Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение кадровой работы конкретного предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы кадровой службы на предприятии;
Проанализировать кадровую работу на примере Беловского филиала ОАО «КОКЦ»;
Предложить возможные пути совершенствования кадровой работы на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...2
Теоретические основы кадровой службы на предприятии……………...4
Кадровая служба: сущность, структура и функции………………………………………………………………...4
Кадровая политика……………………………………………………16
Опыт кадровой работы в зарубежных странах……………………...19
Анализ кадровой работы на примере Беловского филиала ОАО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр»………………………..24
Общая характеристика предприятия………………………………...24
Организация кадровой работы предприятия……………………..…25
Анализ и структура кадрового состава……………………………...27
Предложения по совершенствованию кадровой работы на предприятии……………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………..34
Список литературы………………...........................
Решение задач кадровой политики в практической деятельности составляет суть кадровой работы. Сюда относится деятельность по планированию, подбору, подготовке, расстановке, переподготовке, оценке, воспитанию и рациональному использованию кадров. Кадровая работа, таким образом, является средством реализации кадровой политики.
1.3 Опыт кадровой работы в зарубежных странах
В большинстве зарубежных стран требования к кадровой политике вырабатываются на государственном уровне. К основным целям кадровой политики следует отнести: · использование кадров в соответствии с их квалификацией; · обеспечение равновесия общих и специальных знаний в процессе подготовки специалистов к служебной деятельности; · стимулирование высокопродуктивной деятельности служащих в процессе выполнения служебных функций; · тщательность при отборе кандидатов на различные виды профессиональной деятельности; · обеспечение равенства шансов при продвижении по службе независимо от социального положения работников.[12] В большинстве стран, штаты на государственной службе комплектуются на основе оценки профессиональных, деловых качеств кандидатов. К числу таких качеств обычно относятся опыт работы, образование и квалификация, черты характера и те свойства личности, которые имеют отношение к предстоящей деятельности. В ряде стран узаконены принципы отбора лиц на государственную службу. В США это: · набор компетентных лиц из соответствующих кадровых источников с учетом представительства всех слоев населения; · набор и продвижение на основе оценки соответствующих способностей, знаний и квалификации по результатам беспристрастного и открытого конкурса, гарантирующего всем равные возможности; · предоставление льгот при поступлении на службу для ветеранов, женщин, представителей национальных меньшинств.[13] Учитываются и некоторые другие особенности лиц, поступающих на государственную службу (гражданство, возраст, степень профессионализма). Составной частью кадровой политики зарубежных стран является «политика карьеры», т.е. выдвижение кадров на вышестоящие должности. В последние годы в зарубежных странах складывается динамичная система ротации кадров. Она позволяет осуществлять перестановку кадров внутри государственной службы и за ее пределами. Данная система дополняет и обогащает практику выдвижения кадров, способствует их профессиональному и служебному росту. В зарубежной литературе отмечается, что в настоящее время мобильность кадров недостаточна, хотя она является обогащающим фактором и явно необходима. Из разных видов мобильности: вертикальной, горизонтальной, функциональной, предпочтение отдается последней (должностной). О том, как осуществляется принцип мобильности в кадровой политике, дает представление японский опыт. Карьера новобранца в министерстве Японии начинается с его стажировки в правлении данного ведомства. Первые четыре года стажер вращается по кругу, побывав за это время во всех главных и ведущих управления министерства. Он изучает на практике функции управлений, устанавливает знакомство с чиновниками и служащими, что дает возможность новичку составить общее представление о работе министерства, установить полезные деловые контакты с сослуживцами. На пятом году, когда стажеру уже 27-28 лет, он отправляется на 2 года на периферию, в одно из управлений министерства в префектуре. Затем его возвращают в центральный аппарат и присваивают чин вице-директора. Теперь он практикуется в поддержании связей своего министерства с другими ведомствами, в разработке проектов решений и т.п. Как уже сформировавшегося чиновника через 2-3 года его вновь направляют на периферию. После двух лет второго хождения, когда чиновнику уже 33-34 года, он возвращается в центральный аппарат, на этот раз в одном из двух чинов: старшего вице-директора или советника. В течение года успешной работы в министерстве ему присваивается чин директора, затем генерального директора. В этом чине он становится руководителем управления. Вершина карьеры - постоянный заместитель министра.[14] Кроме функциональной (должностной) во многих странах широко используются другие виды мобильности. Во Франции существуют еще два вида движения кадров: географический и между секторами государственной службы. Первый вид позволяет гармонизировать приток кадров в северные и южные районы страны, а второй - обеспечивает перемещение служащих в другие структурные подразделения для приобретения нового служебного опыта, более интересной и содержательной работы. В ряде стран (Дания, Канада и др.) разработаны правительственные программы перемещения кадров. По мнению специалистов, политика мобильности исключает застой в движении кадров и дает возможность в максимальной степени использовать их опыт, навыки, творческие возможности в интересах службы. В кадровой политике зарубежных государств важное место занимают вопросы, связанные с повышением уровня образования кадров. Во многих странах создана стройная система подготовки кадров для государственной службы. Примером в этом отношении может служить Франция, где система подготовки и повышения квалификации служащих включает в себя ряд звеньев. Университетская подготовка. В университетах, юридических и политических институтах готовятся служащие для работы в государственных учреждениях. Они получают фундаментальную общую теоретическую подготовку, приобретают специализацию в области государственного управления и затем занимают достаточно высокие посты в министерствах и ведомствах, а также в органах регионального управления. Подготовка кадров специализированными институтами. К ним относятся Национальная школа администрации, инженерно-технические институты и т.д. Всего во Франции для подготовки государственных служащих насчитывается около 70 институтов. Вся эта система обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров применительно к потребностям высших органов управления и конкретных ведомств. Подготовка без отрыва от производства представляет собой традиционный вид ученичества, который каждый служащий проходит в контакте с руководством и товарищами по работе. Формами такой подготовки выступают: обмен опытом, изучение передовых приемов труда, совершенствование познаний и приобретение навыков непосредственно в ходе исполнения служебных обязанностей. Во Франции говорят: мэры учатся своему делу, непосредственно занимаясь им. Подготовка путем стажировки осуществляется в ходе работы на конкретной должности по определенной программе под руководством опытных специалистов. Цель такой формы обучения - подготовка стажера к выполнению своих будущих функций. Стажировка - неотъемлемый элемент вузовского образования. Но стажировку могут периодически проходить и государственные служащие, желающие приобрести новые знания и опыт служебной деятельности. Непрерывная подготовка складывается из упорной самостоятельной работы служащего, использования свободного времени для повышения квалификации. Таковы основные звенья системы подготовки и повышения квалификации кадров во Франции. В настоящее время существуют три наиболее развитые системы кадрового менеджмента, добившиеся в последние десятилетия наибольших результатов. Это - американская система, основой которой выступает индивидуализм как главный механизм социальной связи американцев; японская система, построенная на коллективизме и признании авторитета групповых ценностей над индивидуальными; западноевропе
2 Анализ кадровой работы на примере Беловского филиала ОАО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр»
2.1 Общая характеристика предприятия
Беловский городской филиал открытого акционерного общества «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» в сокращении ОАО «КОКЦ» создан в соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области №67-р от 01.02.1999г. Беловский городской филиал является обособленным подразделением ОАО «КОКЦ». Юридический и фактический адрес филиала: 652600, г. Белово, ул. Юности 17. На протяжении 11 лет ОАО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» занимается оформлением документов на земельные участки для регистрации права. Задача компании – помочь людям за короткое время и с минимальными затратами оформить все необходимые документы. Основным видом деятельности компании являются кадастровые работы по межеванию земельных участков с установлением (восстановлением) на местности их границ. По итогам этих работ подготавливается межевой план, который необходим для государственного кадастрового учета земельного участка и дальнейшей регистрации права. Опытные высококвалифицированные специалисты готовы проконсультировать по вопросам проведения необходимых кадастровых работ для каждого конкретного случая. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2.2 Организация кадровой работы предприятия
Игнорировать человеческие ресурсы не может ни одна организация. Работой с персоналом на предприятии Беловского филиала ОАО «КОКЦ» занимается — руководитель организации, сотрудник, которому данная работа поручена. Существуют некоторые особенности кадровой работы на предприятии: Во-первых, содержание работы с персоналом существенно ограничено возможностями и потребностями предприятия. Кадровая работа предприятия проста — выполняются только те функции, которые необходимы. Во-вторых, работой с персоналом занимается 2 человека, включая руководителя организации. В-третьих, в значительной степени кадровая работа носит неформальный характер и в большей мере определяется личностью работника, который ее проводит. В-четвертых, функции кадровой работы на предприятии осуществляются в прерывистом режиме. Например, функция найма новых работников осуществляется не постоянно, а по мере надобности в трудовых ресурсах. В-пятых, кадровая работа направлена на обеспечение оперативных интересов организации. Для кадровой работы предприятия ОАО «КОКЦ» характерен следующий набор основных и первостепенных функций: отбор и наем персонала;
проведение поиска, отбора и найма работников с необходимой квалификацией; определение размера заработной платы, форм и порядка материального стимулирования работников предприятия; обеспечение приемлемого уровня трудовой и исполнительской дисциплины работников; определение очередных отпусков работникам; проведение процедуры увольнения работников в соответствии с действующим законодательством. Кадровая работа на предприятии решает дополнительные обязанности, нацеленные на развитие предприятия и соблюдения трудовой дисциплины, а именно: разработка кадровой политики Предприятия; составление правила внутреннего трудового распорядка на Предприятии; организация мероприятия по адаптации нового сотрудника на Предприятии, с прикреплением к нему наставника на определенный срок; планирование дополнительной потребности Предприятия в рабочих, специалистах, руководителях, служащих требуемых специальностей; осуществляет планомерную и систематическую оценку и аттестацию персонала с точки зрения эффективного использования и развития возможностей работающих;
обеспечение организации трудового процесса всех категорий работников, контроль за состоянием охраны труда, совершенствованием организации труда, за использованием и регулированием рабочего времени, творческой активности персонала; разработка положения об оплате труда и премированию персонала на Предприятии; осуществление контрольных функций с позиции соответствия всех реализуемых мер в кадровой работе нормам трудового права. Грамотный руководитель по персоналу может активно влиять на уровень исполнительской дисциплины работников. В этом заключается его специфическая возможность повышать производительность труда.
2.3 Анализ и структура кадрового состава
Система кадров всегда предполагает наличие двух обязательных частей: объекта управления, на который направлено управляющее воздействие и субъекта управления, вырабатывающего управляющее воздействие и контролирующего его исполнение. На предприятии Беловского филиала ОАО «КОКЦ» объектом управления является персонал, а субъектом управления – руководство. Численность персонала предприятия за 2010-2011гг. незначительно менялась.
Таблица 1- Численность персонала по категориям работников.
Категория работников | Должность | 2010 год | 2011 год | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение, % |
руководители |
|
|
|
|
|
| Директор | 1 | 1 | - | 1 |
| Главный бухгалтер | 1 | 1 | - | 1 |
Специалисты |
|
|
|
|
|
| Главный специалист | 2 | 4 | 2 | 2 |
| Ведущий специалист | 6 | 8 | 2 | 1,3 |
| Специалист 1 категории | 2 | 3 | 1 | 1,5 |
| Специалист 2 категории | 2 | 3 | 1 | 1,5 |
Рабочие |
|
|
|
|
|
| Водитель | 1 | 1 | - | 1 |
| Техничка | 1 | 1 | - | 1 |
| Итого | 16 | 22 | 6 | 10,3 |
За анализируемый период на ОАО «КОКЦ» наблюдается рост численности работающих на 6 человек или 10,3%.
Таблица 2- Структура персонала по половому признаку.
| 2010год | Удельный вес | 2011год | Удельный вес |
Мужчины | 5 | 31,25% | 7 | 31,81% |
Женщины | 11 | 68,75% | 15 | 68,18% |
Всего | 16 | 100% | 22 | 100% |
Информация о работе Организация кадровой работы на предприятии