Организация электронной торговли в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 00:31, реферат

Описание работы

Однако в Республике Беларусь интернет находиться в зачаточном состоянии, и могло бы показаться, что интернет торговля у нас не развита. И это действительно так. Интернет порталы можно пересчитать по пальцам.
Представительства крупных компаний в сети выполняют только имиджевую функцию. Однако по данным поисковой системы All.by в белорусской части интернета находиться чуть менее ста интернет магазинов. И это значит, что он-лайновая торговля развивается.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность и перспективы электронной торговли
2. Формы и виды электронной торговли
3. Организация электронной торговли в современных условиях
3.1 Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-покупатель.
3.2 Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-бизнес.
3.3 Электронная торговля: нормы, правила, международный опыт
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Текст работы.docx

— 89.05 Кб (Скачать файл)

В России с учетом ее специфики  наибольшие перспективы имеет распространение  В2В направления электронного бизнеса. Следует отметить, что и в странах, где электронная коммерция получила наиболее широкое распространение, на этот вид электронного бизнеса  приходится около 80% его общего объема. Но даже и в этих странах с дальнейшим продвижением в 
Интернет-бизнес крупных компаний реального сектора эксперты связывают новый этап развития электронной коммерции. По оценкам "Гига информэйшн груп", в 
1998 году общая сумма экономии за счет электронной торговли по всему миру составила 15,2 млрд. долл. Ожидается, что к 2002 году будет сэкономлено 
1,25 трлн. долл., причем половина этой суммы придется на американские компании. В России налицо объективные предпосылки для развития электронной торговли В2В. Крупные российские корпорации имеют достаточно высокий уровень компьютеризации, освоили сетевые Интернет/интранет технологии,обладают высокопрофессиональными специалистами, способными поддерживать эти технологии. Наконец, Интернет-бизнес в России - область информационно-технологического развития, отставание в которой может привести в будущем к неизмеримо большим, по сравнению с затратами на освоение этих технологий,потерям. И, действительно, в России все чаще распространяется информация о намерениях крупных предприятий осуществлять проекты в сфере электронного бизнеса. Основные выгоды от участия в электронной коммерции предприятия реального сектора получают в результате:

. увеличения объемов реализации  производимой продукции;

. повышения эффективности вследствие  снижения коммерческих расходов

(благодаря Интернет-коммерции продавцы получают полную информацию о запросах клиентов. Это позволяет отказаться от дорогостоящего складского хранения товара);

. снижения затрат на приобретение  материально-технических ресурсов.

В результате произошедшей в начале 90-х годов структурной перестройки  экономики, были кардинально нарушены экономические связи между предприятиями  и их потребителями. Ситуация осложняется  следующими специфическими особенностями  российских предприятий:

. расходы на транспортировку  чрезвычайно велики из-за того, что предприятия разнесены на  огромные расстояния, а коммуникации  и транспортные средства характеризуются  высокой степенью износа и  энергоемкостью;

. многие крупные предприятия,  в особенности предприятия военно- промышленного комплекса, частично поменяли ассортимент выпускаемой продукции вследствие снижения объема государственного заказа;

. взаимодействие продавцов и  покупателей обеспечивается длинными  цепочками посредников;

В связи с этим у отечественных  предприятий и их клиентов существуют следующие потребности, которые могут быть удовлетворены посредством В2В-проектов:

Покупатели оборудования и комплектующих  получают возможность снизить цену в результате конкуренции между  производителями и, таким образом,получить экономическую выгоду. С другой стороны, производители редкого оборудования могут повысить цену в результате конкуренции покупателей. В целом можно сказать, что в результате функционирования торговой системы реализуется более эффективное ценообразование, чем в случае отдельных сделок, разнесенных во времени и пространстве, когда может возникать монопольное преимущество в результате асимметрии информации.

Реализация механизма быстрого поиска предложений на покупку и  продажу оборудования и комплектующих  обеспечивает значительное снижение расходов,связанных с этой процедурой, имеющих непроизводственный характер. Следует отметить, что снижаются расходы как со стороны производителей, так и со стороны потребителей (реклама, связь и дополнительный персонал), отпадает потребность в использовании широкой посреднической сети.

У предприятий существует возможность  осуществлять планирование производства, располагая при этом развернутой  картиной рынка, значительно снизив при этом затраты на маркетинговые  исследования. Так, например, этому  способствует непрерывно накапливающаяся  статистика о существующих объемах  производства и сбыта продукции. [8]

Рассмотрим типичный пример взаимодействия поставщика и потребителя в секторе  экономики business-to-business. Сотрудник фирмы-покупателя звонит менеджеру фирмы продавца. Выяснив все особенности товаров или услуг,которые он хочет заказать, сотрудник фирмы-покупателя принимает решение о покупке и запрашивает у менеджера счет. Для этого менеджеру продающей фирмы нужны координаты покупателя, как минимум название фирмы, телефон и факс, на который нужно слать копию счета. Для подготовки счета менеджеру требуется определенное время. Когда счет готов, менеджер пересылает его по факсу в сотруднику фирмы покупателя. Это тоже нередко отнимает много времени и усилий, т.к. при плохой телефонной связи приходится несколько раз повторять факс, а затем еще сверять по телефону с принимающей стороной суммы и номера банковских счетов. В среднем все описанные выше процедуры занимают половину рабочего дня.

Если же сотрудник фирмы-покупателя зашел на сайт продавца, ознакомился  с каталогом товаров, выбрал нужные ему позиции в нужном количестве, ввел координаты своей компании, то он проделал все необходимые для  выписки счета операции самостоятельно. Результатом действий покупателя по онлайновому заказу товаров и  услуг должен быть именно счет. Причем необходимые для счета печати и подписи обязательно должны присутствовать на web-странице счета, сгенерированного на web-сайте продавца в виде картинок. Тогда такой счет, распечатанный покупателем из web-броузера уже ничем не будет отличаться от копии, присланной ему по факсу.

Таким образом, при сохранении традиционного  для сектора B2B способа оплаты банковским переводом, значительно упрощается и ускоряется процедура оформления заказа, давая ее участникам следующие  преимущества:

. Экономятся ресурсы и время как продавца, так и покупателя.

Например, сокращается время телефонных соединений для переговоров и  передачи факсов.

. Исключаются ошибки, которые могут  возникать и накапливаться на  любом этапе оформления заказа  старым, традиционным способом.

. Исключается много возможностей  ошибки при исполнении заказа  продавцом.

. Снижается время обслуживания  заказчика. Это приводит к повышению  лояльности заказчика к продавцу  и к повышению оборотов продавца.

[1]

Появляются дополнительные возможности  для сопровождения и отслеживания выполнения заказа продавцом

Несмотря на огромную потребность  в В2В-проектах, их создание в российском секторе Интернета только начинается. Большинство проектов характеризуется  очень низким уровнем развития и, как показывает анализ частоты их ежедневных посещений, они пользуются небольшим интересом. В среднем  они имеют относительно низкие объемы финансирования.

По-настоящему ни один В2В-рынок еще  не функционирует. Необходимые технологические  стандарты для обеспечения связи  между поставщиками и потребителями  все еще находятся в разработке, в то время как многие продавцы ПО разрабатывают все новые собственные версии этих стандартов. 
Остаются и другие технические проблемы.

Плюс к этому, должны быть созданы  платежные системы, обеспечивающие своевременное и безопасное поступление  средств; системы логистики должны гарантировать, что заказанная продукция  поступит в нужное место в нужное время; вся информация должна быть доступна пользователям в режиме реального  времени. Самое главное, рынок должен делать все необходимое для привлечения  и удержания нужного количества продавцов и покупателей, чтобы  выжить.

С учетом всего этого, очень похоже, что некоторые рынки, построенные  с большими затратами, прогорят. Пять факторов повлияют на результат первой же встряски.

1. Высокая степень ликвидности

Как и на любом рынке, наиболее успешными  станут наиболее ликвидные рынки  В2В. Чем больше покупателей на рынке, тем больше поставщиков захотят  участвовать в операциях, что  во многих случаях снизит добавленную  стоимость. Более того, успешные рынки  будут стремиться обеспечить как  можно больший объем покупаемой в он-лайне продукции за как можно более короткие сроки.

2. Правильные владельцы

Компании, обеспечивающие ликвидность  рынка, логически являются его учредителями и, таким образом, обладают наилучшими возможностями сохранения его преимуществ  в виде низких цен на товары и  услуги. Большинство промышленных рынков, как, например, в автомобильной и  нефтяной отраслях,будет построено вокруг покупательских пулов. Но покупателей не всегда можно контролировать. Продавец, имеющий широкий круг покупателей, также может стать совладельцем рынка. На функционально построенных рынках, где покупающая и продающая сторона более разобщены, действительным владельцем может быть электронная посредническая компания, ведущая операции от имени как покупателей, так и продавцов.

3. Правильное управление

Для работы рынков – особенно тех, на которых действует много покупателей, – правильное управление необходимо для обеспечения уверенности  в том, что покупатели согласны с  условиями участия и будут  поддерживать ликвидность рынка. Если поставщики заметят, что покупатели электронного рынка не могут договориться по таким вопросам, как общие стандарты  или ограничение количества поставщиков, они вскоре объединятся между  собой и начнут проводить сделки вне рынка, принося прибыль сторонним  компаниям.

Правильное управление – это  способ избежать конфликта между  разными покупателями. Лучше всего  назначить команду менеджеров, лояльных интересам рынка и не зависящих  от покупателей, но уполномоченных ими  на заключение контрактов с поставщиками.

4. Открытость

Для обеспечения большей эффективности  рынок должен привлекать как можно  больше покупателей и продавцов, что означает функционирование по открытым стандартам. Большинство устроителей рынков готовы использовать открытые технологические стандарты, но соглашения по ним еще не достигнуты. 
Когда появятся такие стандарты, сказать трудно, но в настоящее время новые электронные компании разрабатывают эквиваленты совмещающих программ для обеспечения открытого взаимодействия как между продавцами и покупателями,так и между рынками.

5. Полнота спектра услуг

Многие рынки организуются с  прицелом на ценовую эффективность. Но простое поддерживание низких цен не обеспечит процветания  в долгосрочной перспективе. Компании, уже использующие продажи как  источник конкурентных преимуществ, хотят  снизить общие затраты на владение, то есть, не только стоимость самих  поставок, но и связанные с поставками издержки, такие, как излишки оборудования, порча продукции и затраты  на срочные заказы. Многие организаторы рынков в связи с этим думают об обеспечении услуг, связанных с  цепочкой поставок, например, логистики  исполнения заказа, управления отношениями  с клиентами и отслеживания исполнения обязательств поставщиками.[7]

Потенциал электронной торговли В2В  весьма высок. В США и Европе специализированные отраслевые порталы по химии, автозапчастям, металлургии, 
"нефтянке" и продуктам питания приносят миллиарды долларов в год. Типичная схема организации бизнеса такова: инициативные фирмы создают Интернет-компанию, которая обеспечивает доступ к ресурсам, сервис и безопасность торгов и получает за это проценты от сделок. При таком подходе преобразуется вся схема сбыта и сбытовой и маркетинговой деятельности предприятий, убираются лишние звенья в цепочке производитель-дистрибьютор-дилер-посредник-покупатель, и создаются предпосылки для заключения сделок 
"напрямую". Пример - специализированная электронная биржа, в создании которой участвуют Microsoft и четыре крупнейшие аэрокосмические компании - 
Boeing, Raytheon, Lockheed Martin и BAE Systems из Великобритании. На бирже будут проводиться аукционы и тендеры, а также продаваться комплектующие к авиационной технике. Все участники проекта будут владеть равными пакетами акций, при этом 20% акций резервируются для будущих партнеров. По мнению экспертов из Forrest Research, объем торгов на бирже может к 2004 году достичь 2,7 трлн. долл. в год.

Другим стимулом внедрения современных  информационных технологий материально-технического снабжения является экономия затрат при приобретении производственных ресурсов (машин, оборудования, сырья  и материалов, топлива, энергии и  т.п.). По данным компании Anderson 
Consulting, в сфере реальной экономики внедрение Интернет-систем интеграции каналов поставок позволяет снизить стоимость производимой продукции на 5- 
15% - в связи, 11-20% - при производстве компьютеров, 29-39% - электронных компонент, 3-5% - пищевых добавок, 15-25% - в лесопереработке, 3-5% - в грузовых перевозках, 10-15% - в СМИ и рекламе, 5-15% - в нефтегазовой и 11- 
15% - в сталелитейной промышленности:

В начале 2000 года было объявлено, что  автомобили производства компаний "Даймлер-Крайслер", "Форд" и "Дженерал моторс" могут подешеветь в среднем на одну тысячу долларов. Это будет сделано за счет объединения подразделений по закупке комплектующих. Предполагается создать единую для трех фирм электронную биржу, где наибольшие шансы будут иметь только те поставщики, которые предложат наилучшее соотношение между ценой и качеством. Единая закупочная сеть примет форму независимой компании, где каждому из автомобильных корпораций будет принадлежать по 25% капитала, а остаток - таким известным компаниям Интернет-торговли, как Oracle, Commers 
One и SAP. Нововведение приведет к кардинальным изменениям в сфере производства автокомплектующих. Оборот этой отрасли, по данным корпорации 
"Даймлер-Крайслер", составляет сегодня свыше 400 млрд. долл. За заказы на нем конкурируют 2,5 млн. мелких и средних производителей.

В конце 1999-начале 2000 гг. в России стала  появляться информация о планах создания в тех или иных формах компаний электронного бизнеса. 
Наибольшую заинтересованность во внедрении электронных технологий торгово-закупочных операций проявляют такие отрасли, как нефтегазовая,металлургическая, автомобильная и фармацевтическая. О перспективности В2В сектора электронного рынка в России косвенно свидетельствует факт активизации здесь ряда ведущих западных компаний. Так, в мае 2000 года консалтинговая компания "ПрайсУотерхаусКуперс" (PWC) и компьютерная корпорация Oracle объявили о совместной инициативе по созданию в Рунете отраслевых торговых площадок. В середине текущего года о намерении создать в России электронную биржу - Энергетическая Торговая Система (ЭТС) объявили 
Министерство путей сообщения, компании-операторы трубопроводного транспорта 
"Транснефть" и "Транснефтепродукт", телекоммуникационная компания 
"Транстелеком" и нефтяная компания "Сибнефть". На первом этапе проекта предполагается создание электронной площадки для торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке. В дальнейшем намечается осуществлять через ЭТС экспортные операции с нефтью и нефтепродуктами на средиземноморском рынке. 
В перспективе основатели ЭТС планируют открыть доступ к торговле природным газом, электроэнергией и сырой нефтью, что существенно упростит операции с этими видами энергоносителей. Создатели Системы рассчитывают, что она станет первым российским рынком фьючерсов на энергоносители. В более долгосрочной перспективе намечается также создание торговой площадки для закупок оборудования и услуг в нефтегазовой отрасли, а также рынка услуг по предоставлению выделенных каналов (телекоммуникаций). Общий объем инвестиций в создание ЭТС составит около 100 млн. долларов. В мае 2000 года российская нефтяная компания "Сургутнефтегаз" и немецкая компания SAPподписали декларацию о намерениях создать торговую площадку в Интернете для нефтегазовой отрасли. Намечается через Интернет осуществлять продажу сырой нефти, природного газа и других продуктов. Предполагается, что торговая площадка будет открыта для всех поставщиков "Сургутнефтегаза" и связана с другими площадками, создаваемыми в мире. Кроме того, она будет открыта для всех российских нефтегазовых компаний. Инициаторы проекта предполагают с помощью этой торговой площадки осуществлять всю закупочную деятельность -от создания предложений до обработки тендеров, заключения контрактов и выполнения электронных платежей через Интернет. Ожидается, что эксплуатация торговой площадки в Интернете начнется уже в конце текущего года. Крупный проект по организации электронной торговли металлопродукцией осуществляют дочерняя компания ОАО "Газпром" ООО "Газпроминвестхолдинг", группа 
"Интерфакс" и один из крупнейших британских металлотрейдеров компания 
Middlesex Holding. Перечисленные компании учредили компанию Europe- 
Steel.com plc., которая и будет заниматься разработкой проекта и воплощением его в жизнь. В совет директоров Europe-Steel.com plc. вошли председатель правления ОАО "Газпром" Рем Вяхирев, генеральный директор 
"Интерфакса" Михаил Комиссар и председатель совета директоров Middlesex 
Holding лорд Дэвид Оуэн - бывший министр иностранных дел Великобритании. 
Исполнительным директором новой компании назначен руководитель Middlesex 
Holding Фархад Мошири. Надо отметить, что на электронных рынках В2В возможна острая конкуренция. Так, например, в 1998 году создана, а с 1999года активно действует биржа e-steel.com, претендующая на торговлю металлом в мировом масштабе. В работе биржи участвуют свыше двух тысяч компаний из более чем 70 стран мира. В доход биржи с каждой сделки берется комиссия в размере всего лишь 0,85%. Декларируемой стратегической задачей этой биржи является завоевание максимально возможной доли мирового электронного рынка металлов. Для этого в течение двух последних лет в проект было вложено 76миллионов долларов. В настоящее время в нем активно участвуют такие лидеры рынка, как U.S. Steel Group, National Steel Corporation, Wirthington 
Industries Inc., Duferco Group, Mitsui & Co. и Mitsubishi Corporation. 
Европейские компании, признавая свое отставание от американцев, также начинают наращивать свое присутствие в Интернете. В таких условиях может оказаться, что пока российские предприятия будут препятствовать повышению уровня прозрачности своих сделок перед фискальными органами и сохранять изощренные схемы сбыта, они безнадежно отстанут и потеряют позиции на мировом электронном рынке. Однако говорить о всеобъемлющем характере 
Интернет-торговли сырьевыми ресурсами и металлами, по мнению ряда экспертов, несколько преждевременно. Существует большое количество сложностей, связанных с реализацией таких проектов. Прежде всего это связано с отсутствием законодательного механизма проведения электронных сделок, наличием барьеров в российском экспортном законодательстве и валютном регулировании. По-видимому, оживление на этом направлении электронного бизнеса объясняется желанием крупных компании как можно скорее застолбить за собой участки в сети, ожидая в ближайшем будущем появления жесточайшей конкуренции на фоне глобализации мировой экономики. Возможности электронного бизнеса, в особенности электронных межкорпоративных сделок,существенно расширятся после того, как этот вид деятельности получит должное законодательное оформление, в частности, будет принят закон об электронной подписи, приравнивающий с точки зрения закона традиционно заверенные документы и документы в электронном виде. В конце 1999 года проект закона об электронной подписи был утвержден Европейским союзом. В течение полутора лет этот закон должен быть принят во всех странах ЕС. В 
России аналогичный закон разрабатывается Министерством по связи и информатизации при участии Ассоциации документальной электросвязи 
(общественная организация, отвечающая за регулирование российской части 
Интернет). В белоруссии он уже принят. Настоятельность законодательного регулирования сферы электронной торговли осознается и российскими парламентариями. Этой проблеме были посвящены прошедшие в Государственной 
Думе в мае текущего года парламентские слушания на тему "Правовые условия использования информационных технологий в торговле". Их участники рекомендовали законодателям разработать специализированный закон об электронной коммерции, а также создать в составе экспертного совета при думском Комитете по экономической политике и предпринимательству рабочую группу по электронной коммерции. Развитие биржевой Интернет-торговли обусловливает целый ряд серьезных проблем. В ближайшие два года острой станет проблема сохранения коммерческой тайны. Ведь объем продаж на электронных биржах будет весьма значительным, а информация о сделках,переговорах и намерениях предприятий будет собираться у третьих лиц,которые вполне могут оказаться конкурентами. В то же время нынешние средства сбора и обработки информации, а также дальнейшее информационное воздействие через Интернет позволяют осуществлять тотальный контроль за деятельностью предприятий. Единственный выход - участвовать только в тех биржах и информационных системах, которые не принадлежат конкурирующим сторонам, а находятся под контролем нейтральных структур. Не без проблем могут проходить и преобразования в сфере сбыта. Уже сейчас появляется информация о том, что на одной из создаваемых бирж металлов будет реализовываться главным образом некондиционный металл (соответствующий 
ГОСТам, но не удовлетворивший заказчиков). В нефтяной промышленности, по мнению экспертов, относительно свободно Интернет-бизнес может проникнуть на рынок нефтяного оборудования, а вот изменить сложившуюся схему посредников при продаже самих нефтепродуктов будет намного сложнее.[12]

Информация о работе Организация электронной торговли в современных условиях