Организация ОТ на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

Конституцией Республики Беларусь (ст. 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в ст. 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Следовательно, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Орзанизация ОТ на предприятиях малого бизнеса.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА  НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

1. Особенности организации труда на предприятиях малого бизнеса.

 

Конституцией Республики Беларусь (ст. 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в ст. 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Следовательно, основным принципом  государственной политики в области  охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

Однако разработка и осуществление  государственной политики в области  охраны труда существенным образом  сдерживается отсутствием основополагающего  Закона об охране труда, который, прежде всего, должен установить ее основные принципы и направления, предусмотреть создание и совершенствование правовой и организационной инфраструктуры обеспечения охраны труда, соответствующей новым экономическим условиям.

Актуальность проблемы безопасного труда определяется высоким уровнем смертности и травматизма на производстве, числом и тяжестью профессиональных заболеваний, количеством производственных аварий. В Республике Беларусь в 2000 г. на производстве зарегистрировано 8218 несчастных случаев, 258 случаев со смертельным исходом, а 68 должностных лиц осуждено за нарушения в организации охраны труда. Специалистами подсчитано, что экономический ущерб от одного несчастного случая со смертельным исходом составляет около 75000 долларов США. Особенно необходимо отметить рост числа несчастных случаев и уровня травматизма на малых предприятиях. Данное обстоятельство обусловлено спецификой организации труда, взаимоотношений на малых предприятиях и не всегда должным отношением руководителей к вопросам безопасности труда.

Проводимые проверки предприятий  малого и среднего бизнеса показывают, что нарушения требований безопасности и гигиены труда носят здесь  разносторонний характер, работа по охране труда ведется бессистемно, мероприятия  по обеспечению безопасности труда не планируются, выделение материальных и финансовых ресурсов на эти цели не предусматривается.

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что проблема обеспечения  безопасности труда и соблюдения трудовых прав на предприятиях и в организациях малого и среднего бизнеса носит комплексный характер и для ее решения необходимо осуществление мер правового, экономического, организационного, технического, информационного и иного характера.

Принципиально важное значение для  совершенствования организации охраны труда имеет ратификация 3 мая 1999 г. Республикой Беларусь Конвенции 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» Международной организации труда (МОТ). Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне с учетом международного опыта национальной политики в области охраны труда разработки и создания необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, организаций.

В рамках реализации Программы сотрудничества между Республикой Беларусь и  МОТ в июле 1999 г. был основан  Национальный информационный центр  по безопасности и гигиене труда (НИЦ БГТ). Центр имеет статус авторизированного  партнера Международного информационного центра по безопасности и гигиене труда МОТ (г. Женева) и поддерживает с ним постоянные отношения.

В декабре 2001 г. под эгидой НИЦ БГТ  был проведен международный семинар  «Организация безопасного труда  на малых и средних предприятиях в рамках национальных программ по охране труда». На семинаре было отмечено, что в Республике Беларусь проводятся государственная политика в области охраны труда, мероприятия республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2002–2005 годы; отраслевые и региональные программы по улучшению условий и охраны труда предусматривают меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников малых и средних предприятий (МСП) в процессе трудовой деятельности, соблюдение законодательства в области охраны труда и связанных с ней отношений, профилактику и снижение травматизма, повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников МСП.

В настоящее время количество МСП  в Беларуси превысило 28 тыс. В них  занято более 385 тыс. человек, что составляет около 9 % от общего числа работающих в народном хозяйстве. Вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта в 2000 г. составил 6,5 %. Данный сектор экономики способствует снижению напряженности на рынке труда за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства незанятого населения.

Вместе с тем участники семинара выразили озабоченность тем, что  при осуществлении производственной деятельности многие наниматели, специалисты  и работники МСП не уделяют  должного внимания обеспечению здоровых и безопасных условий труда. МСП зачастую функционируют в неприспособленных для производства помещениях с использованием морально и физически изношенного оборудования. Работы осуществляются с нарушением требований безопасности, санитарно-гигиенических нормативов и трудовых прав работников.

На многих предприятиях малого бизнеса, в нарушение Трудового кодекса  Республики Беларусь, с работниками  не заключаются трудовые договоры, прием на работу и увольнение не оформляются приказами, трудовые книжки не заполняются, грубо нарушаются режим труда и отдыха, к сверхурочным и ночным работам зачастую привлекаются беременные женщины и подростки, доплата за сверхурочную работу не производится и т.п.

Имеют место многочисленные нарушения  правил и норм по охране труда, не обеспечиваются права работников на защиту от воздействия опасных и вредных производственных факторов, на отказ работника без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда и др.

Проверки, проводимые государственными инспекторами труда, свидетельствуют, что руководители малых предприятий  зачастую не обладают необходимыми знаниями законодательства о труде и охране труда. В секторе МСП, как правило, отсутствуют нормативные документы по охране труда, их руководители сами не проходят обучение и проверку знаний по охране труда и, как следствие, не обеспечивают обучение безопасным методам и приемам труда работников. В результате уровень производственного травматизма на МСП выше, чем на крупных предприятиях.

Принимая во внимание неблагоприятное  положение в области охраны труда  в сфере малого предпринимательства  и учитывая исключительную важность этой сферы для экономики Республики Беларусь и стран СНГ, участники семинара считают необходимым: обратиться к парламентам и правительствам стран СНГ с просьбой обеспечить разработку и принятие норм, предусматривающих обязательность закрепления в учредительных и других правоустанавливающих документах МСП требований по безусловному соблюдению нанимателями законодательства о труде и охране труда, недопущению нарушений трудовых прав наемных работников, обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об установлении для субъектов малого предпринимательства льготных условий кредитования и налогообложения при финансировании затрат на проведение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, а также о введении для них государственной статистической отчетности малых предприятий о затратах на охрану труда и показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Участники семинара рекомендовали:

1.  Министерствам труда и экономики, Фондам поддержки малого и среднего бизнеса совместно с другими заинтересованными органами государственного управления:

при разработке законодательных и  иных нормативных правовых актов  о труде и охране труда учитывать  специфику малых и средних предприятий, разработать рекомендации по организации безопасного труда на МСП;

включать в обязательном порядке  в разрабатываемые национальные (региональные) программы по охране труда специальные разделы (подпрограммы) по организации безопасного труда на МСП, реализуемые на принципах социального партнерства;

подготовить предложения об обязательности положительного заключения органов  Государственной экспертизы условий  труда и санэпидемнадзора при  лицензировании видов деятельности, связанной с рисками травмирования или профессиональной заболеваемости работников;

при разработке механизма обеспечения  экономической заинтересованности нанимателей в создании безопасных и здоровых условий труда предусмотреть  соответствующие льготы для малых  предприятий;

подготовить, издать массовым тиражом и направить  на места справочники для МСП  по наиболее актуальным вопросам трудовых отношений и охраны труда;

рассмотреть возможность  финансирования разработки типовых  инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в сфере малого предпринимательства;

организовать  разработку типовых программ для  обучения руководителей и работников малых предприятий с учетом специфики  их деятельности;

установить минимальное  количество учебных тем и учебных  часов для проведения обучения руководителей и специалистов МСП в зависимости от степени опасности производства и видов производственной деятельности предприятий. В соответствии с учебными темами разработать экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;

совместно с органами статистики рассмотреть вопрос об установлении статистической отчетности по условиям труда, производственному травматизму  и профзаболеваемости в секторе  МСП, имея в виду представление и  обработку таких сведений не реже одного раза в год;

обеспечить дальнейшее сотрудничество с МОТ в сфере  развития малых и средних предприятий; продолжить работу по дальнейшему развитию сотрудничества в области охраны труда со странами Содружества Независимых  Государств; координации планов работы их Национальных информационных центров по безопасности и гигиене труда, обмену между ними правовой информацией и учебно-методическими пособиями по охране труда на МСП.

2.  Комитетам,  управлениям по труду и социальной  защите региональных (местных) исполнительных и распорядительных органов, центрам по поддержке и развитию предпринимательства, инкубаторам малого бизнеса:

организовывать  работу по координации усилий всех заинтересованных региональных государственных  органов и общественных организаций по оказанию реальной помощи МСП в организации работы по охране труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и нарушений трудовых прав работников.

В этих целях:

содействовать формированию через  средства массовой информации, выставки и смотры, семинары и конференции  позитивного общественного мнения об экономической целесообразности соблюдения требований законодательства о труде и охране труда и  необходимости повышения уровня знаний в этой области у руководителей, специалистов и работников МСП;

использовать имеющиеся возможности  для создания широкой сети учебных, консультативных и сервисных  центров по охране труда, их сертификации местными органами по труду с целью  удовлетворения потребностей МСП в обеспечении нормативной документацией, средствами индивидуальной защиты, решении организационных и технических проблем охраны труда;

скоординировать работу вузов по организации  дистанционного образования по вопросам охраны труда в секторе МСП;

оказывать помощь МСП, осуществляющим производственную деятельность, связанную  с повышенными рисками для  здоровья работников, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и разработке на этой основе мероприятий по приведению их в соответствие с нормативными требованиями;

практиковать по опыту Гомельской, Могилевской областей Беларуси, других регионов республик СНГ создание базовых предприятий и образцовых производств по охране труда, проведение смотров-конкурсов, Дней охраны труда, распространение опыта по организации работы в области охраны труда, проведение семинаров-совещаний, «круглых столов» с руководителями МСП, инженерами по охране труда, лицами, исполняющими их обязанности, с рассмотрением на них практики применения законодательства о труде и охране труда, результатов проверок и мер по устранению выявленных недостатков и упущений;

при регистрации уставов МСП  обеспечивать включение в них  положений, связанных с охраной  труда работников, в том числе  по возмещению вреда в случаях их травмирования или получения профессионального заболевания.

3. Объединениям (союзам) нанимателей,  другим ассоциациям малого предпринимательства:

использовать разнообразные способы  воздействия на формирование у руководителей  малых предприятий сознания высокой ответственности за сохранение жизни и здоровья работников, неукоснительное соблюдение их трудовых прав, включая конституционное право на здоровые и безопасные условия труда;

Информация о работе Организация ОТ на предприятиях малого бизнеса