществляться вопреки желаниям
правительств. Особого одобрения эта инициатива
не получила, а многие правительства выразили
убеждение, что такого рода действия могут
усилить разногласия внутри ООН.
Помимо контроля над миротворческими силами,
Совет Безопасности дает рекомендации
Генеральной Ассамблее относительно назначения
нового генерального секретаря. Совет
должен рассматривать также все предложения
о приеме новых членов ООН.
Небольшой численный состав Совета Безопасности
– важный фактор, способствующий оперативному
проведению его заседаний и акций. Вместе
с тем, когда требуется единогласное решение
пяти его постоянных членов, возникают
серьезные процедурные проблемы.
Сложившиеся в результате холодной войны линии
раздела между западным и восточным политическими блоками
оказывали парализующий эффект на деятельность
Совета на протяжении большей части его
истории. С распадом советского блока
на первый план выдвинулись противоречия
между богатыми и бедными странами. Имея
возможность использовать финансовые
и политические стимулы или угрожать правительствам
развивающихся стран, входящих в Совет,
их возможным использованием, США удавалось
преодолевать разногласия и добиваться
принятия общих решений.
Официально Совет Безопасности заседает
регулярно, но может собираться и срочно
для рассмотрения вопросов, представляющих
серьезную угрозу всеобщему миру. Генеральный
секретарь, любой орган ООН, или любое
государство – член ООН может потребовать
созыва заседания Совета. Председательство
на Совете предоставляется каждому делегату
в течение одного месяца, их ротация проводится
в порядке следования названий стран по
английскому алфавиту.
Страны Большой пятерки, первыми взявшие
на себя ответственность за поддержание
мира, потребовали определенных привилегий,
включая постоянное членство в Совете
Безопасности и право вето по любому существенно
важному для них вопросу. Хотя Устав определяет
вето как «принцип единогласия постоянных
членов Совета», на практике оно означает
несогласие с решением. Право вето применяется
при приеме новых членов ООН, при противодействии
шагам, представляющим угрозу миру, по
предложениям о мирном разрешении конфликтов,
при обсуждении дополнений к Уставу и
при выборах генерального секретаря.
Секретариат.
Секретариат — орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников — международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН (наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве, Вене и Найроби).
Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.
Генеральный секретарь
Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.
В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства — постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН.
Международный Суд
Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.
Экономический и Социальный Совет
Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий:
Совет по Опеке.
Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.
Специализированные учреждения.
Согласно Уставу
ООН, любой главный орган ООН может учреждать
различные вспомогательные органы для
выполнения своих обязанностей. Самыми
известными из них являются: Всемирный
банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский
фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство
по атомной энергии (МАГАТЭ),
3.Деятельность ООН
Миротворческие миссии и операции
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.
Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:
Защита прав человека.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, после чего рекомендовала всем государствам-членам обнародовать текст Декларации путем «распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без какого бы то ни было различия, основанного на политическом статусе стран или территорий».
Оказание гуманитарной помощи.
Гуманитарные катастрофы могут произойти в любом месте и в любое время. Какой бы ни была их причина — наводнение, засуха, землетрясение или конфликт, — они всегда ведут к гибели людей, перемещению населения, потере общинами способности своими силами обеспечивать свое существование и приносят огромные страдания.
В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с помощью в области развития, политической и финансовой помощью.
Информация о работе ООН как инструмент организации нового миропорядка