Организация и финансирование научных исследований в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Сегодня мы находимся на пороге огромных изменений, которые часто описываются как становление глобального информационного общества, основанного на знаниях. Знания, те факторы, которые повлияли на развитие высшей школы в начале XXI века. Меняется роль, организационные формы и способы функционирования науки. Изменяются и формы жизни университета как одного из основных элементов системы образования, играющего в ней не только системную и культурообразующую роль. Актуальность научных исследований сегодня заключается в том, что современный вуз все чаще оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития экономики, проведение научной экспертизы бизнес-проектов, разработка наукоемких технологий и передовых теорий, способных конвертироваться в рыночные преимущества для заказчика исследований.

Содержание работы

Введение 3
1.Организация и финансирование научных исследований в США 5
2.Особенности высшего образования и научных исследований в университетах США 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Организация научно-исследовательской работы в США (2).docx

— 54.66 Кб (Скачать файл)

Другая категория  американских вузов — крупные  частные университеты. И хотя их в стране гораздо меньше, чем государственных, на верхних строчках в рейтингах лучших учебных заведений США ( и мира) стоят как раз они [9].

Система образования США  является трехуровневой: бакалавриат, магистратура, докторантура, т.е. такой же, которая в настоящее время распространяется в Европе и России, а также в других странах, подписавших Болонское соглашение[10].

В работе [7] поясняется терминология американского высшего образования. Например, слово «колледж» очень часто в США выступает синонимом слова «университет», но оно близко российскому понятию «факультета». И тогда университет состоит из колледжей или «школ», т.к. колледжи часто называют школами. В то же время существуют колледжи как самостоятельные учебные заведения со своим уставом, бюджетом и руководством. Ряд самостоятельных колледжей имеют бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Кроме того, слово «колледж» иногда может обозначать какую-либо образовательную программу.


В США весьма запутанная классификация университетов, колледжей  и школ, которая достаточно подробно рассмотрена в работе [7]. Для наших целей важно отметить, что в этой стране существует группа исследовательских (Researсh) и «обучающих» (Teaching) университетов.

В «обучающих» университетах  готовят бакалавров и магистров, а у профессора большая учебная  нагрузка, так что у него остается совсем немного времени на небольшую научную работу со студентами.

В «исследовательских» университетах  обучаются на бакалавров, магистров  и докторов, профессор в таком  университете занимается в основном исследованиями вместе со своими аспирантами и «постдокторами наук». «Постдок» - человек со степенью, но не имеющий, как правило, собственных проектов и вынужденный работать на проект, например, с профессором, который выиграл грант под этот проект.

Большое внимание деятельности исследовательских университетов в США уделено в работе [7]. В частности, утверждается: «Высшая школа США играет ведущую роль в осуществлении передовых фундаментальных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. США – единственная страна в мире, где создана такая форма организации науки, в которой органически сочетаются процесс обучения и высокое качество научных исследований».

В то же время старшекурсники в гораздо большей степени вовлечены в научно-исследовательскую деятельность, чем студенты младших курсов».

Хотелось бы обратить особое внимание на это замечание по следующим причинам. Как уже говорилось, в США реализована трехуровневая система высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года) и аспирантура или докторантура (3 года). При этом всех учащихся вузов называют студентами. Поэтому учащиеся в магистратуре и аспирантуре (докторантуре) – студенты старших курсов по терминологии работы. Следующий вывод можно сделать, опираясь на замечание [7]: «Отличие заключается в том, что если в России первые три-четыре года (аналог американский «undergraduate school – бакалавриат) приходится активно учиться, то в американском варианте бакалавриата люди получают необременительное разностороннее образование и только в «graduate school» (магистратура) или читают серьезные учебные курсы, и они начинают заниматься постоянно научной работой».


Таким образом, из вышесказанного следует, что при обучении на степень  бакалавра в американских университетах  и колледжах студенты не принимают  активного участия в серьезных  научных проектах. При этом, как  отмечают многие авторы, описывающие  в сети опыт своей учебы в США, студенты младших курсов вынуждены (т.к. они имеют большой объем самостоятельной работы) получать самостоятельно навыки проведения научных исследований: анализ и синтез текстов, использование критического мышления и др[11].

Вернемся к исследовательскому университету. Он организован как  центр науки. В организационную  структуру наиболее крупных вузов  входят подразделения, занимающиеся преимущественно  или исключительно научно-исследовательской деятельностью, а также специальные группы по их обслуживанию. Организация университета приобретает характер корпорации и представляет собой совокупность взаимодействующих самостоятельных исследовательских групп, специальных научных институтов, медицинских школ, клиник, центров и т.п.

Система обучения интегрирована  в научно-исследовательский процесс и сориентирована на выпуск специалистов самой высокой квалификации. Широкое привлечение к проведению исследований студентов старших курсов является формой существования исследовательских университетов.

Важнейшим преимуществом  исследовательского университета является его «многодисциплинарность». Он объединяет несколько различных по своей научной направленности колледжей. В результате большое распространение получил проблемный подход к проведению исследований. Это, в свою очередь, привело к созданию комплексных междисциплинарных научно-исследовательских подразделений.

Ключевую роль в обучении и воспитании студентов играет институт научных консультантов или советников (adviser), которые помогают студенту найти свою «траекторию» образования в соответствии с его желаниями и возможностями. Советник, как правило, руководит творческой работой студента, проводит с ним междисциплинарные курсовые и лабораторные работы, а в дальнейшем занимается трудоустройством студента [7].

Фактически выбор научного консультанта задает узкую специализацию  студента в рамках широкой специальности, определяемой профилем выпускающей  кафедры. Далее студент прикрепляется  к выбранному научному советнику. Все члены этого коллектива, как правило, объединяются вокруг какой-то общей научной темы, причем темы аспирантских и магистерских исследований и тематика курсовых работ студентов старших курсов представляют собою какие-то различные аспекты общей проблемы, финансово подкрепляемой грантами от каких-либо фондов и организаций или контрактами с промышленностью. Результаты работы всех членов такой миниатюрной научной школы обычно обсуждаются на научных семинарах, проводимых как внутри этого коллектива, так и в рамках более крупных научных школ, существующих на кафедре или факультете.

Отметим еще одну особенность научных исследований в США. Только в 2007 году в результате научных исследований в университетах США на рынок было выпущено более 700 новых продуктов, а за период с 1998 по 2007 год эта цифра составляет 4350. Это значит, что на протяжении 9 лет университеты «поставляли » на рынок по 1, 32 изобретения в день. В течение одного года было создано 550 новых компаний, предназначенных для внедрения университетских изобретений, то есть 2,2 новых компаний за каждый рабочий день.

В 2006г. университеты США получили более 45 млрд. долларов на научные и  прикладные исследования. Преподавателями  и исследователями вузов было сделано 19 000 открытий, заполнено 16 000 патентных  заявок, получено 3255 патентов, 5000 новых  и подтверждено 112 672 старых лицензий.

Национальный Научный  Фонд (National Science Foundation), который начал активно наращивать финансирование фундаментальной науки и образования в тех областях, что не были связаны с медициной. В конечном итоге, NSF стал главным фондом США, спонсирующим фундаментальные исследования [12].


Лидерами в национальном масштабе являются Калифорния, Массачусетс и Нью-Йорк, за которыми следуют штаты Техас и Флорида.

Однако в последнее  время было отмечено уменьшение числа  патентов, выданных американскими университетами. Одной из главных причин, по мнению наблюдателей, явилась смена приоритетов  в самих университетах. Многие вузы вернулись к своим основным задачам  – обучению студентов и распространению  знаний. Отчасти это было вызвано  конкуренцией за новых студентов, обращающих внимание не на «практичность» вуза, а на его место в национальных рейтингах. Система отбора и классификации вуза, как правило, акцентирует внимание на академических успехах, исследовательской работе, научных публикациях, но отнюдь не отражает взаимодействия университетов и промышленности, равно как и полученные патенты. 

Заключение


К важным особенностям в  организации научных исследований в сфере высшего образования США относится наличие научно-исследовательских обществ, центров, фондов, которые ведут совместные исследования с университетами, интегрированы в их структуру, а также ведется значительный объем финансирования научных исследований, как со стороны правительства, так и со стороны бизнеса и промышленности. Также отличительной особенностью США является отсутствие жесткой централизации и прямого управления системой образования и научными исследованиями со стороны государства в вузах. Университеты имеют очень высокую степень автономии и свободы в принятии решений по финансированию и выборе приоритетных научных направлений. Бакалавры (даже естественных наук), как правило, серьёзной научной работой не занимаются. При получении образования в магистратуре или аспирантуре для разных специальностей возможно либо проведение только научных исследований, либо – обучение в течение определённого периода и параллельное проведение научных исследований.

Университеты  США занимают первые строчки мировых рейтингов, в которых одним из главных критериев является научная работа.  Согласно рейтингу, составленному в 2011 г. британским «Times Higher Education Supplement», среди сотни лучших высших учебных заведений мира фигурируют 50 американских[13].

США стабильно удерживают лидерство в инвестициях в НИОКР. В 2011 году на долю США пришлось 34 % мировых расходов в данной сфере. Всего было вложено $405,3 млрд, что составило 2,7 % от ВВП страны[14].

Можно сделать вывод, что система  научных исследований и образования  в США обладает рядом конкурентных преимуществ перед другими странами:

  • наиболее развитая образовательная система в мире, гибко реагирующая на потребности общества и производства;
  • хорошо развитая научная инфраструктура, безусловное лидерство в мире по ключевым направлениям как фундаментальной, так и прикладной науки;
  • финансовая система, обеспечивающая доступ к венчурному капиталу как основе процесса технологических нововведений в экономику;
  • государственная политика в области науки, техники и образования, обеспечивающая как выработку приоритетов развития в данных областях, так и государственное финансирование сферы науки и образования;
  • эффективная практика и длительные традиции сотрудничества государства и частного сектора в сфере науки и образования.

Вместе с тем можно отметить важность стоящих перед страной  вызовов, ответственность лежит  как на государстве, так и на частнопредпринимательском  секторе за будущее американской науки и образования. Речь идет не только о развитии этих сфер деятельности и их вкладе в экономический рост и в формирование экономики знаний, но и о поддержании интеллектуального потенциала нации, об усилении научного подхода к принятию политических и социальных решений, что имеет огромное значение для будущего страны.

 

 

 

  

 

 

Список использованной литературы

  1. Cohen L., and R. Noll. 1992. Research and Development. In H. Aaron and C. Schultze (eds.) Setting Domestic Priorities: What Can Government Do? The Brookings Institution: Washington, D.C., pp. 223-65.
  2. Rosenberg, N and R. Nelson. 1994. American universities and technical advance in industry. Research Policy 23:323-48.
  3. Feller, I. 1999. The American University System as a performer of basic and applied research. In L. Branscomb, F. Kodama, and R. Florida (eds.) Industrializing Knowledge: University-Industry Linkages in Japan and the United States. The MIT Press: Cambridge, MA, pp. 65-101.
  4. http://www.nsf.gov/nsb/ ( National Science Board – official source (англ.))
  5. www.aau.edu ( Ассоциация американских университетов – офиц.сайт(англ.))
  6. mup.asu.edu (Центр измерения производительности университетов (англ.))
  7. Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. Г.Д. Дмитриев. – М.: На-родное образование, 2005. – 123 с.
  8. Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетков Г.Б. США:Управление наукой и инновациями/ М.М. Иванов, С.Р. Колупаева, Г.Б. Кочетков. – М.: Наука, 1990. - 213 с.
  9. http://www.arwu.org/ (Academic Ranking of World Universities)
  10. Макарова О. В. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007.
  11. Чучалин А.И. Американская и болонская модели инженера: сравнительный анализ компетенций/ А.И. Чучалин//Вопросы образования. – 2007. - №1. – с.86 -93
  12. http://www.nsf.gov/ (Национальный научный фонд - официальный сайт (англ.))
  13. http://www.timeshighereducation.co.uk/ (Times Higher Education –из первоисточника (англ.))
  14. http://www.battelle.org/media/news ( Объёмы мировых расходов на научно исследовательские работы  (англ.). Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.)

 

 


Информация о работе Организация и финансирование научных исследований в США