Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:28, реферат
Сегодня мы находимся на пороге огромных изменений, которые часто описываются как становление глобального информационного общества, основанного на знаниях. Знания, те факторы, которые повлияли на развитие высшей школы в начале XXI века. Меняется роль, организационные формы и способы функционирования науки. Изменяются и формы жизни университета как одного из основных элементов системы образования, играющего в ней не только системную и культурообразующую роль. Актуальность научных исследований сегодня заключается в том, что современный вуз все чаще оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития экономики, проведение научной экспертизы бизнес-проектов, разработка наукоемких технологий и передовых теорий, способных конвертироваться в рыночные преимущества для заказчика исследований.
Введение 3
1.Организация и финансирование научных исследований в США 5
2.Особенности высшего образования и научных исследований в университетах США 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Другая категория американских вузов — крупные частные университеты. И хотя их в стране гораздо меньше, чем государственных, на верхних строчках в рейтингах лучших учебных заведений США ( и мира) стоят как раз они [9].
Система образования США является трехуровневой: бакалавриат, магистратура, докторантура, т.е. такой же, которая в настоящее время распространяется в Европе и России, а также в других странах, подписавших Болонское соглашение[10].
В работе [7] поясняется терминология американского высшего образования. Например, слово «колледж» очень часто в США выступает синонимом слова «университет», но оно близко российскому понятию «факультета». И тогда университет состоит из колледжей или «школ», т.к. колледжи часто называют школами. В то же время существуют колледжи как самостоятельные учебные заведения со своим уставом, бюджетом и руководством. Ряд самостоятельных колледжей имеют бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Кроме того, слово «колледж» иногда может обозначать какую-либо образовательную программу.
В США весьма запутанная классификация университетов, колледжей и школ, которая достаточно подробно рассмотрена в работе [7]. Для наших целей важно отметить, что в этой стране существует группа исследовательских (Researсh) и «обучающих» (Teaching) университетов.
В «обучающих» университетах готовят бакалавров и магистров, а у профессора большая учебная нагрузка, так что у него остается совсем немного времени на небольшую научную работу со студентами.
В «исследовательских»
Большое внимание деятельности исследовательских университетов в США уделено в работе [7]. В частности, утверждается: «Высшая школа США играет ведущую роль в осуществлении передовых фундаментальных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. США – единственная страна в мире, где создана такая форма организации науки, в которой органически сочетаются процесс обучения и высокое качество научных исследований».
В то же время старшекурсники в гораздо большей степени вовлечены в научно-исследовательскую деятельность, чем студенты младших курсов».
Хотелось бы обратить особое внимание на это замечание по следующим причинам. Как уже говорилось, в США реализована трехуровневая система высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года) и аспирантура или докторантура (3 года). При этом всех учащихся вузов называют студентами. Поэтому учащиеся в магистратуре и аспирантуре (докторантуре) – студенты старших курсов по терминологии работы. Следующий вывод можно сделать, опираясь на замечание [7]: «Отличие заключается в том, что если в России первые три-четыре года (аналог американский «undergraduate school – бакалавриат) приходится активно учиться, то в американском варианте бакалавриата люди получают необременительное разностороннее образование и только в «graduate school» (магистратура) или читают серьезные учебные курсы, и они начинают заниматься постоянно научной работой».
Таким образом, из вышесказанного следует, что при обучении на степень бакалавра в американских университетах и колледжах студенты не принимают активного участия в серьезных научных проектах. При этом, как отмечают многие авторы, описывающие в сети опыт своей учебы в США, студенты младших курсов вынуждены (т.к. они имеют большой объем самостоятельной работы) получать самостоятельно навыки проведения научных исследований: анализ и синтез текстов, использование критического мышления и др[11].
Вернемся к исследовательскому университету. Он организован как центр науки. В организационную структуру наиболее крупных вузов входят подразделения, занимающиеся преимущественно или исключительно научно-исследовательской деятельностью, а также специальные группы по их обслуживанию. Организация университета приобретает характер корпорации и представляет собой совокупность взаимодействующих самостоятельных исследовательских групп, специальных научных институтов, медицинских школ, клиник, центров и т.п.
Система обучения интегрирована в научно-исследовательский процесс и сориентирована на выпуск специалистов самой высокой квалификации. Широкое привлечение к проведению исследований студентов старших курсов является формой существования исследовательских университетов.
Важнейшим преимуществом исследовательского университета является его «многодисциплинарность». Он объединяет несколько различных по своей научной направленности колледжей. В результате большое распространение получил проблемный подход к проведению исследований. Это, в свою очередь, привело к созданию комплексных междисциплинарных научно-исследовательских подразделений.
Ключевую роль в обучении
и воспитании студентов играет институт
научных консультантов или
Фактически выбор научного консультанта задает узкую специализацию студента в рамках широкой специальности, определяемой профилем выпускающей кафедры. Далее студент прикрепляется к выбранному научному советнику. Все члены этого коллектива, как правило, объединяются вокруг какой-то общей научной темы, причем темы аспирантских и магистерских исследований и тематика курсовых работ студентов старших курсов представляют собою какие-то различные аспекты общей проблемы, финансово подкрепляемой грантами от каких-либо фондов и организаций или контрактами с промышленностью. Результаты работы всех членов такой миниатюрной научной школы обычно обсуждаются на научных семинарах, проводимых как внутри этого коллектива, так и в рамках более крупных научных школ, существующих на кафедре или факультете.
Отметим еще одну особенность научных исследований в США. Только в 2007 году в результате научных исследований в университетах США на рынок было выпущено более 700 новых продуктов, а за период с 1998 по 2007 год эта цифра составляет 4350. Это значит, что на протяжении 9 лет университеты «поставляли » на рынок по 1, 32 изобретения в день. В течение одного года было создано 550 новых компаний, предназначенных для внедрения университетских изобретений, то есть 2,2 новых компаний за каждый рабочий день.
В 2006г. университеты США получили более 45 млрд. долларов на научные и прикладные исследования. Преподавателями и исследователями вузов было сделано 19 000 открытий, заполнено 16 000 патентных заявок, получено 3255 патентов, 5000 новых и подтверждено 112 672 старых лицензий.
Национальный Научный Фонд (National Science Foundation), который начал активно наращивать финансирование фундаментальной науки и образования в тех областях, что не были связаны с медициной. В конечном итоге, NSF стал главным фондом США, спонсирующим фундаментальные исследования [12].
Лидерами в национальном масштабе являются Калифорния, Массачусетс и Нью-Йорк, за которыми следуют штаты Техас и Флорида.
Однако в последнее
время было отмечено уменьшение числа
патентов, выданных американскими университетами.
Одной из главных причин, по мнению
наблюдателей, явилась смена приоритетов
в самих университетах. Многие вузы
вернулись к своим основным задачам
– обучению студентов и распространению
знаний. Отчасти это было вызвано
конкуренцией за новых студентов, обращающих
внимание не на «практичность» вуза, а
на его место в национальных рейтингах.
Система отбора и классификации вуза,
как правило, акцентирует внимание на
академических успехах, исследовательской
работе, научных публикациях, но отнюдь
не отражает взаимодействия университетов
и промышленности, равно как и полученные
патенты.
К важным особенностям в
организации научных
Университеты США занимают первые строчки мировых рейтингов, в которых одним из главных критериев является научная работа. Согласно рейтингу, составленному в 2011 г. британским «Times Higher Education Supplement», среди сотни лучших высших учебных заведений мира фигурируют 50 американских[13].
США стабильно удерживают
лидерство в инвестициях в НИОК
Можно сделать вывод, что система научных исследований и образования в США обладает рядом конкурентных преимуществ перед другими странами:
Вместе с тем можно отметить важность стоящих перед страной вызовов, ответственность лежит как на государстве, так и на частнопредпринимательском секторе за будущее американской науки и образования. Речь идет не только о развитии этих сфер деятельности и их вкладе в экономический рост и в формирование экономики знаний, но и о поддержании интеллектуального потенциала нации, об усилении научного подхода к принятию политических и социальных решений, что имеет огромное значение для будущего страны.
Информация о работе Организация и финансирование научных исследований в США