Организация управления командой проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение организации управления командой проекта. Для этого необходимо решить следующие задачи:
-Описать теоретически организацию управления командой проекта;
- Предложить мероприятия по совершенствованию организация управления командой проекта.

Содержание работы

Введение................................................................................................................2
Глава 1.Формирование и развитие команды.....................................................4
1.1 Основные понятия. ........................................................................................4
1.2 Основные характеристики команды проекта..............................................5
1.3 Принципы формирования команды.............................................................6
1.4 Организационные аспекты формирования команды.................................7
1.5 Методы формирования команды проекта...................................................9
Глава 2. Организация эффективной деятельности команды проекта............11
2.1 Управление командой проекта и типы совместной деятельности...........11
2.2 Организация работы команды проекта...……………………………….....14
2.3 Ролевые функции в команде…………………………………………….....16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Управление проектами.docx

— 133.02 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение................................................................................................................2

Глава 1.Формирование и развитие команды.....................................................4

1.1 Основные понятия. ........................................................................................4

1.2 Основные характеристики  команды проекта..............................................5

1.3 Принципы формирования команды.............................................................6

1.4 Организационные аспекты формирования команды.................................7

1.5 Методы формирования  команды проекта...................................................9  

Глава 2. Организация эффективной деятельности команды проекта............11 
2.1 Управление командой проекта и типы совместной деятельности...........11

2.2 Организация работы  команды проекта...……………………………….....14

2.3 Ролевые функции в  команде…………………………………………….....16

 

Заключение……………………………………………………………………...18

 

Список используемой литературы…………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

Для успешной реализации проекта огромное значение имеет эффективная команда  проекта. От профессиональных, организационных  и личностных качеств каждого  участника команды, а в первую очередь от менеджера проекта, зависит  результат управления проектом. Команда  проекта является специфической  организационной структурой, которая  формируется на время жизненного цикла проекта. Подсистема управления командой проекта включает организационное  планирование, кадровое обеспечение  проекта, создание команды проекта. Менеджер проекта осуществляет функции  контроля и мотивации участников команды для эффективного хода работ  и завершения проекта. Для этого  используются различные стили руководства, методы мотивации, административные методы, действия по повышению квалификации на всех этапах жизненного цикла проекта.[1]      

Актуальность  данной темы состоит в том, что  управление человеческими ресурсами  представляет собой важную и необходимую  составляющую в управлении проектом, от которой зависит эффективность  достижения целей проекта, а также  получение запланированного конечного  результата. В зависимости от того, как грамотно и эффективно будет  сформирована команда проекта, так  и будет реализован проект в будущем.     

В общем случае человеческие ресурсы  проекта - это совокупность профессиональных, деловых, личностных качеств участников проекта и членов его команды  и их возможностей (влияния, "веса", связей и т. п.), которые могут быть использованы при осуществлении  проекта.      

Чтобы обеспечить запланированную эффективность  организации управления командой проекта, большое внимание в рамках проекта  должно уделяться подготовке кадров. Для подготовки кадров предприятия должно предусматривать следующие виды обучения: переподготовка рабочих на другую профессию, повышение квалификации рабочих, повышение квалификации руководящих работников и специалистов. Концепции и программы обучения должны формироваться в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия.     

При формировании команды следует учитывать  ряд трудностей. Одна из них –  это высокие требования к психологической  готовности участников. Командная работа предполагает наличие общей и  профессиональной культуры, хороших  деловых взаимоотношений, желания  работать как единое целое, готовности всесторонне обсуждать работу, анализировать  совместные действия. Это требует  наличия коллективного самосознания, открытости, зрелости. Правильный отбор  членов команды, поиск удовлетворяющих  всех способов совместной деятельности, создание такой обстановки в команде, чтобы каждый член, зная общую цель, мог увязать с ней свои личные установки – это задача для проект-менеджера и фактор успеха проекта.     

Целью данного реферата является изучение организации управления командой проекта. Для этого необходимо решить следующие задачи:

-Описать теоретически организацию  управления командой проекта;

- Предложить мероприятия по совершенствованию организация управления командой проекта;  

Предметом исследования является сам процесс организации управления командой проекта.     

Команда – это не просто группа людей. Это  группа, действующая сообща с целью  достижения результатов, к которым  стремится каждый человек из группы. Потенциал команды гораздо выше потенциала групповых или индивидуальных усилий. Благодаря этому потенциалу самый заурядный проект, находящийся  на грани краха, может дать блестящие  результаты. 

Информационной базой необходимой  для анализа, выступает учебная, монографическая, справочная литература, а так же интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование и развитие команды.

1.1 Основные понятия.

 

В зависимости от специфики, размера и типа проекта в его  реализации могут принимать участие  от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций и отдельных  специалистов. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте  и мера ответственности за его  реализацию. Специалистов и организации, в зависимости от выполняемых  ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории):

  1. Участники проекта - заказчики, инвесторы, проектировщики, поставщики ресурсов, подрядчики, консультанты, лицензиары. 
    Следует отметить, что участники проекта — категория более широкая, чем команда проекта. 
     
         2)Команда проекта - одно из главных понятий управления проектами [9, 12—14]. Это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его (проекта) структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла. Эта группа создается на период реализации проекта и после его завершения распускается. 
     
         3) Лидеры групп — это руководители, координаторы усилий всех членов группы;

   

    4)Члены группы — непосредственные исполнители, которые имеют возможность сосредоточиваться на конкретной работе. При необходимости некоторые роли членов команды могут совмещаться. 

 Суть команды — в общем для всех ее членов обязательстве, определяемом наличием некоего назначения, в которое верят все члены команды: ее миссии, которая для проекта заключается в его эффективной его реализации. 

Команда — это самостоятельный  субъект деятельности, который может  быть рассмотрен с точки зрения свойств, процессов, параметров, характерных  для социальной группы.[3; стр. 344]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные характеристики команды проекта.

 

Основными характеристиками команды являются:  
 
а) Состав;

б) Структура;

в) Групповые процессы.

 
Состав — совокупность характеристик членов команды, важных для анализа ее как единого целого. Например, численность, возрастной, половой состав и т. д. 
 
Структура рассматривается с точки зрения функций, выполняемых отдельными членами команды, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций. 
 
К групповым процессам относятся такие показатели динамики, как процесс развития, сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.[3] 
 
Совокупность показателей, определяющих положение человека в команде, включает: 

а) Систему групповых ожиданий;

б) Систему статусов и ролей членов группы.

 
По отношению к каждому члену  у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее групповым нормам и правилам, поощряется, несоответствующее наказывается. 

 

Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимосвязей, складывающихся в группе. Каждый человек занимает определенное положение в группе: по вертикали — руководство и подчинение, по горизонтали — сотрудничество. Это отражается на статусе каждого члена. Статус реализуется через систему ролей, то есть функций, выполняемых человеком в соответствии с его положением в группе.[3; стр. 346]

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы формирования команды.

 

Рассмотрим основные факторы, определяющие принципы формирования команды  проекта. 
 
1. Специфика проекта. Команда проекта организуется для его реализации, поэтому такая характеристика, как специфика проекта — одна из главных в образовании команды. Специфика проекта определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки, этапы, виды работ по проекту. Очевидно, что состав команды для реализации строительного проекта должен включать проектировщиков, строителей, снабженцев и т. д., а в состав команды научного проекта должны входить научные работники, эксперты, специалисты в областях соответствующих знаний и т. п. 
 
2. Организационно-культурная среда. Организационно-культурная среда команды проекта делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя окружение проекта во всех аспектах. Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики, как принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; способы распределения власти; сплоченность и связанность членов команды; характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация ролевого распределения.

3. Особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды. Эти характеристики основываются на понятии «тип лидера», которое понимается как характерные особенности, определяющие всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.

Управление командой проекта  связано с необходимостью создания рациональной структуры, обеспечения  высокой степени профессионализма сотрудников, сложностью достижения оптимального соотношения внешнего контроля и  независимости команды. Менеджер проекта  должен быть гибким, уверенным в  себе и в своих сотрудниках. Влияние  в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности.[3; стр.347]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Организационные аспекты формирования команды.

 

При реализации проекта специфика  управления командой заключается в  том, что она, как правило, не является традиционной самостоятельной организацией. В данном разделе рассматриваются организационные аспекты в контексте принципов формирования команды проекта. 
 
Соответствующая организационная форма должна быть индивидуально подобрана под конкретный проект. При формировании команды могут возникнуть два варианта: 
 
1. Проект реализуется в рамках предприятия (организации) — например, в случае реструктуризации предприятия, расширения или диверсификации его деятельности и пр. При этом имеются три возможности: 
 
а) Работа над проектом как дополнительная задача в рамках повседневной деятельности. Это означает включение управления проектом в обычный ритм работы. Руководство организации определяет ответственного руководителя проекта, который в рамках организационной схемы одновременно выполняет и свои обычные обязанности, и при этом дополнительно руководит проектной командой и имеет профессиональный доступ к значимым сотрудникам (вне зависимости от границ отделов). Он также планирует ресурсы и координирует всю деятельность по проекту. 
 
б) Классическая организация проекта (отдельная оргструктура в рамках оргструктуры предприятия). В такой модели, которая выбирается при комплексных и объемных задачах, особенно сильно подчеркнуто значение работы над проектом в организационной структуре предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет перед иерархическими и дисциплинарными отношениями подчинения классической структуры подразделений предприятия. Проект находится под патронажем непосредственно руководства предприятия (руководитель проекта, а отчасти и отдельные члены команды проекта) полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности. 
 
в) Смешанные формы — назначается освобожденный от иных видов деятельности опытный менеджер проекта и, в зависимости от проекта, привлекаются специализированные сотрудники, которые, однако, одновременно занимаются своей обычной деятельностью. При этом вся ответственность лежит на менеджере проекта, который полностью может сконцентрироваться на реализации проекта и имеет больше свободы при назначении сотрудников последнего. 
 
На практике и, прежде всего, на средних предприятиях преобладают подчас смешанные формы. 
 
2. Проект реализуется вне рамок одного (предприятия) организации, т. е. команда формируется преимущественно из представителей различных организаций. 
 
Как правило, проекты реализуются далеко не всегда в рамках отдельного предприятия. Это относится, например, к новым строительным проектам, крупным проектам развития территорий и прочим. В таких случаях под конкретный проект создаются специфические структурные образования, как правило, являющиеся адаптивными организационными структурами.[3; стр. 347]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Методы формирования команды проекта.

 

Различают четыре основных подхода к формированию команды: 

1) Целеполагающий (основанный на целях);

2) Межличностный;

3) Ролевой;

4) Проблемно-ориентированный.

 
Целеполагающий подход (основанный на целях) позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации общих групповых целей реализации проекта. 
 
Межличностный подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений в команде и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций. 
 
Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей. 
 
Проблемно-ориентированный подход (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели. Подход включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи. 
 
Главная цель формирования команды — самостоятельное управление и преодоление своих проблем. Этот процесс может не реализовываться сразу же, а в течение длительного времени. Нередко команде препятствует эффективно работать само руководство или менеджер. 
 
В ходе совместной работы определяются самые важные (актуальные) командные проблемы, и группа может достичь нового равновесного состояния, которое устанавливает более высокий уровень личного участия и общекомандного климата. 
 

 

 

В активной стадии процесса формирования команды выделяются четыре основные цели: 
1) Изменение набора целей или приоритетов;

2) Анализ и распределение способа работы;

3) Анализ норм, способа принятия решений, коммуникаций;

4) Определение взаимосвязей между людьми, выполняющими работу.

 
Целесообразное формирование команды  влияет на эффективность всей последующей  ее деятельности: 
- Руководство и качество принятия решений улучшаются;

- Изменяется командная организационная культура (обычно в сторону большей открытости);

- Появляются последовательность в отстаивании: своей позиции и разумная кооперация среди всех членов команды.[3; стр. 349] 

Информация о работе Организация управления командой проекта