Организационно - экономический механизм управления внутрихозяйственными экономическими отношениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:12, доклад

Описание работы

С переходом к рынку основными направлениями в управленческой деятельности государственных структур АПК, научно-исследовательских учреждений, специалистов–практиков, руководителей аграрных организаций являлись, в основном, проблемы общегосударственного характера – экономические отношения государственных органов и аграрных организаций, система планирования и специализация производства, налогово-фискальная политика, проблемы организации закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, поступаемые на село, продовольственная безопасность и угроза импорта и целый ряд других общих для села и страны проблем. В последние годы особенно активизировалась деятельность соответствующих органов по составлению различного рода программ развития АПК. Уже составлены опережающие друг друга программы до 2010, 2012, 2017 и даже до 2020 годов.

Файлы: 1 файл

84.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

В этих целях  в регионах Сибири необходимо предусмотреть  создание комиссий по ценовой политике в агропромышленном комплексе региона (области, края), главное назначение которых - формирование взаимовыгодных экономических условий между производителями сельскохозяйственной продукции, переработкой, торговлей и другими отраслями. Задачей комиссий регионов должна явиться подготовка для принятия законодательными собраниями регионов законов «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд края, области», которыми устанавливаются общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов сельским товаропроизводителям независимо от форм собственности. Данные законы должны определять в регионах государственных заказчиков на товарную продукцию сельским товаропроизводителям.

Для подъема  экономики сельских товаропроизводителей администрациям регионов в соответствии с упомянутым выше законом необходимо установить гарантированные уровни закупочных цен, обеспечивающих возмещение материальных затрат и получение дохода для расширенного производства. Должен твердо соблюдаться установленный выше упомянутым законом порядок гарантий авансирования производства продукции растениеводства в размере не менее 50% от стоимости поставок равными долями после заключения договора и после завершения сева, а за животноводческую продукцию - выплат дотаций из бюджетов регионов.

В целях защиты интересов малообеспеченных слоев населения от необоснованного повышения розничных цен комиссии регионов по ценовой политике в агропромышленном комплексе ежемесячно должны рассматривать изменения в размерах закупочных и оптово-отпускных цен с учетом фактической себестоимости продукции и упомянутого выше нормативного соотношения.

Совершенствование внутрихозяйственного экономического механизма предприятий АПК (третий уровень) должно предусматривать, прежде всего, приведение уставов сельскохозяйственных (агропромышленных) предприятий в соответствие с Гражданским кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации для обеспечения защиты экономических интересов самих предприятий и их членов, включение в их уставы норм, которые бы защищали их права и делали бы предприятия более жизнеспособными. При этом особое внимание следует уделить обеспечению нормативов совершения сделок с земельными долями и имущественными паями, выделение земли и имущества, формирование дивидендов и их использование и т.д.

Главной задачей  совершенствования внутрихозяйственного экономического механизма агропромышленных предприятий регионов должна явиться организация внутрихозяйственного антикризисного управления, обеспечивающего эффективное финансовое оздоровление предприятий, нуждающихся в этом. Для решения данной задачи в течение ближайшего периода следует предусмотреть разработку силами предприятий и научных учреждений регионов проектов организации антикризисного управления и финансового оздоровления организаций АПК.

Для обеспечения  комплексного подхода к решению проблемы в проектах должны быть предусмотрены следующие блоки:

  • определение перспектив реструктуризации предприятий в соответствии с их экономическим состоянием эффективности производства в основных, вспомогательных и подсобных отраслях предприятия; при этом выполняется оценка современного состояния внутрихозяйственного управления – его структуры, содержания функций, основных разделов регламентации управленческой деятельности;
  • приведение в соответствии с требованиями рынка положений об управленческой деятельности внутрихозяйственных подразделений (цехов) в основных, вспомогательных и подсобных отраслях предприятия, а также положений о служебной деятельности всех руководящих работников и специалистов предприятий в современных условиях рыночных отношений;
  • разделение внутрихозяйственного управления с четким выделением функций, выполняемых только администрацией хозяйства, выполняемых администрацией и коллективом внутрихозяйственного подразделения и функций, выполняемых только внутрихозяйственными подразделениями в соответствие с требованиями коммерческого хозрасчета;
  • формирование не только общехозяйственного, но и внутрихозяйственного противозатратного механизма на принципах подлинных хозрасчетно-рыночных коммерческих отношений; в этих целях в каждом предприятии разрабатываются производственно-коммерческие программы деятельности, финансового оздоровления каждой отрасли предприятия, основным содержанием которых должно быть производство высококачественной продукции, снижение затрат на основе ресурсосберегающих технологий и средств производства, выгодной реализации произведенной продукции;
  • разработка и внедрение нормативных затрат на производство продукции, услуг, расхода материалов, что предусматривает научно-обоснованное прогнозирование урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, составление технологических карт во всех отраслях, разработку нормативных затрат на каждый вид сельскохозяйственной продукции;
  • формирование  внутрихозяйственного  экономического  механизма материальной заинтересованности в увеличении производства высококачественной продукции, снижении затрат на основе ресурсосберегающих технологий и средств производства, выгодной реализации произведенной продукции не только каждого внутрихозяйственного коллектива, но и отдельного работника; положение о внутрихозяйственных экономических отношениях по данным параметрам должно четко устанавливать зависимость личных интересов каждого работника с результатами его труда. Контроль за соблюдением данных требований основывается на системе саморегулирования экономических отношений, как между подразделениями, так и внутри их между исполнителями;
  • совершенствование (реорганизация) экономических служб и бухгалтерских отделов предприятий на основе более четкого определения служебных обязанностей в условиях рынка, объединения планового и бухгалтерского отделов, формирования единого финансового расчетного центра, обеспечивающего функционирование внутрихозяйственного экономического механизма на основе внутрихозяйственной купли-продажи, реализации на деле принципов оплаты труда от валового дохода и других ее видов, предусматривающих экономическую заинтересованность конкретных исполнителей не только в увеличении производства высококачественной продукции, но и в снижении затрат;
  • совершенствование стиля работы антикризисного управления в новых экономических условиях за счет дальнейшего упорядочения организации внутрихозяйственного управления, максимизации степени самоуправляемости цехов, внутрихозяйственных подразделений, рационального распределения обязанностей среди работников управления, организации оперативного контроля выполнения управленческих решений, а также хозяйственно-финансовой деятельности всех внутрихозяйственных подразделений;
  • разработка внутрихозяйственных планов организационно-экономических, технологических мероприятий по снижению затрат труда и средств на единицу продукции, ликвидации непроизводительных расходов и прямых потерь в основных, дополнительных и вспомогательных отраслях предприятий, рекомендация мер материально заинтересованности всех работников хозяйства в составлении и реализации данных планов;
  • организация систематического контроля за ходом производственной внутрихозяйственной  экономической деятельности  внутрихозяйственных  хозрасчетных подразделений, регулярное проведение балансовых комиссий с целью обеспечения оперативного контроля финансового баланса.

В целях формирования высококвалифицированного кадрового  состава организаций АПК регионов необходимо предусмотреть регулярное повышение квалификаций не только руководителей организаций АПК края, но и отраслевых специалистов, руководителей среднего звена, рабочих массовых профессий при высших аграрных учебных заведениях регионов, профессионально-технических училищах.

Учитывая неоднородность экономических показателей в организациях АПК регионов, значительное число хозяйств с низким уровнем рентабельности, находящихся на грани банкротства, необходимо предусмотреть создание в регионах центров аграрного реформирования и научно-практических экспертиз в агропромышленном производстве в составе представителей региональных органов управления, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, фондов госимущества, финансовых органов, перерабатывающей промышленности, налоговых инспекций и банков, правовых органов, учебных и научно-исследовательских учреждений в сфере АПК. Главной задачей центров должно являться проведение научно-практических экспертиз по каждому из общего числа аграрных предприятий низкой рентабельности, оказание консультативной помощи по определению совместно с руководствами этих предприятий основных направлений по выходу из кризиса, разработка мер по оказанию целесообразной помощи.

В составе  центров следует сформировать деятельность отраслевых научно-экспертных советов  по вопросам деятельности АПК.


Информация о работе Организационно - экономический механизм управления внутрихозяйственными экономическими отношениями