Организация и проведение внутреннего аудита информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

На данный момент в Российской Федерации отсутствуют документально оформленные взгляды на пути совершенствования правового обеспечения аудита ИБ организаций и СИТ как в стране в целом, так и в различных ведомствах, что затрудняет правовое регулирование отношений между заказчиком и аудитором, между государственными органами аттестации и компаниями, фирмами или частными организациями. Проведение аудита в области ИБ является высокоинтеллектуальным видом деятельности, имеющим прямое отношение к национальной безопасности, в силу чего аудиторская деятельность в области ИБ является особым видом услуг, на которые не должны распространяться положения действующих в настоящее время правовых документов, регулирующих порядок предоставления услуг в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________________________3
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ____________________________________________________________________6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ______8
КРИТЕРИИ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ________10
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ______________________________________________________________12
ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА_________________________12
ЭТАП АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ__________________________________________13
ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АУДИТУ ИБ НА МЕСТЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ_14
ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ИБ НА МЕСТЕ_____________________________________16
ЭТАП ПОДГОТОВКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РАССЫЛКИ ОТЧЕТА ПО АУДИТУ ИБ_________________________________________________________________17
ЭТАП ЗАВЕРШЕНИЯ АУДИТА ИБ________________________________________18
ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА ИБ__19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_________________________________20

Файлы: 1 файл

КОВАЛЕНКО.docx

— 86.48 Кб (Скачать файл)

Проведение аудита ИБ состоит  из следующих этапов:

  • организация проведения аудита ИБ;
  • анализ документов;
  • подготовка к аудиту ИБ на месте его проведения;
  • проведение аудита ИБ на месте;
  • подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту ИБ;
  • завершение аудита ИБ;
  • выполнение действий по результатам аудита ИБ.

4.1. Этап организации проведения аудита ИБ включает:

  • назначение руководителя аудиторской группы;
  • определение целей, области и критериев аудита ИБ
  • определение возможности аудита ИБ
  • выбор аудиторской группы
  • установление начального контакта с проверяемой организацией.

 

При определении размера  и состава аудиторской группы должны учитываться:

  • цели, область аудита ИБ, критерии аудита и его ориентировочная продолжительность;
  • общая компетентность и уровень квалификации аудиторской группы;
  • необходимость исполнения принципов проведения аудита ИБ;
  • законодательные, регламентирующие, контрактные требования и требования органов аккредитации/сертификации, если применимо;
  • способность членов аудиторской группы к совместной работе и к эффективному взаимодействию с проверяемой организацией;
  • понимание социальных и культурных особенностей проверяемой организации (это может быть достигнуто либо собственным опытом аудитора, либо с помощью эксперта).

Если в определенной области (по определенному вопросу) знаний аудиторской  группы недостаточно, то недостающие  знания и умения могут быть восполнены включением в группу экспертов. Эксперты должны работать под руководством аудитора.

Для взаимодействия с аудиторской  группой руководством проверяемой  организации должны быть назначены лица, на которых возлагается ответственность за своевременность, достоверность и полноту предоставления запрошенной аудиторами информации в объеме, не выходящем за пределы их полномочий и условий, определенных договором.

4.2. Этап анализа документов проверяемой организации проводится аудиторской группой для определения соответствия положений, отраженных в документации организации, критериям аудита ИБ. Документация может содержать:

  • информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры проверяемой организации;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
  • политики, действующие в организации;
  • информацию о процессах организации;
  • информацию о применяемых в организации средствах, в том числе это может быть:
  • аппаратные диаграммы, чертежи и модели;
  • программная документация;
  • спецификации интерфейсов;
  • рабочие инструкции;
  • учебники для тренировки персонала;
  • описание процедур сопровождения;
  • вопросы снятия с эксплуатации;
  • отчеты по предыдущим аудитам ИБ;
  • любая другая документация, в которой отражаются вопросы, регламентируемые положениями действующих стандартов и нормативов в области ИБ.

Анализ должен учитывать  размер, тип и сложность организации, а также цели и область аудита ИБ. Если документация будет признана неадекватной, то руководитель аудиторской группы должен сообщить об этом заказчику аудита ИБ и проверяемой организации. Аудиторской группой должно быть принято решение, может ли аудит ИБ быть продолжен или приостановлен до момента решения всех вопросов по документации.

4.3. Этап подготовки к аудиту ИБ на месте его проведения включает в себя распределение работ в аудиторской группе и подготовку рабочей документации.

Руководитель аудиторской  группы должен подготовить план аудита ИБ, который облегчит составление графика и координацию действий при проведении аудита ИБ.

План аудита ИБ должен включать следующее:

  • цель аудита;
  • критерии аудита;
  • область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных единиц и процессов, подлежащих проверке;
  • дату и место, где должны осуществляться действия по аудиту на месте;
  • ожидаемое время и продолжительность действий по аудиту на месте, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания аудиторской группы;
  • роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц.

При необходимости, план аудита ИБ может включать следующее:

  • перечень представителей проверяемой организации, которые будут сопровождать аудиторскую группу;
  • разделы отчета;
  • техническое обеспечение (поездки, оборудование на месте и т. д.);
  • рассмотрение вопросов конфиденциальности;
  • сроки и цели последующих аудитов ИБ.

План должен быть проанализирован  и представлен проверяемой организации  до начала проведения аудита ИБ на месте.

Любые возражения со стороны  проверяемой организации должны быть разрешены совместно руководителем аудиторской группы, проверяемой организацией и заказчиком аудита ИБ. Любой пересмотренный план аудита ИБ должен быть согласован вовлеченными сторонами до продолжения аудита.

Члены аудиторской группы должны проанализировать информацию, относящуюся к распределению обязанностей при проведении аудита ИБ, и подготовить документы, необходимые для регистрации результатов.

Такие документы могут  включать:

  • контрольные листы и планы выборки для аудита ИБ;
  • формы для регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, выводы аудита ИБ и протоколы совещаний.

Вышеперечисленные документы  войдут в состав рабочей документации. Рабочая документация может быть создана самой аудиторской организацией либо получена от проверяемой организации или от других лиц. Рабочие документы могут быть собраны в виде данных, записанных на бумаге, электронных носителях, путем микрофильмирования или другими способами.

Документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам  каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения.

4.4. Этап проведения аудита ИБ на месте включает:

  • проведение предварительного совещания;
  • обмен информацией во время аудита ИБ;
  • назначение ролей и обязанностей сопровождающих и наблюдателей;
  • сбор свидетельств аудита ИБ;
  • оценка свидетельств аудита ИБ;
  • проведение заключительного совещания.

Перед началом проведения аудита ИБ на месте должно быть проведено  вступительное совещание с участием аудиторской группы и лиц, ответственных за функции или процессы, подлежащие проверке.

Цели совещания следующие:

  • подтверждение плана аудита ИБ;
  • краткое изложение действий по аудиту;
  • подтверждение каналов обмена информацией между аудиторской группой и представителями проверяемой организации.

В случаях внутреннего  аудита организации, вступительное  совещание может просто состоять из сообщения, что будет проводиться  аудит ИБ, и разъяснения характера аудита ИБ.

Аудиторскую группу могут  сопровождать сопровождающие и наблюдатели, но они не являются ее членами. Они  не должны влиять или вмешиваться  в проведение аудита ИБ.

Если сопровождающие были назначены проверяемой организацией, то они должны помогать аудиторской  группе и действовать по просьбе  руководителя аудиторской группы. В их обязанности может входить следующее:

  • установление контактов и времени для опроса;
  • организация посещений конкретных мест в организации;
  • обеспечение ознакомления и соблюдения членами аудиторской группы правил, касающихся техники безопасности на месте и охранных процедур;
  • выступление в качестве свидетеля по поручению проверяемой организации;
  • разъяснение или помощь в сборе информации.

4.5. Этап подготовки, утверждения и рассылки отчета по аудиту ИБ. По завершении проверки аудиторская группа должна предоставить установленным получателям отчет по результатам проведения аудита ИБ. Руководитель аудиторской группы должен нести ответственность за подготовку и содержание отчета.

Отчет должен предоставлять  полные, точные, четкие и достаточные  записи по аудиту ИБ и должен включать следующее:

  • сведения об аудиторской организации;
  • сведения о проверяемой организации;
  • сведения о заказчике аудита ИБ;
  • дату и место, где проводился аудит ИБ;
  • идентификацию руководителя и членов аудиторской группы;
  • цель аудита ИБ;
  • область аудита ИБ, в частности, идентификацию проверенных организационных и функциональных единиц или процессов и охваченный период времени;
  • критерии и выводы аудита ИБ;
  • заключения по результатам аудита ИБ;
  • выводы по результатам аудита ИБ и рекомендации по улучшению ИБ организации;
  • лист рассылки отчета по результатам аудита ИБ.

Также отчет может содержать  следующее:

  • план аудита ИБ;
  • перечень представителей со стороны проверяемой организации, которые сопровождали аудиторскую группу при проведении аудита;
  • краткое изложение процесса аудита ИБ, включая элемент неопределенности и/или проблемы, которые могут отразиться на надежности заключения по результатам аудита;
  • подтверждение, что цель аудита ИБ достигнута в области аудита в соответствии с планом аудита;
  • любые неохваченные области, входящие в область аудита ИБ;
  • любые неразрешенные разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией;
  • при необходимости, согласованные планы последующих аудитов;
  • заявление о конфиденциальном характере содержания отчета.

Отчет по результатам проведения аудита ИБ должен быть выпущен в  согласованные сроки. Если это невозможно, то причины задержки должны быть доведены до сведения заказчика аудита ИБ, и должна быть согласована новая дата выпуска.

Далее утвержденный отчет  подлежит рассылке получателям, определенным заказчиком аудита ИБ.

Отчет по результатам проведения аудита ИБ является собственностью заказчика аудита. Члены аудиторской группы, и все получатели отчета должны учитывать и обеспечивать конфиденциальность содержания отчета.

4.6. Этап завершения аудита ИБ.

 Аудит ИБ считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита ИБ, выполнены, и утвержденный отчет разослан заинтересованным сторонам.

 

 

4.7. Этап выполнения действий по результатам аудита ИБ.

 В заключении по результатам аудита ИБ может быть указано на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или действий по улучшению в случае необходимости. Такие действия обычно разрабатываются и проводятся проверяемой организацией в течение согласованного срока и не рассматриваются как часть аудита. Проверяемая организация должна информировать заказчика аудита о статусе таких действий.

Должны проверяться выполнение и результативность корректирующего  действия. Данная проверка может быть частью очередного аудита ИБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Организация и проведение внутреннего аудита информационной безопасности