Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:17, реферат
На данный момент в Российской Федерации отсутствуют документально оформленные взгляды на пути совершенствования правового обеспечения аудита ИБ организаций и СИТ как в стране в целом, так и в различных ведомствах, что затрудняет правовое регулирование отношений между заказчиком и аудитором, между государственными органами аттестации и компаниями, фирмами или частными организациями. Проведение аудита в области ИБ является высокоинтеллектуальным видом деятельности, имеющим прямое отношение к национальной безопасности, в силу чего аудиторская деятельность в области ИБ является особым видом услуг, на которые не должны распространяться положения действующих в настоящее время правовых документов, регулирующих порядок предоставления услуг в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________________________3
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ____________________________________________________________________6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ______8
КРИТЕРИИ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ________10
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ______________________________________________________________12
ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА_________________________12
ЭТАП АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ__________________________________________13
ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АУДИТУ ИБ НА МЕСТЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ_14
ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ИБ НА МЕСТЕ_____________________________________16
ЭТАП ПОДГОТОВКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РАССЫЛКИ ОТЧЕТА ПО АУДИТУ ИБ_________________________________________________________________17
ЭТАП ЗАВЕРШЕНИЯ АУДИТА ИБ________________________________________18
ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА ИБ__19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_________________________________20
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Институт информационной и экономической безопасности
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Правовое обеспечение экономической безопасности»
на тему: « Организация и проведение внутреннего аудита информационной безопасности»
Работу выполнила:
группы ИБ-01-09
Работу проверил:
Коваленко Ю.И.
МОСКВА 2013
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ______________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ____________________
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент в Российской
Федерации отсутствуют
На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд документов, регулирующих аудиторскую деятельность, которая преимущественно направлена на оценку достоверности финансовой отчетности или же на проведение сертификационного аудита по стандартам менеджмента качества (ИСО 9000) и охраны окружающей среды (ИСО 14000). К таким документам относятся:
Касаясь возможного отношения действующих в России документов в области аудита к аудиторской деятельности в области ИБ необходимо отметить следующее.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также Стандарты аудита РКА определяют положения процедурного плана, профессиональной этики и принципов деятельности в области аудита. В данных документах содержатся положения и требования, которые регламентируют следующие области, относящиеся к аудиту:
Данные документы
Руководящие указания по проведению внутренних и внешних аудитов систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента, определяемые ГОСТ Р ИСО 19011, так же могут быть использованы при разработке процедурных положений по проведению аудита ИБ. В то же время определенная стандартом модель проведения аудита должна быть адаптирована для области аудита ИБ.
В настоящее время и в Российской Федерации и за рубежом отсутствует единый и общепринятый стандарт в области аудита информационной безопасности.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость разработки и введения в действие национальных стандартов аудита в области ИБ, базирующихся на признаваемых в международном сообществе решениях и учитывающих специфику и особенности аудиторской деятельности в области ИБ в Российской Федерации, включая решение задач процедурного плана.
Суть, назначение, цели, результаты и процессы проведения аудита ИБ определяются типом организации, видом и принадлежностью обрабатываемой конфиденциальной информации и ролью организации в общих процессах обеспечения безопасности государства в информационной сфере. С учетом этого аудит ИБ должен рассматриваться для трех типов организаций:
Аудит ИБ организации определяется как систематический, независимый и документированный процесс для получения свидетельств аудита ИБ и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита ИБ. Аудит ИБ не подменяет государственного контроля состояния ИБ ключевых объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации и организаций любой формы собственности, являющихся собственником или пользователем конфиденциальной информации, требующей защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По содержанию аудит ИБ разделяется на следующие виды:
Задачей аудита ИБ СИТ, эксплуатирующихся в организации, является проверка состояния защищенности конфиденциальной информации в организации от внутренних и внешних угроз, а также программного и аппаратного обеспечения, от которого зависит бесперебойное функционирование СИТ. Данный вид подразумевает, как документальный, так и инструментальный аудит состояния защищенности информации при ее сборе, обработке, хранении с использованием различных СИТ.
Задачей аудита ИБ организации
является проверка состояния защищенности
интересов (целей) организации в
процессе их реализации в условиях
внутренних и внешних угроз, а
также предотвращение утечки защищаемой
конфиденциальной информации, возможных
несанкционированных и
Аудит ИБ СИТ, эксплуатирующихся в организации, может проводиться как самостоятельный вид аудита, а также являться частью аудита ИБ организации. При этом он может проводиться во время проведения аудита ИБ организации или же при проведении аудита ИБ организации могут использоваться результаты ранее проведенного аудита ИБ СИТ, эксплуатирующихся в организации.
По форме аудит ИБ может быть внутренним и внешним.
Внутренний аудит ИБ проводится самой организацией или от ее имени для внутренних целей и может служить основанием для принятия декларации о соответствии требованиям стандартов или нормативных документов по защите информации и обеспечению информационной безопасности.
Внешний аудит ИБ проводится внешними независимыми коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области ИБ.
Внешний аудит ИБ обязателен для всех государственных или негосударственных организаций, являющихся собственником или пользователем конфиденциальной информации, требующей защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для всех организаций, эксплуатирующих объекты ключевых систем информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации.
Проведение аудита ИБ основывается на ряде принципов, следование которым является предпосылкой для обеспечения объективных заключений по результатам аудита ИБ. Эти принципы должны быть признаны и соблюдены всеми сторонами, участвующими в аудите ИБ. Выполнение принципов способствует повышению безопасности организации и СИТ.
Принципы, относящиеся к аудиту ИБ:
В общем случае под критериями аудита ИБ понимается совокупность политик ИБ, процедур или требований, установленных Федеральными стандартами и нормативами, с которыми сравнивается свидетельство аудита ИБ.
Для проведения аудита ИБ должна быть заранее определена система критериев, отраженная в нормативных документах (регламентах и/или стандартах) и действующая в отношении аудируемой организации. Организации, на которые не распространяются обязательные требования, сформулированные в этих документах, должны признать и руководствоваться в своей деятельности каким-либо из существующих стандартов в области ИБ.
Выбор критериев аудита ИБ с учетом обеспечения полноты аудита ИБ и в зависимости от типа аудируемой организации, а также определение методологии оценки как составной части процесса аудита ИБ, должно проводиться на основе постоянного и непрерывного накопления и обобщения соответствующего мирового опыта и лучших практик отечественных аудиторских организаций.
Состав критериев для организаций и СИТ, подвергаемых аудиту ИБ, рекомендуется определять следующим образом:
Частью программы аудита ИБ являются указания по планированию и проведению аудитов ИБ. Степень распространения данных требований зависит от области применения, сложности конкретного аудита ИБ и предполагаемого использования заключений по результатам аудита ИБ.
Информация о работе Организация и проведение внутреннего аудита информационной безопасности