Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:13, реферат
Конституцией Республики Беларусь (ст. 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в ст. 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Следовательно, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
1. Особенности организации труда на предприятиях малого бизнеса.
Конституцией Республики Беларусь (ст. 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в ст. 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Следовательно, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.
Однако разработка и осуществление государственной политики в области охраны труда существенным образом сдерживается отсутствием основополагающего Закона об охране труда, который, прежде всего, должен установить ее основные принципы и направления, предусмотреть создание и совершенствование правовой и организационной инфраструктуры обеспечения охраны труда, соответствующей новым экономическим условиям.
Актуальность проблемы безопасного труда определяется высоким уровнем смертности и травматизма на производстве, числом и тяжестью профессиональных заболеваний, количеством производственных аварий. В Республике Беларусь в 2000 г. на производстве зарегистрировано 8218 несчастных случаев, 258 случаев со смертельным исходом, а 68 должностных лиц осуждено за нарушения в организации охраны труда. Специалистами подсчитано, что экономический ущерб от одного несчастного случая со смертельным исходом составляет около 75000 долларов США. Особенно необходимо отметить рост числа несчастных случаев и уровня травматизма на малых предприятиях. Данное обстоятельство обусловлено спецификой организации труда, взаимоотношений на малых предприятиях и не всегда должным отношением руководителей к вопросам безопасности труда.
Проводимые проверки предприятий малого и среднего бизнеса показывают, что нарушения требований безопасности и гигиены труда носят здесь разносторонний характер, работа по охране труда ведется бессистемно, мероприятия по обеспечению безопасности труда не планируются, выделение материальных и финансовых ресурсов на эти цели не предусматривается.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема обеспечения безопасности труда и соблюдения трудовых прав на предприятиях и в организациях малого и среднего бизнеса носит комплексный характер и для ее решения необходимо осуществление мер правового, экономического, организационного, технического, информационного и иного характера.
Принципиально важное значение для совершенствования организации охраны труда имеет ратификация 3 мая 1999 г. Республикой Беларусь Конвенции 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» Международной организации труда (МОТ). Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне с учетом международного опыта национальной политики в области охраны труда разработки и создания необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, организаций.
В рамках реализации Программы сотрудничества между Республикой Беларусь и МОТ в июле 1999 г. был основан Национальный информационный центр по безопасности и гигиене труда (НИЦ БГТ). Центр имеет статус авторизированного партнера Международного информационного центра по безопасности и гигиене труда МОТ (г. Женева) и поддерживает с ним постоянные отношения.
В декабре 2001 г. под эгидой НИЦ БГТ был проведен международный семинар «Организация безопасного труда на малых и средних предприятиях в рамках национальных программ по охране труда». На семинаре было отмечено, что в Республике Беларусь проводятся государственная политика в области охраны труда, мероприятия республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2002–2005 годы; отраслевые и региональные программы по улучшению условий и охраны труда предусматривают меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников малых и средних предприятий (МСП) в процессе трудовой деятельности, соблюдение законодательства в области охраны труда и связанных с ней отношений, профилактику и снижение травматизма, повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников МСП.
В настоящее время количество МСП в Беларуси превысило 28 тыс. В них занято более 385 тыс. человек, что составляет около 9 % от общего числа работающих в народном хозяйстве. Вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта в 2000 г. составил 6,5 %. Данный сектор экономики способствует снижению напряженности на рынке труда за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства незанятого населения.
Вместе с тем участники
На многих предприятиях малого бизнеса, в нарушение Трудового кодекса Республики Беларусь, с работниками не заключаются трудовые договоры, прием на работу и увольнение не оформляются приказами, трудовые книжки не заполняются, грубо нарушаются режим труда и отдыха, к сверхурочным и ночным работам зачастую привлекаются беременные женщины и подростки, доплата за сверхурочную работу не производится и т.п.
Имеют место многочисленные нарушения правил и норм по охране труда, не обеспечиваются права работников на защиту от воздействия опасных и вредных производственных факторов, на отказ работника без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда и др.
Проверки, проводимые государственными инспекторами труда, свидетельствуют, что руководители малых предприятий зачастую не обладают необходимыми знаниями законодательства о труде и охране труда. В секторе МСП, как правило, отсутствуют нормативные документы по охране труда, их руководители сами не проходят обучение и проверку знаний по охране труда и, как следствие, не обеспечивают обучение безопасным методам и приемам труда работников. В результате уровень производственного травматизма на МСП выше, чем на крупных предприятиях.
Принимая во внимание неблагоприятное положение в области охраны труда в сфере малого предпринимательства и учитывая исключительную важность этой сферы для экономики Республики Беларусь и стран СНГ, участники семинара считают необходимым: обратиться к парламентам и правительствам стран СНГ с просьбой обеспечить разработку и принятие норм, предусматривающих обязательность закрепления в учредительных и других правоустанавливающих документах МСП требований по безусловному соблюдению нанимателями законодательства о труде и охране труда, недопущению нарушений трудовых прав наемных работников, обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об установлении для субъектов малого предпринимательства льготных условий кредитования и налогообложения при финансировании затрат на проведение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, а также о введении для них государственной статистической отчетности малых предприятий о затратах на охрану труда и показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Участники семинара рекомендовали:
1. Министерствам труда и экономики, Фондам поддержки малого и среднего бизнеса совместно с другими заинтересованными органами государственного управления:
при разработке законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда учитывать специфику малых и средних предприятий, разработать рекомендации по организации безопасного труда на МСП;
включать в обязательном порядке в разрабатываемые национальные (региональные) программы по охране труда специальные разделы (подпрограммы) по организации безопасного труда на МСП, реализуемые на принципах социального партнерства;
подготовить предложения об обязательности положительного заключения органов Государственной экспертизы условий труда и санэпидемнадзора при лицензировании видов деятельности, связанной с рисками травмирования или профессиональной заболеваемости работников;
при разработке механизма обеспечения
экономической
подготовить, издать массовым тиражом и направить на места справочники для МСП по наиболее актуальным вопросам трудовых отношений и охраны труда;
рассмотреть возможность финансирования разработки типовых инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в сфере малого предпринимательства;
организовать разработку типовых программ для обучения руководителей и работников малых предприятий с учетом специфики их деятельности;
установить минимальное количество учебных тем и учебных часов для проведения обучения руководителей и специалистов МСП в зависимости от степени опасности производства и видов производственной деятельности предприятий. В соответствии с учебными темами разработать экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;
совместно с органами статистики рассмотреть вопрос об установлении статистической отчетности по условиям труда, производственному травматизму и профзаболеваемости в секторе МСП, имея в виду представление и обработку таких сведений не реже одного раза в год;
обеспечить дальнейшее сотрудничество с МОТ в сфере развития малых и средних предприятий; продолжить работу по дальнейшему развитию сотрудничества в области охраны труда со странами Содружества Независимых Государств; координации планов работы их Национальных информационных центров по безопасности и гигиене труда, обмену между ними правовой информацией и учебно-методическими пособиями по охране труда на МСП.
2. Комитетам,
управлениям по труду и
организовывать работу по координации усилий всех заинтересованных региональных государственных органов и общественных организаций по оказанию реальной помощи МСП в организации работы по охране труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и нарушений трудовых прав работников.
В этих целях:
содействовать формированию через
средства массовой информации, выставки
и смотры, семинары и конференции
позитивного общественного
использовать имеющиеся
скоординировать работу вузов по организации дистанционного образования по вопросам охраны труда в секторе МСП;
оказывать помощь МСП, осуществляющим производственную деятельность, связанную с повышенными рисками для здоровья работников, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и разработке на этой основе мероприятий по приведению их в соответствие с нормативными требованиями;
практиковать по опыту Гомельской,
Могилевской областей Беларуси, других
регионов республик СНГ создание
базовых предприятий и
при регистрации уставов МСП обеспечивать включение в них положений, связанных с охраной труда работников, в том числе по возмещению вреда в случаях их травмирования или получения профессионального заболевания.
3. Объединениям (союзам) нанимателей,
другим ассоциациям малого
использовать разнообразные
Информация о работе Организация ОТ на предприятиях малого бизнеса