Организационно - экономический механизм управления внутрихозяйственными экономическими отношениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:12, доклад

Описание работы

С переходом к рынку основными направлениями в управленческой деятельности государственных структур АПК, научно-исследовательских учреждений, специалистов–практиков, руководителей аграрных организаций являлись, в основном, проблемы общегосударственного характера – экономические отношения государственных органов и аграрных организаций, система планирования и специализация производства, налогово-фискальная политика, проблемы организации закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, поступаемые на село, продовольственная безопасность и угроза импорта и целый ряд других общих для села и страны проблем. В последние годы особенно активизировалась деятельность соответствующих органов по составлению различного рода программ развития АПК. Уже составлены опережающие друг друга программы до 2010, 2012, 2017 и даже до 2020 годов.

Файлы: 1 файл

84.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

 

Бережной А.Е.

Красноярский  государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

 

The economical management and productionoa relations between working teams in agricultural enterprises are described in the article. The prior attention to the material interests of working groups is given too, particularly concerning of manager’s duties in this field. The common recommendations on the solving of described problems is also given in the report.

 

С переходом  к рынку основными направлениями  в управленческой деятельности государственных структур АПК, научно-исследовательских учреждений, специалистов–практиков, руководителей аграрных организаций являлись, в основном, проблемы общегосударственного характера – экономические отношения государственных органов и аграрных организаций, система планирования и специализация производства, налогово-фискальная политика, проблемы организации закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, поступаемые на село, продовольственная безопасность и угроза импорта и целый ряд других общих для села и страны проблем. В последние годы особенно активизировалась деятельность соответствующих органов по составлению различного рода программ развития АПК. Уже составлены опережающие друг друга программы до 2010, 2012, 2017 и даже до 2020 годов.

Несмотря  на всю сложность научного опровержения данных видов деятельности, необходимо, тем не менее отметить два аспекта:

а) ускоренное их нагромождение без соответствующего анализа причин их появления, результатов по выполнению предложений, рекомендаций, предыдущих аграрных программ, препятствий на пути к успешному их решению не способствует успешной их реализации;

б) всеобъемлющие  попытки постановок и решений общегосударственных проблем села практически полностью отодвинули на задний план необходимость актуальных научных исследований, практическую деятельность по совершенствованию основы основ всех структур АПК – внутрихозяйственного экономического механизма предприятий, организаций АПК, суть которого составляют внутрихозяйственные экономические отношения.

В доперестроечный  период суть этих отношений составляла организация внутрихозяйственного расчета. Именно это направление являлось объектом активных научных экономических исследований, деятельности управленческих структур АПК, специалистов-практиков. С переходом к рынку понятие внутрихозяйственного расчета в ряде научных трудов было заменено коммерческим расчетом. В практической деятельности аграрных предприятий в большинстве своем не оказалось ни того, ни другого.

Руководители, специалисты аграрных организаций, отягощенные рыночными проблемами, также откладывают проблему рационализации организационно экономического механизма внутрихозяйственных экономических отношений на задний план, передоверяя ее решение экономистам, руководителям внутрихозяйственных подразделений. Вот как выглядят обязанности руквоводителя-работодателя в коллективном договоре одного из исследуемых нами аграрных предприятий.

Согласно Коллективному  договору, заключенному на 200-2007 год, между администрацией ЗАО «Чулымское» и трудовым коллективом, договаривающиеся стороны признают, что экономическое процветание предприятия и благополучие членов коллектива взаимосвязаны и заинтересованы в поддержании самых гармоничных отношений. Правом работодателя является прогнозирование, управление и контроль за деятельностью предприятия, включая определение номенклатуры производимой продукции, методов организации производства, труда и управления, налаживания хозяйственных связей и обеспечение сырьем и материалами, а также проведение работ по тарификации работ и рабочих, совершенствование нормирования труда, прием на работу, увольнение, перевод, организацию повышения квалификации, переобучения или обучения профессиям работников.

Работодатель информирует  коллектив по следующим вопросам:

задачи  производственно-хозяйственной  деятельности предприятия на год;

  • организационные изменения;
  • годовые, полугодовые, квартальные производственные планы и их реализация;
  • технологические изменения;
  • результаты хозяйственной деятельности;

-предполагаемые изменения в вопросах занятости, оплаты и условий труда;

-сокращение численности, ликвидация структурных подразделений.

В течение последних  лет автором разрабатывался ряд  научных направлений по совершенствованию  организационно-экономического механизма  управления внутрихозяйственными экономическими отношениями.

Основу экономических  отношений составляют отношения, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления между предприятиями, внутри подразделений и между отдельными работниками. Рациональная организация внутрихозяйственных экономических отношений является основным звеном деятельности как предприятия в целом, так и структурных подразделений, включающей организационно-экономические мероприятия взаимного воздействия на хозрасчетные интересы трудовых коллективов.

Сущность экономических  отношений развития производственных связей составляют согласование, сочетание и реализация экономических интересов структурных подразделений, осуществляющих свою производственную деятельность на основе разделения труда и эквивалентного

 

Рисунок 1 - Структура  внутрихозяйственных экономических отношений

обмена потребительских  стоимостей. Практика показывает, что  согласование коллективных и личных интересов в процессе производства, переработки и реализации продукции  и подчинение их корпоративным являются исходной методологической основой  при разработке механизма экономических отношений (см. рис.1).

Эффективность внутрихозяйственного расчета во многом обеспечивается хорошей  организацией всей связанной с этим работы, четким определением функций  руководителей, специалистов, работников производственных подразделений.

Целесообразно выделить основные этапы внедрения внутрихозяйственных  отношений:

1. Подготовительная работа. Определение и уточнение ресурсного  потенциала хозяйства. 

2. Формирование структурных  подразделений. Определение и  уточнение вида подразделения, назначение его руководителя. Расчет численности работников должен быть рассчитан таким образом, чтобы выполнялся весь объем работ, но при этом соблюдались нормы обслуживания, и достаточно было рабочей силы для обслуживания всего поголовья.

3. Создание системы  внутрихозяйственного планирования. Создание системы планирования, определение и уточнение перечня  планируемых показателей.

4. Создание текущего  экономического механизма. Разработка  механизма взаимодействия подразделений  друг с другом и с администрацией: с использованием расчетных цен либо без них. Определение внутрихозяйственных расчетных цен на продукцию и все виды услуг.

5. Введение системы  договорных отношений. Заключение  договоров администрации с подразделениями,  отдельными работниками, а также между подразделениями.

6. Определение порядка  финансирования в течение года. Установление порядка и размера  авансирования, условий получения  кредита на сезонные расходы.

7. Подведение итогов  за год по подразделениям и  по организации в целом. Определение хозрасчетного дохода, степень самостоятельности подразделения по его использованию.

Персональная  ответственность за общую организацию  и ведение внутрихозяйственного расчета должна быть на руководителе и его специалистах. В растениеводстве - на главного агронома, в животноводстве - на главного зоотехника, в ремонтной мастерской и автопарке - на главного инженера, в строительстве - на старшего прораба, в жилищно-коммунальном хозяйстве - на зам. директора по хозяйственной части. Для внедрения действенного внутрихозяйственного расчета необходимо повысить общий уровень экономической работы, анализа в причинах низких производственных показателей каждого подразделения, определить, какие из них вызваны недоработками самих коллективов, какие необходимо устранить с помощью дирекции хозяйства.

На основе такого анализа определяются реальные по ресурсам и срокам меры, направленные на устранение выявленных "узких мест", предусматривается их последовательная реализация, осуществляется строжайший контроль.

Следует провести работу по совершенствованию планирования производства продукции с учетом ресурсов, затрат труда и средств – по нормативам, совершенствовать условия соревнования, внести в число его главных показателей использование ресурсов, повышение производительности труда, окупаемость затрат и себестоимость продукции.

Руководитель  должен систематически контролировать состояние экономической работы, предусмотреть в условиях соревнования показатели учета, уровень организации экономической работы.

Чтобы добиться положительных перемен на этом участке, необходимо осуществить целый ряд мер, где основой является обеспечение заинтересованности и ответственности руководителей и специалистов за экономическое состояние хозяйства, отрасли, подразделения.

Руководители и специалисты хозяйства и подразделений обязаны:

- строго следить за  хозрасчетными  отношениями производства, для чего моральное и материальное поощрение работников поставить в полную зависимость от результатов их деятельности, развивать и укреплять условия коллективного подряда;

- планировать  и учитывать для всех производственных подразделений объем продукции и работ, лимиты затрат, контролировать их расход;

- считать показатели соотношения производительности и оплаты труда, издержек на единицу продукции обязательными и главными как в условиях внутрихозяйственного соревнования, так и в оценке работы коллективов производственных подразделений;

- обеспечить эффективную  работу бюро экономического анализа  и экономических групп  на основе конкретных планов, предусматривающих контроль и анализ основных направлений деятельности  подразделений и предприятия в целом, конкретных решений по рассматриваемым вопросам;

- широко вовлекать  в работу по анализу и выявлению  резервов повышения эффективности производства коллективы производственных подразделений и передовых производственников;

- систематически  проводить в коллективе учебу  по конкретным вопросам организации,  технологии и экономики производства, хозяйственного расчета, коллективного подряда, учета и анализа.

Эффективность внутрихозяйственного расчета зависит и от других форм экономической работы в коллективе. Здесь могут оказать большую помощь различные виды наглядной агитации, особый раздел в сельских газетах, оперативные экономические листки, специальные стенды и кабинеты по вопросам экономики и передового опыта и т.д.

Центральным вопросом и  одним из самых важных при формировании внутрихозяйственных отношений  является вопрос определения структуры и размеров материальных затрат.

В настоящее время  проблемой для многих хозяйств является доведение до подразделений обоснованных лимитов затрат, так как данная работа требует напряженных и обоснованных норм, постоянного контроля за их соблюдением и продуманной системы материального стимулирования и обязательных мер ответственности, а также кропотливой работы с сельхозпроизводителями по разъяснению составленных планов. Проблема усугубляется тем, что на многих предприятиях практически прекращено составление нормативно-прогнозных прогрессивных технологических карт, что лишает их возможности составлять и использовать обоснованные нормативы. На наш взгляд, в данном вопросе большую помощь могут оказать внутрихозяйственные расчетные цены, как основной инструмент для упорядочения взаимоотношений между подразделениями, администрацией хозяйства и трудовыми коллективами и между подразделениями и отдельными работниками.

В научных трудах обсуждается вопрос целесообразности применения особой разновидности цен, действующих при расчетах структурных подразделений друг с другом. Эта категория имеет огромное значение при изучении вопросов применения внутрихозяйственного расчета, так как непосредственно влияет на величину дохода, получаемого подразделением организации. Рассматривая вопрос формирования расчетных цен, следует определить их сущность и практическую значимость. Первые публикации по теме трансфертных цен появились еще в начале XX века и связаны с именем Е. Шмаленбаха. Его работа «Трансфертные цены» была опубликована в 1909 году. Однако практические исследования появились только в 50-х годах, после выхода статей П. Кука, Дж. Дина (1955), Дж. Хиршлейфера (1956).

Следует отметить, что  функции трансфертной цены менялись также за весь период их существования. Например, один из классиков трансфертного  ценообразования - Е. Шмаленбах, выделил такие цели, как влияние на планирование, координация взаимодействия подразделений, контроль затрат и результатов, оценка вклада каждого подразделения в прибыль фирмы и т.д. Неизменной на протяжении всего времени существования оставалась одна - мотивирующая функция. Трансфертная цена позволяет рассчитать результат деятельности подразделений, то есть влияет на оценку деятельности каждого подразделения организации. При отсутствии прямого выхода на рынок она является единственным источником формирования результата подразделения.

В современной интерпретации  трансфертная цена есть внутренняя расчетная  цена, по которой происходит продажа (покупка) товаров (предоставление/получение  услуг) между центрами ответственности  одной организации, но которая не всегда сопровождается реальными денежными потоками.

Информация о работе Организационно - экономический механизм управления внутрихозяйственными экономическими отношениями