Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:51, курсовая работа
В условиях рыночной экономики в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно хозяйствующим субъектам, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования ее результатов.
Введение 3
1. Принципы организации оплаты труда на предприятии 5
1.1. Понятие заработной платы и принципы ее организации 5
1.2. Основная и дополнительная заработная плата 11
1.3. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда 11
2. Формы и системы оплаты труда 18
2.1. Сдельная форма оплаты труда, её системы 19
2.2. Повременная форма оплаты труда и её системы 22
2.3. Надбавки и доплаты к заработной плате 24
2.4. Должностные оклады 27
Заключение 28
Список литературы 30
Нарушение принципов построения заработной платы со стороны любого из субъектов отношений создают условия для превращения системы распределения доходов в дестабилизирующий фактор развития экономики.
Организация оплаты труда непосредственно на предприятии состоит из следующих основных элементов:
А) формирование фонда оплаты труда;
Б) нормирование труда;
В) установление тарифной системы;
Г) определение формы и системы заработной платы.
Большое значение для функционирования предприятия уделяется роли предпринимателя. Он сталкивается в своей деятельности с тем, что любой фактор, вовлекаемый в производства, должен быть оплачен. С одной стороны, оплата должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил работника, с другой стороны, работник не должен чувствовать себя ущербным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогичного труда на родственном предприятии. Однако предпринимателей ограничивает ряд факторов внешнего характера:
А) установленные государством размеры налогов от уровня заработной платы;
Б) требования профсоюзных комитетов;
В) условия договора между нанимателем
и коллективом работающих.
При организации оплаты труда предприниматель
должен:
А) определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия;
Б) разработать систему окладов для служащих, специалистов, управленческого персонала.
В распоряжении предпринимателя имеются широкие возможности в выборе тех или иных форм или систем заработной платы, а также при определении премиальных доплат и поощрений. Но искусство руководителя заключается в том, чтобы из арсенала средств выбрать те из них, которые соответствуют предприятию и тому персоналу, который набран на это предприятие.
1.2. Основная и дополнительная заработная плата
Различают основную и дополнительную оплату труда. В основную заработную плату включаются выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время, в праздничные дни и др., оплата простоев не по вине работника, премии, премиальные надбавки и т.п.
Дополнительная заработная плата включает выплаты за не проработанное время, которые предусмотрены законодательством о труде и коллективными договорами, а именно оплата времени отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, оплата выходного пособия при увольнении и т.д.
1.3. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда
Тарифная система — совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ и условий труда, его интенсивности и характера. Она состоит из следующих основных элементов: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные разряды и соответствующие им коэффициенты, тарифные ставки (в том числе 1-го разряда), районные коэффициенты к заработной плате, доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда.
Тарифно-квалификационные справочники предусматривают применение тарифных ставок первого разряда и тарифных сеток. Различают Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих производственных отраслей, квалификационный справочник должностей служащих бюджетной сферы.
Единый тарифно-
Тарифные сетки по оплате труда — инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников — включают количество разрядов и соответствующие им тарифные коэффициенты в абсолютном или относительном выражении. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы включает 18 разрядов, каждому из которых соответствует свой тарифный коэффициент по отношению к тарифной ставке 1-го разряда.
Тарифная сетка строится таким образом, чтобы обеспечивать поразрядное нарастание тарифных коэффициентов как в абсолютном, так в относительном выражении. Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов представляет собой разницу между тарифными коэффициентами. Например, разница между 1-м и 2-м разрядами составляет 0,11. Относительное возрастание тарифных коэффициентов представляет собой отношение большего коэффициента к меньшему минус единица, выраженное в процентах. Например, относительное возрастание между 7-м и 8-м разрядами составило [(2,02/1,84) - 1] х 100% = 9,78%.
Соотношение между тарифными коэффициентами крайних разрядов называется диапазоном сетки. Приведенная выше единая тарифная сетка характеризуется диапазоном 1 : 4,5. Величина тарифного коэффициента показывает, во сколько раз уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих), отнесенных к первому разряду. Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводские тарифные системы, основой которых является единая тарифная сетка для оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы (включая рабочих, служащих, специалистов и руководителей). В единой тарифной сетке профессии рабочих тарифицируются с 1-го по 8-й разряд, служащие, специалисты и руководители — со 2-го по 18-й разряд.
Тарифная ставка — это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Она определяет уровень оплаты труда, так как заработок работника прежде всего зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени. Тарифная ставка работника соответствующей квалификации (Тiст) определяется по формуле:
Тiст = Тст х Кiт,
где Тст – тарифная ставка 1-го разряда; Кiт – тарифный коэффициент i-го разряда.
Тарифная ставка 1-го разряда может бь1ть часовой, дневной и месячной. Часовая и дневная тарифные ставки 1-го разряда устанавливаются, как правило, для рабочих-сдельщиков и повременщиков. Месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (ETC). Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих. Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами разработки ETC не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в законодательном порядке.
Районные коэффициенты к заработной плате являются механизмом районного регулирования заработной платы. Районное регулирование заработной платы включает:
а) районные коэффициенты к заработной плате. Они представляют собой нормативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и устанавливаются с учетом степени дискомфортности проживания. Диапазон районных коэффициентов колеблется от 1,15 до 2,0;
б) процентные надбавки к заработной плате
за непрерывный
стаж работы в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним
местностях выплачиваются по истечении
шести месяцев, а максимального размера
достигают после пяти лет непрерывного
стажа
работы в этих районах. В зависимости от
стажа работы и местности надбавки колеблются
от 10 до 100% заработка;
в) коэффициенты за работу в пустынях и
безводных местностях
и за работу в условиях высокогорья установлены
в диапазоне от 1,0
до 2,0.
Районное регулирование заработной платы является обязательным требованием государства к субъектам хозяйствования, работодателю и работнику.
Доплаты к тарифным ставкам и надбавки за отклонения от нормальных условий труда включают оплату за работу в сверхурочное время, праздничные дни, ночное время и т. п. На предприятиях применяют надбавки за высокое профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы на срок ее проведения, персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя, и др. Размер стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятием самостоятельно.
На предприятиях всех организационно-правовых форм могут использоваться любые элементы тарифной системы в произвольном порядке, кроме обязательных в соответствии с законодательством.
В условиях рыночных отношений широкое распространенно получили бестарифные системы оплаты труда.
Основным элементом организации оплаты труда здесь является квалификационный уровень. Он устанавливается для всех членом трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошлый период на минимальный уровень оплаты труда на предприятии. Затем все работники предприятия распределяются по задаваемому числу квалификационных групп, исходя из квалификационного уровня работника и квалификационных требований к работникам различных профессий. За основу оценки квалификационного уровня работника принимаются его образование, квалификация, инициативность, ответственность, умение творчески работать и т. д.
С течением времени квалификационные уровни отдельных работников могут меняться, при этом каждое такое изменение открыто обсуждается. Кроме квалификационного уровня для всех работников комбината рассчитывается также коэффициент трудового участия (КТУ). Периодичность его определения, набор показателей, влияющих на величину коэффициента, мера этого влияния определяются специальным положением.
Расчет заработной платы при бестарифной системы оплаты труда производиться последовательным определением:
Мi = К х N х КТУ,
где К – квалификационный уровень;
N – количество отработанных человеко-часов.
М = Мi ;
d = ;
Например, фонд оплаты труда цеха за месяц составил 17 700 тыс. руб. Общее число заработанных баллов работниками цеха М= 16300,43. Доля ФОТ, приходящаяся на один балл, составит d = 17700 / 16300,43 = 1,086 тыс. руб.
Порядок расчета фактической заработной платы работников цеха представлен в табл. 1.
Таблица 1. Расчет фактической заработной платы
Квалификационный уровень К |
Количество отработанных человеко-часов N |
КТУ |
Количество баллов М |
Доля оплаты фонда, тыс. руб. d |
Фактически |
1,3 |
180,5 |
1,1 |
258,1 |
1,086 |
280,3 |
2,1 |
123,1 |
0,9 |
232,5 |
1,086 |
252,49 |
1,7 |
180,5 |
1,04 |
319,1 |
1,086 |
346,54 |
По приведенным расчетам легко заметить, что основой формирования индивидуальной заработной платы является фонд заработной платы, формируемый по конечным результатам деятельности предприятия. Стимулирующее воздействие бестарифной системы оплаты труда находится в прямой зависимости от установленного порядка формирования фонда заработной платы. Чем больший фонд заработной платы может быть заработан по результатам деятельности и чем в большей степени работники могут оказать влияние на эти результаты, тем выше стимулирующее влияние бестарифной системы оплаты труда, тем прочнее и нагляднее связь между индивидуальными и конечными результатами производственной деятельности работников.
При практической разработке бестарифной модели организации заработной платы могут применяться различные методы формирования фонда заработной платы: по так называемым уровневым (т.е. в копейках или рублях) нормативам за каждую единицу объема произведенной (реализованной) продукции, по приростным нормативам в единицах (процентах) прироста фонда заработной платы за каждый процент прироста продукции, на основе установления методов определения отдельных составляющих фонда заработной платы, тарифного фонда, премиального фонда, прочих выплат. Предприятия сами подбирают методику формирования фондов оплаты труда, имея в виду как необходимость получения экономически обоснованной его величины, так и решения задач стимулирования индивидуальных и конечных результатов деятельности.