Организационно-психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.
Целью исследования является анализ литературы по данной проблеме.
Для реализации поставленной цели надо определить следующие задачи: анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления, провести теоретический анализ статей по данной проблеме.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть……………………………………………………………..3
1.1 Особенности социально-психологического климата в организации…….......5
1.2 Методы управления социально-психологическим климатом в коллективе...13
2. Практическаячасть………………………………………………………….......19
2.1 Характеристика организации…………………………………………………..19
2.2 Анализ социально-психологического климата в коллективе ООО «Лесстройсервис»…………………………………………………………...21
2.3 Предложения по изменению структуры коллектива, улучшению взаимоотношений между его членами…………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы……………..……………

Файлы: 1 файл

уп.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Сибирский Государственный  Индустриальный Университет

Кафедра Экономики  и Менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы УП»

«Организационно-психологический климат в организации»

 

 

 

Выполнил

студент группы ЭУП – 121

Коротченко  Андрей Алексеевич

Научный руководитель:

к.э.н.,., доцент

                                                                                 Шарафутдинов Ринат Яковлевич

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1.  Теоретическая часть……………………………………………………………..3

1.1 Особенности социально-психологического климата в организации…….......5

1.2 Методы управления социально-психологическим климатом в коллективе...13

2.   Практическаячасть………………………………………………………….......19

2.1 Характеристика организации…………………………………………………..19

2.2 Анализ социально-психологического климата в коллективе ООО «Лесстройсервис»…………………………………………………………...21 
2.3 Предложения по изменению структуры коллектива, улучшению взаимоотношений между его членами…………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список  литературы……………..………………………………………………….27

 

 

Введение

 

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы организационно-психологического климата.

Представителями первого  подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический  феномен, как состояние коллективного  сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.

Сторонники второго  подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой организационно-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют  социально-психологический климат через стиль взаимоотношений  людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним  из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Актуальность данной темы обусловлена актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.

Целью исследования является анализ литературы по данной проблеме.

Для реализации поставленной цели надо определить следующие задачи: анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления, провести теоретический анализ статей по данной проблеме.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Теоретическая часть

1.1 Особенности организационно-психологического климата в организации

Благоприятный организационно-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Организационно-психологический климат возникает спонтанно. Он представляет собой итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между менеджерами и сотрудниками. Формирование и совершенствование организационно-психологического климата - это постоянная практическая задача менеджеров. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы. Формирование хорошего организационно-психологического климата требует, особенно от менеджеров и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.[1, c 25]

В американской социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих  отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование психологического климата отношений между работниками.

В отечественной  социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал  Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

Одним из первых раскрыл содержание организационно-психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона - это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.[1, c. 27-28]

В отечественной  психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический  феномен, как состояние коллективного  сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.

Сторонники  второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический  климат через стиль взаимоотношений  людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.[1, c. 31-32]

При изучении климата  необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств организационно-психологического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников  в процессе работы, их психологическое  настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от организационно-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат.[2, c. 18-19]

Для оценки психологического климата первичного трудового коллектива О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто разработали  специальную методику, в которой социально-психологический климат понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета. [2, c. 28]

Опыт показывает, что проводимые исследования психологического, климата, как правило, преследуют две  цели:

  1. подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;
  2. выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Если для  решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной  методики, то в первом случае, как  показывает практика, возникает потребность  делать периодические «срезы» с  целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет  выявить эмоциональный, поведенческий  и когнитивный компоненты отношений  в коллективе. В качестве существенного  признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента - переменная «знание - незнание особенностей членов коллектива». Итак, в сущности, групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе. У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность. [3, c. 12-13]

Информация о работе Организационно-психологический климат в организации