Организация труда на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает, что малое предпринимательство - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

В 2005 году на финансирование мер, направленных на поддержку и  развитие малого бизнеса, в федеральном  бюджете было заложено 1,5 млрд. рублей, в 2006 году - 3 млрд. рублей, в 2007 году - 4 млрд. рублей.

На развитие среднего и малого предпринимательства  в России в течение 2006-2007 гг. из федерального бюджета было выделено 7 млрд. рублей. Количество малых предприятий за это время в России увеличилось на 103 тыс. компаний, при этом новые рабочие места получили около 718 тыс. человек.

Количество  малых предприятий в России в 2009 году увеличится более чем на треть по сравнению с прошлым  годом. Такие данные содержатся в  прогнозе социально-экономического развития на 2010 год. По замыслу чиновников основной вклад в развитие малого предпринимательства внесет транспортный сектор и сельское хозяйство, в то время как торговля и сфера общественного питания будут неуклонно сдавать свои позиции.

 

Таблица 1.1.1

Количество зарегистрированных малых предприятий  по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 июля 2007 г. в  расчете на 100 тыс. чел. населения

Прирост / сокращение (-) количества

зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения

за период  01.07.2006- 01.07.2007

РФ

1100,0

72,9

Центральный

996,9

56,5

Северо-Западный

1391,0

219,2

Южный

496,0

10,1

Приволжский

623,2

58,9

Уральский

661,3

43,2

Сибирский

659,3

97,5

Дальневосточный

791,7

124,4




 

Как видно из таблицы 1.1.1 в 2007 году число малых предприятий в России составило 1,1 млн., занятость на одно предприятие выросла на 6,7%.

Как видно из вышесказанного, в России еще очень много нерешенных проблем в области малого предпринимательства. В то же время видна и положительная тенденция к ее оздоровлению, что, несомненно, позволяет говорить о том, что с каждым днем все больше людей вовлечены в ту или иную сферу малого бизнеса.

1.2. Виды и особенности  малых предприятий

В российской практике существование малого предпринимательства или малого бизнеса было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г.

В нашей  стране до 1 января 2008 г. согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве  и на транспорте — 100 человек;

в оптовой торговле — 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов  деятельности— 50. [33, с.59]

Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ с 1 января 2008 года утратил силу. Его заменил Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Одно из важнейших новшеств - принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия. Определены виды и формы поддержки малого и среднего бизнеса.

В части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ приведен перечень хозяйствующих субъектов, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). Действие закона также распространяется на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимое условие, которому должны соответствовать юридические  лица, - ограничение участия в  их уставном (складочном) капитале (паевом фонде). То есть суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Исключение - активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25%.

В зависимости от численности работников выделяются три категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек и для микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Категория определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности организация соответствует микропредприятию, а по размеру выручки - среднему, категория будет установлена по величине выручки.

Величина критериев рассчитывается за предшествующий календарный год. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Они могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в году деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня госрегистрации. Изменить категорию субъектов малого и среднего бизнеса можно, только если предельные значения будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

Следует также  отметить, что для малых предприятий  в Законе N 209-ФЗ предусмотрены налоговые льготы в виде специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, финансовая и имущественная, информационная поддержка.

Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

   Если  учредителем малого предприятия  является государственная организация,  то это отнюдь не означает, что новое образование будет  именно малым государственным  предприятием. Имущество, выделяемое  из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

   В то  же время индивидуальные и  семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть  иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь  стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая  характеристика — т.н. обозримость  предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья  — относительно небольшие рынки  ресурсов и сбыта, не позволяющие  фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая — персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое — ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.


Шестая  специфическая черта - семейное ведение  дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80 : 20, то у малых оно составляет 20: 80. [33, с. 60]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что малый  бизнес – вполне самостоятельная  и наиболее типичная форма организации  экономической жизни общества со своими достоинствами и недостатками.

Отметим плюсы  малого бизнеса:

-функционирование на локальном рынке;

- быстрое реагирование  на изменение конъюнктуры этого рынка;

- непосредственная взаимосвязь с потребителем;

- узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров и услуг;


- возможность  начать собственное дело с  относительно малым стартовым  капиталом. 

Все эти черты  малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. Рассмотрим недостатки  малого бизнеса:

1) с одной  стороны, быстрое реагирование  малого бизнеса на изменения  условий функционирования делает  его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой — зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий;

2) относительно  небольшой капитал ограничивает рамки производства и, соответственно, возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.);

3) небольшие  масштабы производства и количество  занятых обусловливают простоту  управления предприятием;

4) совмещение  функций собственника и менеджера  в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, нередко приводят к самоэксплуатации и сверхурочным работам. [36, с.140]

Чем определяются позиции малых предприятий в  конкурентной борьбе? У таких фирм обычно есть два возможных варианта поведения: выбор такой сферы деятельности, где малый размер предприятия обеспечивает наибольшую эффективность и взаимодействие с крупной корпорацией.

В последнее  время в западной экономической  литературе появился термин «генеретика», которым обозначают группу быстро растущих, в основном небольших компаний, которые занимаются копированием продуктов ведущих фирм. Особенно широко они распространены в фармацевтической, электронной и других отраслях. В чем выигрывают фирмы-генеретики? Во-первых, копируя уже известные продукты, они не несут огромных расходов на научные исследования, а потому их издержки по производству синонимичных товаров (нередко выпускаемых под другими названиями) значительно ниже. Во-вторых, крупные монополии нередко завышают цены, малые же фирмы этого не делают.

Итак, гибкость — это самое большое преимущество малой фирмы над крупной организацией. Она может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей. У правительства есть ряд программ, направленных на оказание помощи мелким фирмам. Например, в министерстве торговли и промышленности США существует отдел по обслуживанию мелких фирм, который предлагает им поддержку и консультации и готов оказывать финансовую помощь различным местным организациям, которые содействуют тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие.

1.3. Зарубежный опыт  организации труда на малом  предприятии

Исходя из мирового опыта организации труда на малом  предприятии условно можно выделить три модели - американскую, японскую, западноевропейскую.

Сначала рассмотрим американскую модель. В США и Канаде размер вознаграждения работника зависит, прежде всего, от результативности его деятельности. Механизм стимулирования в рамках основной заработной платы (которая приобрела функции премиального поощрения, являясь переменной величиной) предусматривает два важных элемента:

-дифференциацию  окладов с учетом качественных  различий в труде; 

-дифференциацию  индивидуальной оплаты в пределах  разряда или должности в зависимости  от трудовых достижений, личных  и деловых качеств на основе периодической аттестации (на предприятиях США аттестации проводятся систематически, оклады пересматриваются ежегодно почти у 90% работников).

Информация о работе Организация труда на малом предприятии