Организация труда на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает, что малое предпринимательство - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Малое предпринимательство:  роль, проблемы, перспективы развития

Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

- численность  персонала;

- размер уставного  капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. [38, с.19] Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В настоящее  время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и  малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств  – крупных, с тенденцией к монопольным  структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый  рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Роль малого бизнеса определяется классическими  задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний  экономической конъюнктуры посредством  особого механизма сбалансирования  спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации  путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Отметим так  же, что особенностью малого предпринимательства является обязательное наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Малое предпринимательство  антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных  ограничений критериев отнесения  предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

Необходимо  особо подчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Значение предпринимательства  еще и в том, что малые предприятия, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно  развиваться и адаптироваться к  текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Таким образом, так  называемая малая экономика  – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий  малого бизнеса, являются:

- насыщение  потребительского рынка товарами;

- преодоление  отраслевого и регионального  монополизма;

- расширение  конкуренции;

-создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

- укрепление  экономической базы местных органов  власти;

- развитие сел,  небольших городов;

- возрождение  художественных промыслов. [29, с.23]

Бесспорно, малый бизнес в России уже стал значимым социальным сектором. Малый бизнес в настоящее время - самый перспективный сектор экономики.

Однако формирование предпринимательского слоя в России идет медленно и противоречиво. Можно  выделить целый ряд препятствий, мешающих динамичному развитию малого бизнеса:

- не стимулирующая  налоговая система;

- административные  барьеры;

- негибкая политика  в области лизинга и использования  государственной собственности;

- менталитет  российского чиновника, который  привык работать с крупными  проектами. [14, c. 9]

Государственная власть обязана эти проблемы снимать, чтобы создавать условия для  свободного саморазвития малого предпринимательства. Известно, что можно стимулировать  рост числа малых предприятий, если с разрешительного характера  перейти к уведомительному принципу их регистрации, одновременно сокращая число лицензируемых видов деятельности.

Развитие российского  бизнеса вообще и малого в частности  тормозится существующей налоговой  системой. Вполне оправданы правительственные  инициативы по реформе НДС.

Развитию малого бизнеса мешает не отвечающая требованиям  времени сложившаяся структура. В России основную долю малого предпринимательства составляет торговый бизнес, далее следуют переработка сельскохозяйственного сырья, услуги всех видов, промышленное производство, строительство и, наконец, наукоемкий бизнес.

Следует так  же отметить, что ведущие отрасли  экономики XXI века - информационные и  биотехнологии начинают свое развитие именно через малый бизнес.

Однако развитие малого бизнеса, в том числе и наукоемкого, на региональном уровне без внимания со стороны федеральных властей затруднено. Производственный бизнес, в отличие от торгового, по природе не может быть сразу прибыльным: “быстрых” денег здесь не бывает, а поиски инвесторов и кредитов связаны с большими трудностями. В частности, сложившаяся российская банковская система никак не стимулирует развитие малого предпринимательства. Очевидно, что необходимы совершенно новые, неординарные залоговые механизмы, новые принципы финансирования малого бизнеса.

Таким образом, возможностей помогать малому бизнесу  много, нужна только продуманная  и стройная политика государства  в отношении предпринимательства.

Среди проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, следует так же отметить чрезмерные административные барьеры.

Административные  барьеры не только мешают развитию предпринимательства, но и создают  другую государственную проблему, вынуждая малые предприятия уходить в  теневую экономику с целью  снижения транзакционных издержек.

Вопрос о ликвидации чрезмерных административных барьеров, с которыми сталкивается предприниматель, выходящий на рынок (при регистрации, многочисленных разрешительных процедурах, включая лицензирование) или добровольно его покидающий, уже вошел в историю развития малого предпринимательства в России. Всего по данным исследования административных барьеров, проведенного Ресурсным центром развития малого предпринимательства, этой проблеме посвящены 4 нормативных акта федерального уровня и 21 - регионального. Статья 6 Закона РФ №88 “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” определяет, что одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства является “установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности”. Указ Президента РФ от 29 июня 1998г. №730 “О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства”, который определил в качестве основных задач органов государственной власти при проведении государственной политики развития предпринимательства:

- сокращение  административных барьеров при  осуществлении предпринимательской  деятельности;

- уменьшение  количества государственных органов,  осуществляющих лицензирование  предпринимательской деятельности, и регламентирование в полном  объеме деятельности по лицензированию  вышестоящими органами государственной  власти;

- четкое разграничение  функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти. [27, с.48]

Процессы регистрации  и постановки на учет в уполномоченных органах во многом дублируются:

- идентичен  комплект необходимых для регистрации в каждом уполномоченном органе документов;

- идентична  информация, запрашиваемая уполномоченными  органами, но различны форма и  бланки соответствующих заявлений,  анкет, уведомлений и т.п.;

- во многом  идентичны инструкции уполномоченных  органов;

- аналогичен результат  регистрации — присвоение регистрационного  номера, кода ОКПО, индивидуального  номера налогоплательщика, номера  регистрации в соответствующем  внебюджетном фонде; общее количество  номеров, присваиваемых предприятию,  не менее семи;

- для открытия счета в банке необходимо получение соответствующего уведомления/извещения из четырех уполномоченных органов (налоговой инспекции, Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования). [8, с.162]

Необходимо помнить еще об одной очень важной проблеме - добровольном выходе с рынка. Проблема ликвидации - это вторая сторона медали. Как показывает практика, эта процедура еще сложнее, чем регистрация.

В настоящее время от трети  до половины официально зарегистрированных фирм фактически являются “мертвыми”.

Вопреки тому, что практически  все попытки урегулировать взаимоотношения  в лицензионной сфере сводились, в первую очередь, к официальному стремлению сократить количество лицензируемых видов деятельности, этот перечень постоянно рос. В действующем Законе РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” №158 от 25.09.1998 г. к лицензируемым отнесено 215 видов деятельности, “а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего федерального закона иными федеральными законами”. Одновременно действует около 100 законодательных актов, вводящих лицензирование конкретных видов деятельности. В самом оптимистическом варианте на сегодняшний день речь можно вести почти о 500 лицензируемых видах деятельности, нормативно признанных таковыми. Реально же количество видов деятельности, на которые выдаются лицензии (в том числе и без законодательных оснований) приближается к 2000. [10, с.27]

По мнению предпринимателей, основные трудности при лицензировании связаны не только с самим фактом получения именно лицензии, а с подготовкой всех необходимых документов.

По данным Госкомстата  России, на 01.10.2001г. в России действовало  около 850 тыс. малых предприятий. В  расчете на 1000 человек населения страны приходилось в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30.

В 2002 г. В стране насчитывалось только 882, 3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн. человек. [40, c.130]

В 2005-2006 гг. произошло увеличение количества зарегистрированных малых предприятий, что сопровождалось как ростом объемов производства, так и увеличением числа занятых. В 2005 году в РФ было зарегистрировано 930 тыс. юридических лиц, которые являются субъектами малого предпринимательства, и 2 млн. 600 тыс. индивидуальных предпринимателей. [19, с.29]

Информация о работе Организация труда на малом предприятии