Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:00, лекция
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками.
Лекция 1. Введение в бизнес
Лекция 2. Признаки бизнеса
Лекция 3. Виды бизнеса
Лекция 4. Организационно правовые формы предпринима-тельской деятельности
Лекция 5. Формы объединения предприятий
Лекция 6. Рынок и рыночная экономика
Лекция 7. Введение в менеджмент
Лекция 8. Производственные и организационные структу-ры управления
Лекция 9. Внутрифирменное планирование
Лекция10. Виды управления трудом
Лекция 11. Выбор инновационной стратегии
Лекция 12. Управление потенциалом предприятия
Лекция 13. Жизненный цикл товара
Лекция 14. Назначение и преимущества мелкого бизнеса
Лекция 15. Социально – экономическое положение
ЧАСТЬ – II
Лекция 16. Введение в маркетинг
Лекция 17. Планирование продукции (в рамках маркетин-га)
Лекция 18. Каналы товародвижения
Лекция 19. Реклама
Лекция 20. Ценообразование
Лекция 21. Коммерческие сделки
Лекция 22. Инфраструктура рынка
Лекция 23. Налоговая система
Лекция 24. Банки как подсистема рыночной инфраструктуры
Лекция 25. Ошибки и уроки экономических реформ
Сильные стороны коммерческого предпринимательства |
Слабые стороны коммерческого предпринимательства |
Высокая рентабельность |
Очень зависит от уровня развития производства |
Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала |
Относительно невысокий риск |
Относительная простота самих операций |
Современные эффективные формы коммерческого предпринимательства сильно зависят от качества персонала |
Незначительная государственная регламентация |
Высокая рентабельность |
Особым видом
Во всем мире финансовый бизнес также как и производственный бизнес является одним из самых рискованных видов бизнеса, поэтому подлежит наиболее сильному государственному регулированию. Финансовый бизнес, как правило, не предполагает такую высокую норму рентабельности как коммерческое предпринимательство. Ее величина может составить 5-10%. Большая часть фирм в мире занимающихся финансовым бизнесом - это крупные фирмы.
К конкурентным преимуществам фирм занятых финансовым бизнесом можно отнести высокую мобильность ресурсов, гибкость, способность быстро аккумулировать ресурсы, к рискам - значительную зависимоть от состояния национальной экономики, политические риски, зависимость от международных финансовых рынков.
Таблица
Сильные и слабые
стороны финансового
Сильные стороны финансового предпринимательства |
Слабые стороны финансового предпринимательства |
Гибкость и мобильность |
Высокие риски. |
Способность быстро аккумулировать ресурсы |
Сильно зависит от политических рисков и международных финансовых рынков |
Относительная простота самих финансовых операций |
Значительное государственное регулирование |
Современные эффективные
формы финансового предпринимат | |
Невысокий уровень рентабельности | |
Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности |
В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.
Услуги - это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.
Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. Очень часто в одном предпринимателе сочетается и производственник и финансист и посредник. Сочетание разных видов бизнеса позволяет предпринимателю увеличивать конкурентные преимущества своего бизнеса и снижать риски. Однако не всегда произвольное сочетание видов бизнеса ведет к успеху.
Сразу после начала крупномасштабной приватизации в России в начале 90-х годов многие предприниматели, занятые в сфере финансового бизнеса и сосредоточившие в своих руках значительные финансовые средства кинулись за бесценок скупать различные производственные предприятия. Однако отсутствие серьезной оценки рисков и то, что не были учтены серьезные различия бизнес процессов в разных видах бизнеса, привели к неповоротливости и неэффективности возникших бизнес структур.
Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. По данным. Наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.
Фирмы, отличающиеся по размеру играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Выделяют крупный, средний и малый бизнес.
Крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие «крупный бизнес» применяется к таким гигантам как ИБМ и «Дженерал моторс».
Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Таблица
Сильные и слабые стороны крупного бизнеса
Сильные стороны крупного бизнеса |
Слабые стороны крупного бизнеса |
Способность активно
изменять внешнюю среду предпринимательс |
Снижение стимулов к
росту эффективности производст |
Возможности создавать
и накапливать достижения НТП
и процедуры и правила рационал |
Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса |
Экономия на издержках производства |
Падение эффективности управление с ростом объема фирмы |
Устойчивость |
Негибкость, возможность потери контакта с потребителем |
Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. Законодательство, как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие «крупный бизнес». Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.
В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы.
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
Гибкость |
Высокорискованный характер |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом |
Интуитивный характер и неспециализированное управление |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков |
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |
Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.
Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.
Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это, как правило, мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом. Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.
Быстрорастущее малое предприятие - это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящийся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.
В современной рыночной экономике помимо крупного и малого бизнеса сохраняется значительная прослойка среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес средний бизнес не имеет особого правового статуса. Он занимает промежуточное положение между малым и крупным бизнесом, находящимся на разных полюсах экономики и играет чрезвычайно важную роль. Он выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.
Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать ему устойчивые связи с крупным бизнесом на прямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом. Эти связи получили название сетевой экономики.
Сетевая экономика имеет трехъярусную структуру. На верхнем ярусе находятся крупные предприятия, на нижнем - мелкие фирмы, составляющие около 90% бизнес структур. Средний бизнес, находящийся между этими крайними категориями образует базу для формирования сетей.