Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:28, реферат
Сегодня мы находимся на пороге огромных изменений, которые часто описываются как становление глобального информационного общества, основанного на знаниях. Знания, те факторы, которые повлияли на развитие высшей школы в начале XXI века. Меняется роль, организационные формы и способы функционирования науки. Изменяются и формы жизни университета как одного из основных элементов системы образования, играющего в ней не только системную и культурообразующую роль. Актуальность научных исследований сегодня заключается в том, что современный вуз все чаще оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития экономики, проведение научной экспертизы бизнес-проектов, разработка наукоемких технологий и передовых теорий, способных конвертироваться в рыночные преимущества для заказчика исследований.
Введение 3
1.Организация и финансирование научных исследований в США 5
2.Особенности высшего образования и научных исследований в университетах США 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Оглавление
Введение 3
1.Организация
и финансирование научных
2.Особенности высшего образования и научных исследований в университетах США 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Сегодня мы находимся на пороге огромных изменений, которые часто описываются как становление глобального информационного общества, основанного на знаниях. Знания, те факторы, которые повлияли на развитие высшей школы в начале XXI века. Меняется роль, организационные формы и способы функционирования науки. Изменяются и формы жизни университета как одного из основных элементов системы образования, играющего в ней не только системную и культурообразующую роль. Актуальность научных исследований сегодня заключается в том, что современный вуз все чаще оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития экономики, проведение научной экспертизы бизнес-проектов, разработка наукоемких технологий и передовых теорий, способных конвертироваться в рыночные преимущества для заказчика исследований. В связи с этим существенно возрастает роль методологических, системных, междисциплинарных знаний, необходимых для рационального и осмысленного оперирования различными знаниями и данными с целью решения новых, нестандартных проблем. В этой новой парадигме самое главное место отводится аналитическим способностям ученого, педагога, студента, их способностях искать и находить необходимую информацию, точно формулировать проблемы и гипотезы, находить в массивах данных определенные закономерности, находить решение сложных междисциплинарных задач. Нужно понимать, что знания превратились в важнейший фактор общественного развития.
Для группы развитых стран типа США темпы базового долгосрочного роста экономики зависят в значительной степени от поддержки и расширения глобальной базы знаний. Сегодня США развивают свою экономику, которая базируется на науке и открытиях, создавая миллионы рабочих мест, связанных с использованием новейших знаний по группам открытых новых направлений и дисциплин. Они являются мощным центром влияния на развитие университетских исследований, которые аккумулируют все большее количество молодых исследователей[1].
Специфика североамериканской
модели состоит в том, что огромный
объем фундаментальных
Огромную роль сегодня играет дистанционное обучение и научные исследования, которые часто рассматриваются не как альтернативные традиционному, а в качестве дополняющего традиционное образование новыми возможностями, не присущими человеку. Страны, владеющие более прогрессивными дистанционными технологиями и методологиями обучения, привлекают студентов, независимо от места их проживания, и получают за это огромные финансовые ресурсы, но самое главное – они «привязывают» к себе высококачественный человеческий капитал. Сложившаяся ситуация на мировом рынке, который традиционно оперирует четырьмя видами ресурсов: материальные, рабочая сила, капитал и услуги вынуждает «игроков рынка» все большее внимание уделять «рабочей» силе («мозгам») и услугам как информационным, так и образовательным[1].
Традиционный мировой лидер: США предприняли и предпринимают ряд радикальных мер, чтобы остаться лидерами в новом, постиндустриальном обществе – «обществе знаний». Поэтому очень важно отслеживать тенденции в образовательной системе США, для применения их в своей стране, а также внедрения на такой основе лучших образцов образовательных и научно-исследовательских программ, ярким примером тому служит Китай.
1.Организация и финансирование научных исследований в США
В США существует множество
различных министерств и
Наибольшее значение для развития американских НИР и НИОКР имеет Министерство обороны. На него приходится более 46% расходуемого государственного бюджета в области научных исследований. В его подчинении 68 научно-исследовательских центров, институтов и экспериментальных лабораторий. Оно финансирует университетские научные программы в области математики и инжиниринга. Кроме того, Министерство обороны активно участвует в передаче технологических трансфертов гражданским предприятиям, что способствует усилению их позиции на мировых рынках наукоемких производств и согласуется с общей стратегией научно-технологической политики США[2].
Министерство здравоохранения – второе по значению ведомство США по проведению НИОКР. На него приходится более 10% государственных затрат на научные исследования. Оно включает в себя: национальный институт здоровья, 13 научно-исследовательских институтов по всей территории США и 7 программно-ориентированных центров. Министерство финансирует исследования в университетах в области фундаментальной и прикладной медицины и биологии, оказывает поддержку фармакологическим компаниям в разработке новых лекарственных средств[2].
На Министерство энергетики приходится 9% государственных научных расходов. Оно занимается финансированием университетских исследований в области создания энергосберегающих видов техники и технологии. Кроме того, оказывает помощь промышленным предприятиям, прежде всего мелким, во внедрении и освоении новых технологий. Во время энергетического кризиса активная работа министерства привела к сокращению затрат топливно-энергетических ресурсов на 100 млн. долл[2].
Национальный научный фонд США (National Science Foundation – NSF) - независимое федеральное агентство, созданное конгрессом США в 1950г. «чтобы продвигать прогресс науки, национальное здоровье, процветание и благосостояние, обеспечить национальную защиту...» и (National Research Council) [3, 4].
Национальный Научный Фонд осуществляет свою миссию, предоставляя, в основном, временные гранты. До последнего времени ежегодно выделялось до 10 тысяч новых грантов (средняя продолжительность гранта составляет 3 года).
Большая часть этих грантов
представляется индивидуальным исследователям
или небольшим группам
С ежегодным бюджетом, составляющим около шести миллиардов долларов, NSF – источник финансирования 20% всех поддерживаемых из федерального бюджета фундаментальных исследований, проводимых в вузах США. Во многих областях науки NSF – главный источник поддержки фундаментальных исследований, в частности в биологии (доля фонда – 63%), математике (77%), информатике (86%), общественных науках (49%). Основная часть бюджета фонда (76%) тратится на научные исследования. Примерно такую же долю, как NSF на фундаментальную науку выделяют Министерство энергетики США и NASA. Самым крупным распорядителем средств на бюджетную науку в США является Министерство здравоохранения и социального обеспечения, имеющее собственную сеть национальных институтов здоровья.
В США имеется Ассоциация Американских Университетов (AAU – Association of American Universities ). Членами этой Ассоциации являются более 60 государственных и частных университетов США и Канады. Членство в ААU определяется высоким качеством образовательных программ с обязательными элементами исследований в областях науки и техники. Инициатором вступления в Ассоциацию является сам университет, который представляет развернутый отчет о своей деятельности за определенный период времени. При приеме учитываются мнения об университете трех-четырех членов Ассоциации[5].
Отметим, что в марте 2008г. AAU подготовила для нового президента США документы «Science as a Solution: An Innovation Agenda for Next President». – «Наука как решение», в которой предложило свое видение на роль образования в создании с США инновационного общества, основанного на знаниях. В этом же послании особое внимание уделено исследовательским университетам [5]
В США существует также Ассоциация исследовательских университетов (URA - Universities Research Association, Inc). Членами Ассоциации являются около 90 ведущих исследовательских университетов[5].
Ассоциация исследовательских университетов была создана как неправительственная организация в 1965г. по инициативе Национальной Академии наук и при поддержке президента Линдона Джонсона. Основные направления, финансируемые URA – физика и биология, которые проводятся в университетах при активном участии студентов. URA сотрудничает с Министерством энергетики США, Национальной лабораторией Ферми и рядом других организаций. В 2008г. Министерство энергетики США финансировала URA на сумму $ 350 миллионов, а Фонд NSF (о котором упоминалось выше) – на $ 1,2 миллиона[2]. Ежегодно, начиная с 2001г. Центр измерений деятельности университетов (The Center for Measuring University Performance) выпускает справочники (включающие и рейтинги университетов), объемом от 230 до 260 стр., которые содержат большие объемы весьма интересной и полезной информации[6].
2.Особенности высшего образования и научных исследований в университетах США
В 2005г. была опубликована книга
Г.Д. Дмитриева «Анатомия
В настоящее время в США функционируют 4067 университетов и колледжей, в которых в 2005/06 учебном году обучалось около 17 миллионов студентов. Как отмечается в работе [8] «в США нет единой системы высшего образования, а есть 50 (по числу штатов) систем образования, управления и финансирования которыми осуществляют органы власти в каждом штате в соответствии с существующими в нем законами, которые отличаются от законов соседнего штата». Тем не менее, для всех образовательных организаций существуют: национальные законы, профессиональные стандарты, во многом единая система тестирования абитуриентов, национальные цели образования, а также требования независимых аккредитационных агентств. Государство выступает, во-первых, как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества, в том числе и его научно-технической сферы; во-вторых, как один из главных инвесторов научных исследований и разработок; в-третьих, как крупный потребитель новой научно-технической продукции; в четвертых, как важный субъект научно-технической деятельности (государственный сектор исследований и разработок, прежде всего в оборонной отрасли, образовании и т. д.).
Как и в Российской Федерации,
в США функционируют три
Особое внимание в США уделяется программам регионального развития, которые реализуются на уровне отдельных штатов. Именно эти программы рассматриваются в настоящее время в США и других развитых странах как ключевое звено в структурной перестройке национальной экономики на наукоемкой основе. Термин «программа» охватывает подробное обоснование целей, развернутый план мероприятий со сроками их выполнения, исполнителями и т. д. В практике США такие программы встречаются, но не часто и, в основном, на федеральном уровне. В то же время «программами» называют мероприятия гораздо меньших масштабов, не предусматривающие ни конкретных сроков, ни объемов работ, а просто определяющие некоторое направление деятельности, источники ее финансовой поддержки, организационные рамки, в которых она осуществляется. Допустим, предоставление какой-либо налоговой льготы на конкретный вид капиталовложений в пределах штата может фигурировать в качестве «программы» и так называться.
Хотя региональные
программы естественно
Как уже было сказано, высшие учебные заведения США не подчиняются федеральному министерству образования — их контролируют региональные власти. Нельзя определенно сказать, какие учебные заведения в США престижнее — частные или государственные. В список популярнейших вузов входят и те, и другие. Университеты отличаются от других высших учебных заведений тем, что в них проводятся научные исследования и разработки, на которые выделяют огромные средства. Наиболее известные учреждения, получающие миллионы долларов каждый год, имеют возможность приглашать на работу лучших ученых со всего мира. Обычно 10-30% бюджета подобного университета — это дотации из государственных источников (бюджета родного штата). Оставшаяся часть складывается из платы за обучение, грантов, контрактов и благотворительных взносов.
Информация о работе Организация и финансирование научных исследований в США