б) соотношение
в оплате рабочих средней квалификации
и специалистов по профессиям, наиболее
характерным для той или иной отрасли
(шахтер для угольной промышленности,
станочник для машиностроения, водитель
для автотранспорта, медсестра для здравоохранения
и т. п.);
в) перечень сквозных профессий
и должностей, требующих единых условий
оплаты труда независимо от отраслевой
принадлежности.
Основное
внимание в соглашении сконцентрировано
на соблюдении оптимальных пропорций
между: минимальной, средней и максимальной
заработной платой; минимальной заработной
платой и прожиточным минимумом; максимальной
заработной платой и социальными выплатами
(пенсиями, пособиями и пр.) и т.д.
Отраслевые,
профессиональные, территориальные
соглашения устанавливают нормы
оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и
льготы для работников отраслей, определенных
профессий, регионов. Соглашения заключаются
на срок до трех лет.
Отраслевые
тарифные соглашения определяют:
а) размер или
соотношение в оплате труда по
основным профессионально-должностным
группам. Например, в строительстве могут
быть выделены рабочие, занятые на строительно-монтажных
и ремонтно-строительных работах, с одной
стороны, на верхолазных работах и работах
по проходке горных склонов - с другой;
среди специалистов и руководителей в
строительстве могут быть выделены специалисты
и руководители основных и специальных
подразделений, основных, обслуживающих
и хозяйственных участков;
б) особенности
оплаты отдельных групп работников (например, реставраторов
в составе строительных организаций, станочников
в машиностроении и т. п.);
в) условия
оплаты за тяжелые и вредные условия
труда.
Территориальные
тарифные соглашения определяют:
а) тот же круг
вопросов оплаты, что и Генеральное соглашение, в случае если
имеется возможность и необходимость
установить более высокие гарантии по
оплате труда, т. е. корректируют условия
оплаты, определенные Генеральным соглашением,
в сторону их повышения (всех вместе или
только отдельных условий оплаты);
б) условия
оплаты по сквозным профессиям и должностям:
в виде тарифных
ставок (окладов);
в виде рекомендуемых
размеров средней заработной платы;
в) перечень предприятий
и организаций, которым рекомендуется
в интересах сбалансированного
развития территории замедлить (или ускорить)
темпы роста заработной платы вплоть до
установления регламентируемых темпов
роста (замедления);
г) размеры
надбавок и условия их выплат, стимулирующие
приток рабочей силы на данную территорию
и длительный стаж работы на ней.
Коллективные договоры заключаются
на предприятиях на срок от года до трех
лет. Коллективный договор предприятия
определяет:
а) конкретные
размеры тарифных условий оплаты
с учетом отраслевых и территориальных
соглашений (минимальные тарифные ставки,
их дифференциацию по сложности, условиям
труда, формам оплаты, значимости той или
иной профессионально-должностной группы
в производственном процессе и т. д.);
б) конкретные
размеры гарантийных и компенсационных
выплат;
в) основные размеры
и условия получения стимулирующих выплат (доплат,
надбавок, премий, вознаграждений);
г) круг работников,
по которым условия оплаты будут
устанавливаться индивидуально;
д) сроки выплат
заработной платы и размеры штрафов
за задержку заработной платы.
В условиях рыночной
экономики предприятия, получившие право
самостоятельно решать вопросы организации
заработной платы, используют для этого
различные модели и подходы. В любом случае
это должно соответствовать норме платы
за труд, т.е. цене труда, определяемой
на рынке труда в результате взаимодействия
спроса па конкретные виды труда и его
предложения.
Экономические
нормы включают не только производственные,
юридические, но и социально-психологические,
нравственные и другие факторы как
общественного, так и личного
характера, прямо воздействующие на экономическое
поведение людей.
Особенность
норм оплаты труда состоит в том,
что они могут отражать согласованность
экономических интересов общества,
коллектива и личности через нормирование
экономической деятельности по показателям:
а) целевых заданий, б) условий, средств
и методов их реализации. Если заданные
условия реализации норм оплаты труда
отражают в той или иной мере сочетание
названных выше интересов, то они будут
иметь стимулирующий характер, а если
нет, то тормозящий.
Специфика норм оплаты труда заключается
в том, что они обязательно должны закрепляться
юридическими нормами. Основная особенность
последних состоит в определении четких
границ соответствующей деятельности
в виде юридических прав и обязанностей,
а также правовых санкций в случаях отступления,
нарушения этих норм. Приобретая статус
правовых норм и установлений со всеми
вытекающими последствиями, нормы оплаты
труда наделяются соответствующими средствами
контроля (санкциями) за их соблюдением.
Не случайно
понятие «оплата труда», сформулированное в ст.
129 Трудового кодекса РФ, основано на положениях
международных договоров и соглашений,
признанных Российской Федерацией.
Основные
полномочия государства в регулировании
оплаты труда определены в ст. 130--142
Кодекса, в соответствии с которым в систему основных
гарантий входят:
величина
МРОТ в Российской Федерации;
величина
минимального размера тарифной ставки
(оклада) работников организаций бюджетной
сферы в Российской Федерации;
меры, обеспечивающие
повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение
перечня оснований и размеров
удержаний из заработной платы по
распоряжению работодателя, а также
размеров налогообложения доходов
от заработной платы;
ограничение
оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение
получения работником заработной платы
в случае прекращения деятельности
работодателя и его неплатежеспособности
в соответствии с федеральными законами;
государственный
надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной
платы и реализацией государственных
гарантий по оплате труда;
ответственность
работодателей за нарушение требований,
установленных Трудовым кодексом, законами,
иными нормативными правовыми актами,
коллективными договорами и соглашениями;
* сроки и
очередность выплаты заработной
платы.
Действие
государственных гарантий по оплате
труда распространяется на все организации
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности. Способы
их реализации могут быть различными. В отношении организаций
бюджетной сферы закон не только устанавливает
минимальные размеры оплаты труда и тарифной
ставки, но и обеспечивает их за счет средств
существующих бюджетов, а в организациях
негосударственных форм собственности
- за счет средств этих организаций.
Конституция
РФ гарантирует каждому работнику
вознаграждение за труд не ниже установленного
законом МРОТ (ч. 3 ст. 37). Минимальный
размер оплаты труда - это установленный
законом уровень месячной оплаты
труда, который должен быть выплачен каждому работнику,
отработавшему полностью определенную
на данный период норму рабочего времени
и выполнившему свои трудовые обязанности
(нормы труда). Если работник проработал
неполный месяц, то минимальный размер
оплаты его труда должен определяться
пропорционально времени, проработанному
в данном месяце.
Вместе с
тем в ст. 133 ТК предусмотрен важный
критерий определения МРОТ: он не может
быть ниже размера прожиточного минимума
трудоспособного человека.
3.АК «АЛРОСА».
«АЛРОСА» — лидер алмазодобывающей отрасли
России, государственная горнорудная
компания, нацеленная на комплексное решение
приоритетных национальных задач по освоению
природных ресурсов.
Первый этап истории «АЛРОСА» начинается с января
1957 года, то есть с создания треста «Якуталмаз»,
он охватывает почти десять лет. В основном
в эти годы развитие отрасли шло на базе
разработки кимберлитовой трубки «Мир»
и прилегающих к ней россыпей. В этот период
были созданы основные рудники, построены
фабрики, введены в строй энергетические
мощности.
Второй этап охватывает
десятилетие с 1967–1978 годы, когда флагманами
алмазной индустрии стали обогатительная
фабрика № 3 и карьер «Мир».
Третий этап в развитии алмазодобывающей промышленности
(1978—1992 гг.), начался с ввода в эксплуатацию
фабрики № 12 и связан с бурным ростом алмазодобычи
в Айхале и Удачном.
В феврале 1987 года приказом МЦМ СССР производственное
объединение «Якуталмаз» было реорганизовано
в Якутское производственно-научное объединение
(ПНО) «Якуталмаз».
Преобразование «Якуталмаза» и ряда государственных
организаций в единую акционерную компанию
«АЛРОСА» произошло в 1992 году.
В акционерной компании
«АЛРОСА» консолидированы все технологические
элементы и составляющие производственного
процесса алмазодобывающей и алмазообрабатывающей промышленности.
«АЛРОСА» — транснациональная
компания. География ее деятельности
— от Северного Ледовитого океана
в России до юга Африки.В России
компания ведет добычу алмазов на
девяти коренных и десяти россыпных
месторождениях. Технологическая база производства
основана на лучших мировых достижениях
науки и техники и уникальном опыте работы
в суровых климатических условиях севера
России.Основные предприятия "АЛРОСА"
расположены в Западной Якутии, на территории
четырех районов Республики Саха (Якутия)
— Мирнинского, Ленского, Анабарского,
Нюрбинского.
Здесь действуют четыре
горно-обогатительных комбината — Мирнинский, Айхальский, Удачнинский, Нюрбинский, дочернее алмазодобывающее
предприятие ОАО «Алмазы Анабара», четыре геологоразведочные экспедиции,
научно-исследовательский и проектный,
геологоразведочный институты, автотранспортные
и авиационное предприятие.
В Якутске работает предприятие по торговле алмазами — ЯПТА, в Москве действуют филиалы основного
производства — Единая сбытовая организация, «Бриллианты «АЛРОСА».
В Архангельской области
работают геологоразведочное предприятие
и дочернее алмазодобывающее
общество «Севералмаз», которое разрабатывает крупнейшее в
Европе алмазное месторождение им. М. В.
Ломоносова.
«АЛРОСА» ведет добычу
алмазов в Республике Ангола, вместе
с государственной компанией
Анголы «Эндиама» участвуя в деятельности горнодобывающего общества
(ГРО) «Катока» — крупнейшей ангольской алмазодобывающей
компании.
4.Характеристика организационно-хозяйственной
деятельности
Обеспеченность предприятия основными
производственными
средствами и эффективность
их использования
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
2010г.
в % к 2009г. |
Объем выручки от реализации
продукции, тыс. руб. |
56000000 |
58000000 |
61000000 |
105 |
Среднегодовая стоимость
основных производственных средств, тыс. руб. |
947910 |
1019366 |
1068743 |
105 |
Среднесписочная численность
работающих., человек |
31597 |
32672 |
33821 |
103 |
Фондовооруженность, тыс.
руб. |
30 |
31 |
31.5 |
102 |
Фондоотдача, руб./руб. |
0.94 |
1.05 |
1.13 |
108 |
Фондоемкость, тыс. руб. |
16926 |
15682 |
41911 |
267 |
Обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсам
и эффективность их использования
Показатели |
2008 г. |
2009г. |
2010 г. |
2010г.
В % к 2009г. |
Всего работников, |
31597 |
32672 |
33821 |
103 |
в том числе: - |
|
|
|
|
промышленно-производственный персонал |
23924 |
19039 |
20013 |
105 |
-работники управления |
5687 |
6087 |
6321 |
104 |
-работники торговли |
7986 |
7546 |
7487 |
99 |
Произведено в расчете
на 1 промышленно-производственного
работника: |
|
|
|
|
Товарной продукции, тыс.
руб. |
65 |
67 |
68 |
101 |
Прибыли, тыс. руб. |
120 |
83 |
172 |
207 |
Отработано человеко-дней
одним работником за год |
236 |
235 |
237 |
101 |
Коэффициент использования
годового фонда рабочего времени |
0.94 |
0.94 |
0.94 |
100 |
Производительность труда,
тыс.руб. |
132 |
135 |
136 |
101 |
Среднегодовая заработная
плата одного работника |
468 |
468 |
480 |
102 |
Эффективность использования
оборотных средств
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение за год (+.-) |
Объем реализованной продукции, работ, услуг
(выручка от реализации товаров, работ,
услуг за минусом НДС), тыс. руб. |
1108560 |
1176970 |
68410 |
Число дней в отчетном периоде |
365 |
365 |
0 |
Однодневный оборот по реализации
продукции, работ, услуг (однодневная реализация),
тыс. руб. |
3037 |
3224 |
187 |
Средняя стоимость остатков
оборотных средств, тыс. руб. |
32954 |
33594 |
640 |
Коэффициент оборачиваемости
оборотных средств |
33.63 |
35.03 |
1.4 |
Коэффициент закрепления
оборотных средств |
0.03 |
0.03 |
0 |
Длительность одного
оборота средств, дни |
11 |
10 |
-1 |
Сумма высвобожденных (-)
или дополнительных привлеченных (+) всех оборотных
средств по сравнению с предыдущим годом,
тыс. руб. |
|
|
-3224 |