Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:01, реферат
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
· подчиненный рассматривает себя как жертву обстоятельств в той среде или в тех условиях, которые создает и полностью навязывает ему начальник, поэтому начальник несет полную моральную ответственность за все, что происходит с подчиненными;
· подчиненный — это ''пустой сосуд'', действующий в соответствии с той ролью, которую предписывает организация, и отвечающий только за то, насколько он соответствует ожиданиям или предписаниям, навязываемым в данной организации этой роли;
· подчиненный — смекалистый
исполнитель, который может не только
начальнику угодить, но и себя не обидит.
Это верхушка двойной морали, когда, как
говорили в ''застойные'' времена, ''начальники
делают вид, что платят, а подчиненные
делают вид, что работают''.
Партиципативная организационная культура
построена на принципах максимального
саморазвития каждого члена коллектива
и участия в зависимости от компетентности
и осведомленности всех членов организации
в общих для них делах. Возрастает роль
моральной регуляции, и ключевым принципом
становится принцип справедливости.
Рациональное отношение к моральной регуляции
взаимоотношений в организации, институционализация
морали порождают потребность в конкретных
практических рекомендациях относительно
разрешения сложных проблемных ситуаций,
так называемых этических дилемм, когда
руководитель вынужден выбирать не между
двумя одинаковыми с этической точки зрения
способами действия, а должен решить, делать
или не делать что-либо такое, что хотя
и выгодно ему самому или организации
или обоим, но может считаться неэтичным.
Этично ли, например, дать взятку, чтобы
получить выгодный контракт? Этично ли
позволять своей компании размещать вредные
отходы в опасном виде? Этично ли скрывать
информацию, которая может заставить хорошего
работника принять решение о перемене
места работы? Этично ли заниматься на
рабочем месте личными делами?
Руководители, менеджеры сталкиваются
с такими дилеммами не только во взаимоотношениях
начальников с подчиненными, но и с покупателями,
конкурентами, поставщиками и диспетчерами.
Следовательно, все больше и больше организаций
нуждаются в программах этического
тренинга, чтобы помочь менеджерам
прояснить их этические принципы и попрактиковаться
в самодисциплине при принятии решений
в сложных обстоятельствах. Предлагается,
например, такой весьма полезный проверочный
лист, который может помочь при столкновении
с этическими дилеммами Cм.: Basic Organizational Behavior.
— N.-Y., 1995. — p.28.:
Как поступать в ситуациях морального выбора?
Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все возможные факты.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.
Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая
три вопроса:
“Это законно?”
“Это правильно?”
“Это полезно?”
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая
два вопроса:
“Как я себя буду чувствовать, если моя
семья узнает о моем решении?”
“Как я себя буду чувствовать, если о моем
решении сообщат в местной печати?”
Шаг 7. Предпринять действие.
К сожалению, каждый из нас может рационально оправдать безнравственное поведение. Мы можем убедить себя в том, что такие действия приемлемы. Лучший способ предотвратить аморальные действия — распознать, что это оправдание основано на порочной и самоуслужливой логике. Полезно быть во всеоружии против четырех общих рациональных способов оправдания неэтичного поведения:
· убедить себя в том, что поведение на самом деле не является неэтичным или противоправным;
· извинить поведение утверждением, что действуешь в интересах организации или в своих наивысших интересах;
· притвориться, будто поведение вполне нормальное, потому что больше никто не узнает о нем;
· надеяться, что ваше начальство
поддержит вас и поможет вам, если что-нибудь
получится плохо.
Особую роль в формировании морального
климата организации играет нравственная позиция
руководителя организации и его личные
моральные качества.
Моральные обязанности руководителя:
1. Анализ ценностных аспектов любой проблемы,
встающей перед организацией.
2. Контроль аффектов и эмоций — как своих
собственных, так и окружающих людей.
3. Анализ предпочтений в организации в
категориях ''осознание'', ''вовлеченность'',
''приверженность'', являющихся неопределенными
понятиями.
4. Реализация этического выбора — ''делать
не то, что хочется, а то, что следует''.
Шесть этических моделей лидерства:
· лидер-защитник (опекун);
· лидер-''конфуцианский мудрец'';
· выразитель идеи социального равенства;
· лидер-''неостоик'' — преобладает чувство долга и приверженность к классическим этическим нормам;
· лидер-суперпрофессионал;
· харизматический лидер.
5. Овладение ''философией благородного
труда''.
6. Овладение искусством безразличия к
собственной выгоде1 Кудряшова Е. В.
Лидер и лидерство. — Петрозаводск,1996..
В условиях российской действительности,
однако, принято чрезмерно лояльно относиться
к любым поступкам шефа, личные симпатии
которого расцениваются как решающий
фактор благополучия членов компании.
Так считают западные предприниматели,
открывшие свои фирмы в нашей стране Shekshnia S.V. Managing
People in Russia //Business and management in Russia. — Cheltenham;
Brookfield; Elgar, 1996. XII; p.244..
Деловой этикет
Это тот раздел корпоративного
этического кодекса, который легче
других поддается контролю и регламентации.
Иногда от всей административной деловой
этики остается только этикет. Этикет
не относится к собственно моральным способам
регуляции поведения, поэтому в философских
этических словарях нет даже статей о
нем. Строго регламентируя формы внешнего
поведения, этикет не оставляет человеку
свободы выбора. Кроме того, выполнение
норм этикета касается только внешнего
поведения и не затрагивает сферы морального
сознания. ''Чем более цивилизованны люди,
тем больше они актеры'', — говорил И. Кант Кант И. Антропология
с прагматической точки зрения. Соч. Т.6.—М.:
Мысль, 1966. — С.384..
Слово ''этикет'' означает установленный
порядок поведения в определенной социальной
сфере: придворный, дипломатический, военный,
этикет высшего общества, церковный, спортивный,
научных сообществ; в сфере предпринимательства
и управления — деловой этикет.
Этикет представляет собой систему детально
разработанных правил учтивости, включающих
формы знакомства, приветствия и прощания,
выражения благодарности и сочувствия,
культуру речи и умение вести беседу, правила
поведения за столом, поздравления, подарки
и т.д. Все эти ситуации в деловом этикете
дополняются правилами поведения при
устройстве на работу и перемене места
работы, правилами обращения начальника
с подчиненными, правилами разговора по
служебному телефону, деловой переписки,
оформления интерьера офиса, отношения
мужчин и женщин в процессе делового общения.
Правила делового этикета являются общеприн тыми
в международном деловом общении, хотя
имеют и некоторые национальные и корпоративные
особенности.
В организации деловой этикет зависит
от того, какой стиль делового общения
и руководства (авторитарный, демократический,
либеральный или попустительский) характерен
для делового общения в организации в
целом, а также от деятельности организации,
от вкусов ее руководства и от традиций.
Конкретные рекомендации относительно
правил этикета можно почерпнуть из специальной
литературы. Здесь же приведем шесть основных заповедей
делового этикета, сформулированных
американской исследовательницей, социологом,
пропагандистом правил вежливости в деловом
общении Джен Ягер.
1. Делайте все вовремя!
Опоздания не только мешают работе, но
и являются первым признаком того, что
на человека нельзя положиться. Прийти
вовремя иногда значит прийти не слишком
рано, не раньше своего начальства. Главное
в вашем дневном расписании — прийти вовремя
утром. Если вдруг случится так, что вам
необходимо задержаться и вы знаете об
этом заранее, позвоните в офис, и пусть
ваш секретарь или кто-нибудь из начальства
обязательно будет в курсе дела.
Специалисты, изучающие организацию и
распределение рабочего времени, советуют
добавлять лишних 25% на тот срок, который,
на ваш взгляд, требуется для выполнения
данной работы. Вспомните закон Мерфи:
все дела занимают больше времени, чем
вам кажется, а все помехи, какие могут
возникнуть, обязательно возникают. Так
что выделяйте время с запасом на те трудности,
что поддаются прогнозированию.
2. Не болтайте лишнего!
Смысл этого принципа в том, что вы обязаны
хранить секреты корпорации, учреждения
или конкретной сделки так же бережно,
как и тайны личного характера.
Никогда никому не пересказывайте того,
что вам приходится услышать от сослуживца,
руководителя или подчиненного об их личной
жизни.
3. Будьте любезны, доброжелательны
и приветливы!
Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы
или подчиненные могут сколько угодно
придираться к вам, это неважно: все равно
вы обязаны вести себя с ними вежливо,
приветливо и доброжелательно. Кому нравится
работать с людьми брюзгливыми, подозрительными
и капризными? Достичь вершины вам позволит
только дружелюбное отношение к окружающим
(что вовсе не означает дружить с каждым,
с кем приходится общаться по долгу службы).
Если все вокруг твердят, что вы умеете
понравиться, значит, вы на верном пути.
Один из важных элементов воспитанности
и доброжелательности — искусство сказать
то, что нужно. Вам надо придерживаться
того же принципа в своих поступках, а
они отражаются в ваших речах.
4. Думайте о других,
а не только о себе!
Какое бы дело вы ни делали, потребность
выяснить точку зрения клиента или покупателя
позволит вам выдвинуться практически
в любой отрасли экономики — от промышленности
и издательского дела до медицины и телекоммуникаций.
Внимание к окружающим должно проявляться
не только в отношении клиентов или покупателей,
оно распространяется и на сослуживцев,
начальство и подчиненных. Уважайте мнение
других, старайтесь понять, почему у них
сложилась та или иная точка зрения. Всегда
прислушивайтесь к критике и советам коллег,
начальства и подчиненных. Не начинайте
сразу огрызаться, когда кто-то ставит
под сомнение качество вашей работы; покажите,
что цените соображения и опыт других
людей. Уверенность в себе не должна мешать
вам быть скромным.
5. Одевайтесь как положено!
Самый главный принцип, о котором ни в
коем случае не следует забывать, — прежде
всего вы должны стремиться вписаться
в ваше окружение на службе, а внутри этого
окружения — в контингент работников
вашего уровня. Некоторые специалисты
советуют одеваться на работу так, как
вам хочется, а не ''как положено'', но этому
совету лучше не следовать. На каких бы
ролях ни находились вы в фирме сейчас,
вам надо ''вписаться'', но при этом вы должны
выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться
со вкусом, подбирать цветовую гамму к
лицу, тщательно подбирать аксессуары:
от туфель до галстуков.
6. Говорите и пишите
правильно!
Что значит правильно пользоваться устным
и письменным словом? Это значит, что все
произносимое, а равно написанное вами:
будь то внутренние записки или любые
письма, отправляемые за пределы фирмы
кому бы то ни было, должны быть изложены
хорошим языком, а все имена собственные
должны быть переданы без ошибок. Следите
за тем, чтобы никогда не употреблять бранных
слов: может случиться, что разговор, на
ваш взгляд, совершенно приватный, на горе
вам невольно услышит человек, от мнения
которого зависит вся ваша карьера. Если
по каким-либо причинам вы повторяете
скверные слова, употребленные третьим
лицом, — в качестве цитаты или при разборе
какой-то ситуации, — не произносите самого
бранного слова. Существуют способы указать,
что в тексте опущено бранное слово, например,
произносится термин ''эксплетив''.
Резюме
1. Профессия oменеджер по персоналуo возникла в процессе формирования системы кадрового менеджмента в XX в. Логика этого процесса определяется двумя факторами:
· последовательной трансформацией традиционной системы кадровой работы, осуществляемой линейными руководителями различного уровня, в систему управления персонала с четко выраженной штабной функцией, а затем — в интегрированную систему стратегического управления человеческими ресурсами. Для каждой из этих фаз трансформации характерны своя модель кадрового менеджмента и специфическая роль менеджера по персоналу: 1) попечитель, 2) специалист по трудовым контрактам, 3) архитектор кадрового потенциала;
· эволюцией форм (совместно-последовательной,
совместно- взаимодействующей и совместно-индивидуальной)
организации совместной деятельности
и генезисом на их основе совместно-творческой
деятельности, которая предполагает реализацию
четырех императивов (принципы индивидуального,
социального, культурного и морального
творчества) в кадровой политике корпораций
на исходе XX в.:
1) организационной интеграции (высшее
руководство и линейные руководители
принимают разработанную и хорошо скоординированную
стратегию управления человеческими ресурсами
и реализуют ее в своей оперативной деятельности,
тесно взаимодействуя со штабными структурами);
2) высокого уровня ответственности всех
работников корпораций, который подразумевает
как идентификацию с базовыми ценностями,
так и настойчивую, инициативную реализацию
стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
3) функциональной (вариабельность функциональных
задач, предполагающая отказ от традиционного,
жесткого разграничения между различными
видами работ, а также широкое использование
разнообразных форм трудовых контрактов)
и структурной (адаптация к непрерывным
организационных изменениям, социальным
и культурным нововведениям) гибкость
организационно-кадрового потенциала;
4) высокого качества работы и ее результатов,
условий труда (рабочая обстановка, содержательность
работы, удовлетворенность трудом), а также
самой рабочей силы.
2. Указанные целевые установки можно рассматривать
как конкретизацию императивов совместно-творческой
деятельности в практике современного
кадрового менеджмента. Генезис совместно-творческой
деятельности сопровождался последовательной
трансформацией организационных культур
(бюрократической, органической и предпринимательской),
на основе которых возникает партиципативная
организационнная культура, находящая
воплощение в корпорациях принципиально
нового типа: ''организации без границ'',
''глобальные корпорации'', ''научающиеся
организации''.
3. В ходе этой
сложной трансформации в зависимости
от того, какой тип организационной культуры
доминировал в корпорации, в кадровом
менеджменте возникли четыре парадигмы
управления персоналом:
· ''научная организация труда'' — бюрократическая культура;
· ''человеческие отношения'' — органическая культура;
· ''контрактация индивидуальной ответственности'' — предпринимательская культура;
· ''командный менеджмент''
— партиципативная культура.
4. Этическое регулирование
деятельности работников кадровых служб,
как и всякая другая профессиональная
этика, возникает тогда, когда представители
данной профессии сталкиваются с проблемами,
которые невозможно разрешить никакими
другими средствами, кроме средств морали:
осознание противоречия между должным
и сущим, свободный моральный выбор, императивные
ценностные формы — идеалы, принципы и
нормы.
5. Для рационального
построения кадрового менеджмента и взаимоотношений
в организации менеджер по персоналу должен
уметь разрешать этические дилеммы и выбирать
наиболее эффективные и в то же время морально
безупречные способы поведения. Для этого
необходимо знать основные правила поведения
в ситуации морального выбора, а также
разбираться в тонкостях конкретных правил
поведения в типичных производственных
ситуациях.