Организация коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:00, лекция

Описание работы

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками.

Содержание работы

Лекция 1. Введение в бизнес
Лекция 2. Признаки бизнеса
Лекция 3. Виды бизнеса
Лекция 4. Организационно правовые формы предпринима-тельской деятельности
Лекция 5. Формы объединения предприятий
Лекция 6. Рынок и рыночная экономика
Лекция 7. Введение в менеджмент
Лекция 8. Производственные и организационные структу-ры управления
Лекция 9. Внутрифирменное планирование
Лекция10. Виды управления трудом
Лекция 11. Выбор инновационной стратегии
Лекция 12. Управление потенциалом предприятия
Лекция 13. Жизненный цикл товара
Лекция 14. Назначение и преимущества мелкого бизнеса
Лекция 15. Социально – экономическое положение

ЧАСТЬ – II

Лекция 16. Введение в маркетинг
Лекция 17. Планирование продукции (в рамках маркетин-га)
Лекция 18. Каналы товародвижения
Лекция 19. Реклама
Лекция 20. Ценообразование
Лекция 21. Коммерческие сделки
Лекция 22. Инфраструктура рынка
Лекция 23. Налоговая система
Лекция 24. Банки как подсистема рыночной инфраструктуры
Лекция 25. Ошибки и уроки экономических реформ

Файлы: 1 файл

lekcii.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)
  • Потенциал фирмы;
  • Уровень развития техники и технологий;
  • Организация рекламы;
  • Организация дополнительных услуг;
  • Конкурентное поведение контрагентов;
  • Данные маркетинга.

Важнейшими факторами  выбора типа конкурентного поведения являются личностные факторы: уровень знаний; уровень изменений; опыта; веры; воли; предвидения; желания; своевременности действия; наличие социальных чувств; чувство нового.

По принятой в большинстве  стран методике фирмы делятся  на:

  1. Лидеров (40 и более % объема бизнеса). Лидер отличается позицией по сохранению лидерства,  выбирает креативный и обеспечивающий тип конкурентного поведения.
  2. Преследователей (30%) . Преследователь ровняется на  достижения лидера, он использует креативный и приспособленческий типы конкурентного поведения.
  3. Ведомых (30%), они выбирают свою нишу и как правило большинство из них стараются сохранить достигнутые позиции. Они идут по пути обеспечивающего типа конкурентного поведения.
  4. Новичков (10 %), они выбирают метод вхождения в рынок, идут по приспособленческому пути.

В настоящее время  конкурентное поведение в своем  большинстве носит  стратегический характер. Наиболее выгодное положение фирма может получить при применении всех типов конкурентного поведения, в нужное время, в нужном месте. В условиях рыночных отношений важное значение имеет антимонопольное управление. Различают недобросовестную конкуренцию и монополистическое поведение.

К недобросовестной конкуренции относят: заимствование документации; рекламной и прочей атрибутики; искажение достижений конкурента; распространение ложных слухов; промышленный шпионаж; подделка товарных знаков и др.

Монополистическая конкуренция – это ограничение товаров на продажу, т.е. искусственное поддержание цен, вступление в преступный сговор с другими фирмами с целью сохранения цен и спроса, подчинение более слабых фирм лидерам монополистам.

Для того чтобы осуществить  антимонопольную политику на уровне республики, краев, областей и на федеральном  уровне создаются специальные органы, которые осуществляют контроль за исполнением требований законов по антимонопольному регулированию, а также принимают нормативно – регулирующие меры в этой области.

Лекция №7.

Введение в  менеджмент.

Менеджмент  – управление производством; совокупность принципов, методов, форм и средств управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Свобода предпринимательства  не означает анархии. Для того‚ чтобы  бизнес был эффективным‚ необходим  порядок, организующее начало, управление. Конкуренция в современном мире между странами - это не конкуренция систем, а конкуренция между моделями менеджмента (японская, американская, германская). Питер Дракер выделяет для менеджмента 3 экономические задачи различного измерения:

  1. существующий бизнес должен быть эффективным;
  2. его потенциал должен быть определен и реализован;
  3. его следует превратить в другой бизнес, отвечающий задачам будущего.

Таким образом, задачи управления сводятся к организации бизнеса наиболее рациональным способом, отвечающим задачам настоящего и будущего развития.

Функции менеджмента:

  1. Планирование выработка целей организации и определение наилучших способов их достижения;
  2. Организация- процесс распределения ресурсов для выполнения планов компании;
  3. Мотивация действия, направленные на стимулирование людей на более эффективное решение задач;
  4. Координация.
  5. Контроль- наблюдение за достижением целей и корректировка отклонений от них.

Корни современной науки  управления уходят  в исторические события:

военные конфликты;

общественное строительство  предыдущих эпох.

Основными факторами, влияющими на положение дел на производстве являются:

  1. Уровень техники и технологий.
  2. Трудовые ресурсы и развитие мотивационной деятельности.
  3. Организация управления.

Отдавая должное, сточки зрения системного подхода, группе факторов: уровню техники и технологии, значению трудовых ресурсов и мотивационной деятельности, необходимо отметить особое значение группы факторов, входящих в понятие организация управления.

Организация управления носит системообразующий характер. От управления зависят эффективность техники и технологий и эффективность использования  трудовых ресурсов, а также многие другие факторы.

Тейлор в конце прошлого века впервые сформулировал следующие принципы управления:

  • выбор цели;
  • выбор средств;
  • подготовка средств (реализация решения);
  • контрольный результат.

Спустя несколько десятилетий  француз Файоль сформулировал следующие принципы управления:

  • предвидение;
  • организация;
  • распоряжение;
  • согласование;

  • анализ результатов.

Последние десятилетия можно считать периодом развития рационалистического метода управления, при котором преобладающее значение придается технической оснащенности, функционально организационным структурам. С пренебрежением в этот период относятся к природоохранным мероприятиям, слабое социальное развитие, недооцениваются охрана здоровья и значение техники безопасности.

На основе усвоенных  приемов и методов управления  руководитель предприятия составляет индивидуальную управленческую концепцию, в которой реализуются его взгляды, опыт, профессиональная подготовка, чувство нового, волевые качества, организаторские способности. 

 

Этапы становления  менеджмента

Становление управления происходило параллельно развитию западного бизнеса. Выделяют интуитивный  и процедурный (регулярный) менеджмент.

Интуитивный менеджмент характеризуется отсутствием какой-либо системы в применении методов управления. Эффективность управления зависит от личности руководителя. С появлением крупного машинного производства, освоением массового выпуска продукции стали формироваться нормы и правила, процедуры управления. Менеджмент выделился в особый вид профессиональной деятельности‚ приобрел регулярный характер. Регулярный менеджмент в своем развитии прошел 3 стадии:

  1. менеджмент эпохи индустриализации (20-40-е гг.) - связан с организацией промышленного производства в больших масштабах, постановкой логистики, финансового планирования, в виде бюджетов и с управлением издержками.
  2. менеджмент эпохи всеобщего потребления (50-60-е гг.) связан с организацией сбыта‚ появлением. Компании из продукт - ориентированных стали превращаться в клиент - ориентированные.
  3. менеджмент постиндустриального общества (70-90-е гг.); рынки поделены, но появляются новые риски, связанные с быстрыми изменениями макроэкономической ситуации. Следовательно‚ для приспособления к быстроменяющимся условиям компании должны ориентироваться на стратегическое планирование, гибкие структуры, венчурные схемы - проект - ориентированные организации.

Менеджмент  как вид человеческой деятельности

Менеджмент‚ в переводе с английского‚ означает управление. Определять понятие «менеджмент» можно с разных точек зрения: в упрощенном виде - это организация взаимодействий людей, направленных на достижение целей; менеджмент‚ это также

область знаний, помогающих осуществлять эту функцию; термин «менеджмент» применим к категории людей, которые осуществляют эту функцию.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов. Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:

  • чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
  • чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);
  • чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия;

Менеджер и его функции

Менеджер как  субъект управленческой деятельности.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях. Поскольку предпринимательской деятельности свойственны риск и неопределенность результата, менеджер должен обладать самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. Это способствует поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений, новых методов управления и т.д. Термин «менеджер» применим:

  • к организатору работы в рамках отдельных подразделений;
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу современными методами.

Качества‚ необходимые  менеджеру:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросах технологии производства;
  • владение навыками администрирования, предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и выгодно распределять ресурсы предприятия;
  • принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками;
  • практический опыт и знания в области анализа экономической ситуации;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики;
  • умение управлять людьми - основная функция.

Функции менеджера:

  • организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;
  • руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;
  • управление людьми;
  • административная деятельность в соответствии с современными методами управления.

Уровни управления

Перед фирмой стоят задачи разного уровня - стратегические, тактические, оперативные. Следовательно‚ их должны решать менеджеры разных уровней. Во всех организациях возникает потребность в более чем одном управляющем за деятельностью других работников. Поэтому в любой компании существует иерархия управления, то есть организационная структура, состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев управления.

По месту‚ занимаемому  в системе управления организацией‚  выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.

Руководители низового звена - наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).

Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления; они являются связующим звеном между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена, доводят до них решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном‚ это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.

Руководители  высшего звена - самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.

Информация о работе Организация коммерческой деятельности