Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных фондов предприятия и нахождение путей улучшения их использования. В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы сущности, состава и структуры основных производственных фондов предприятия;
- проанализировать деятельность ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика», рассчитать основные экономические показатели фирмы;
- предложить мероприятия по совершенствованию эффективности работы фабрики, в том числе повышению показателей использования основных средств.
Объектом исследования данной курсовой работы является открытое акционерное общество «Кондитерско-макаронная фабрика», которое располагается по адресу г. Калуга, ул. Суворова, 77. Основным видом деятельности предприятия является выпуск мучнистых кондитерских изделий - пряников, печенья, вафель.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы сущности, состава и структуры
основных фондов предприятия………………………………………………….4
1.1 Понятие, сущность, классификация основных фондов…………………….4
1.2 Износ и амортизация основных фондов …………………….…………….11
1.3 Показатели оценки эффективности использования
основных фондов…………………………...………………………...………….15
2. Анализ ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика"…………………………20
2.1 Организационно-экономическая характеристика фирмы ………………..20
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности
ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика"……………………………….…….22
2.3. Мероприятия по совершенствованию
управления основными фондами ОАО «КМФ»……………………………….27
Заключение……………………..…………………………………….………… 32
Список литературы……………………………………………………………...
Коэффициент обновления — это удельный вес новых средств труда, поступивших за определенный период, в общем их количестве.
Коэффициент выбытия — это отношение стоимости выбывших за отчетный период основных производственных фондов к стоимости всех основных производственных фондов на начало отчетного периода.
Использование основных фондов предполагает постоянное поддержание их в нормальном для эксплуатации состоянии, для чего производится частичное обновление основных фондов, т.е. проведение капитального и (или) текущего ремонтов.
Результатом лучшего использования основных фондов является увеличение объемов производства. Для оценки эффективности использования основных средств используется система показателей, которая включает в себя общие и частные показатели. Общие показатели характеризуют эффективность использования всей совокупности основных средств. При этом используется их стоимостная оценка.
1. Показатель фондоотдачи основных средств (фондов):
годовой объем произведенной продукции, руб.
Фотд = средняя стоимость основных фондов,
руб.
Фондоотдача показывает количество продукции (в стоимостном измерении), которое можно получить с одного рубля основных фондов.
Рис. 3. Факторы роста фондоотдачи.
2. Фондоемкость есть обратная величина фондоотдачи. Фирмы заинтересованы в росте показателя фондоотдачи и снижении фондоемкости продукции.
3. Показатель фондовооруженности характеризует, сколько основных фондов приходится на одного человека. Он рассчитывается отношением среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников. Уровень фондовооруженности сам по себе не характеризует экономическую эффективность использования основных фондов. Чтобы показать не только то, чем располагает предприятие, но и как оно использует имеющиеся средства, надо величину изменения фондовооруженности приводить вместе с уровнем производительности труда или фондоотдачи. Между фондовооруженностью труда, его производительностью и фондоотдачей складывается следующая зависимость:
Фондоотдача = Производительность труда/Фондовооруженность
Для анализа работы предприятия также будут использоваться показатели рентабельности. Рентабельность полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
1.Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли получено на 1 рубль реализованной продукции (долю прибыли в выручке от продаж). Рассчитывается по формуле:
Рентабельность продаж = прибыль/выручка от продаж х 100% (8)
2.Рентабельность продукции (издержек) показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль затрат. Рассчитывается по формуле:
Рентабельность затрат = прибыль/себестоимость х 100%
3.Рентабельность производства показывает, эффективность производства. Рассчитывается по формуле:
Рентабельность производства = прибыль/(среднегодовая стоимость основных средств+среднегодовая стоимость оборотных средств) х 100% (10)
ОАО «Кондитерская макаронная фабрика» находится по адресу: Россия, 248030 г.Калуга ул. Суворова,77, г.Калуга ул. Московская,54. Почтовый адрес общества: Россия, 248030 г. Калуга ул. Суворова,77. Сокращенное наименование ОАО «КМФ».
В XIX в. Калуга входила в число основных центров пряничного производства. ОАО «КМФ» - старейшее предприятие региона. За свою историю она прошла путь от купеческого производства по изготовлению макарон и пряников до оснащенного современным оборудованием предприятия, носящего звание Лидера российской экономики. Истоки предприятия – в начале XIX в.; это частное производство купца Ларионова, изготовляющее карамель и пряности. Предприятие специализируется на выпуске мучнистых кондитерских изделий - пряники, печенья сахарные, овсяное, вафли, изделия, глазированные шоколадной глазурью.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество и доходы предприятия формируются за счет финансово-хозяйственной деятельности. Данное предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банке, печать со своим наименованием и штампы.
Организационно-правовой
формой предпринимательской
Органами управления общества являются: общее собрание акционеров; совет директоров; генеральный директор; ликвидационная комиссия. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизор. Организационная структура управления ОАО «КМФ» является функциональной. Каждое подразделение аппарата управления специализируется на выполнении определенных функций и отдает распоряжения нижестоящим уровням управления в рамках своих полномочий.
Рис 4. Структура органов управления ОАО «КМФ».
Основными потребителями продукции ОАО «КМФ» ключевые оптовые клиенты ООО «Дион» (школьное питание), ООО «Бэст-прайс» (республиканская сеть магазинов Fix-price), ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), Министерство обороны. Для нужд последнего контрагентами выступают 2654 Военный склад, ФБУ «Управление Дальневосточного военного округа», ФГУ «Управление Северного флота», ФГУ «Управление Приволжско-Уральского военного округа», которые приобретают печенье сахарное различного вида.
2.2. Показатели движения основных фондов, износа и амортизации.
Источниками данных для анализа использования основных фондов являются: Устав, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, размещенные на сайте http://kmf.kaluga.net/.
Динамика основных экономических показателей деятельности ОАО «КМФ» представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Показатель |
№ |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменения показателя в 2011 в % к | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 | ||
Выручка, тыс.руб. |
1 |
88 045 |
88 467 |
122 119 |
+38,7 |
+38,0 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
2 |
78 933 |
80 909 |
102 591 |
+30,0 |
+26,8 |
Валовая прибыль (убыток), тыс.руб. |
3 |
9 112 |
7 558 |
19 528 |
+114,3 |
+158,4 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
4 |
3 261 |
-563 |
5 668 |
+73,8 |
----- |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб. |
5 |
1 795 |
-44 |
6 186 |
+244,6 |
----- |
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. |
6 |
1 275 |
-413 |
4 825 |
+278,4 |
----- |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. |
7 |
15 585 |
13 716 |
12 073 |
-22,5 |
-12,0 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
8 |
25 490 |
24 277 |
37 556 |
+47,4 |
+54,7 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
9 |
134 |
125 |
126 |
-6,0 |
+0,8 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
10 |
13 882 |
15 411 |
18 411 |
+32,6 |
+19,5 |
Фондоотдача, руб. |
11 |
5,06 |
5,9 |
8,5 |
+40,5 |
+30,6 |
Фондоемкость, руб. |
12 |
0,198 |
0,169 |
0,118 |
-66,1 |
-43,2 |
Фондовооруженность 1 работника, тыс.руб. |
13 |
116,3 |
109,7 |
95,8 |
-21,4 |
-14,5 |
Производительность труда, тыс.руб. на 1 работника |
14 |
588 |
647 |
814 |
+27,8 |
+20,5 |
Рентабельность, руб. на 1 руб. |
15 |
0,21 |
-0,04 |
0,47 |
+55,3 |
----- |
Рентабельность продаж, в % |
16 |
3,7 |
-0,63 |
4,6 |
+19,6 |
----- |
Рентабельность продукции, в % |
17 |
4,1 |
-0,69 |
5,5 |
+25,5 |
----- |
Рентабельность производства, в % |
18 |
7,9 |
-1,4 |
12,5 |
+36,8 |
----- |
Из-за недостатка средств и ограниченности производственных площадей на предприятии не достает более производительного и позволяющего выпускать более качественную продукцию оборудования. Тем не менее, введена в эксплуатацию упаковочная машина для упаковки печенья в красочную пленку. В 2009 году введено основных средств на 2102 тыс.руб., в том числе оборудования – 1721 тыс. руб. (упаковочная машина для упаковки печенья на ребро в красочную пленку), транспортных средств – 381 тыс. руб., коэффициент обновления составил 4,3 %. Степень износа основных средств – 68,1 %. В 2010 году стоимость основных средств увеличилась на 1102 тыс. руб., введено в эксплуатацию оборудование. Коэффициент обновления составил 2,2% при степени износа 72,6 %. В 2011 году введено дополнительное оборудование на 173 тысячи рублей. Коэффициент обновления 0,3 % при степени износа 75,6 %. Эти показатели говорят об отсутствии серьезного наращивания фондов предприятия с целью увеличения объема производства и соответственно увеличению прибыли.
Рис. 5. Динамика экономических показателей ОАО «КМФ».
Из таблицы 3 и диаграммы (рис. 5) видно, что наблюдается ежегодный рост себестоимости, при этом темп роста себестоимости не превысил темпа роста выручки, что свидетельствует об эффективной ценовой политике.
Чтобы оценить эффективность использования основных фондов фабрики, необходимо рассчитать показатель фондоотдачи основных средств (табл. 4). Фондоотдача показывает количество продукции (в стоимостном измерении), которое можно получить с одного рубля основных фондов.
Таблица 4
Фондоотдача | ||
год |
расчеты |
результат |
2009 |
78933:15585= |
5,06 |
2010 |
80909:13716= |
5,9 |
2011 |
102591:12073= |
8,5 |
Для расчета фондоемкости получаем обратную фондоотдаче величину, соответственно 1:5,06, 1:5,9 и 1: 8,5. Рассчитаем фондовооруженность и производительность труда (табл.5).
Таблица 5
Фондовооруженность |
Производительность труда | |||
год |
расчеты |
результат |
расчеты |
результат |
2009 |
15585:134= |
116,3 |
5,06х116,3= |
588 |
2010 |
13716:125= |
109,7 |
5,9х109,7= |
647 |
2011 |
12073:126= |
95,8 |
8,5х95,8= |
814 |
В 2009 году практически не изменилась доля реализации продукции в калужском регионе, значительно уменьшилась за пределами области (не считая поставок силовым структурам). В связи с ростом курса доллара значительно увеличились цены на импортное сырье – маргарин, какао, изюм, курага, подорожали сахарный песок и яйцо.
В то же время в 2009 году освоен выпуск пряников с 3-месячным сроком годности, внедрена в производство выработка вафель для школьного питания расфасовкой по 20 грамм со строго оговоренным содержанием сахара и жира. Значительно возросли поставки продукции для Министерства обороны. Это удалось благодаря снижению себестоимости выпускаемой продукции и повышению производительности труда (удалось достигнуть выработки 50-700 кг фасованной продукции на 1 человека в смену). Однако в связи со снижением показателя фондовооруженности, отражающего замещение живого труда техникой, представляется, что на фабрике есть потенциал для автоматизации производства.
Увеличение показателя производительности наряду со снижением показателя фондовооруженности говорит о достаточно эффективном использовании имеющихся основных фондов. Об этом свидетельствует и возросший показатель фондоотдачи.
В 2010 году на предприятии началась работа по освоению новой продукции – конфет. Кроме того, начаты разработки продукции, обогащенной витаминами, джемом из ламинарии, гемоглобином. Коммерческому директору поставлена задача увеличить присутствие продукции предприятия в сетях «Тандер», «Дикси», «Метро».
В 2011 году предприятие несколько месяцев в году не могло в полной мере удовлетворить спрос на пряники и вафли. Значительно выросли как в натуральном, так и в денежном выражении продажи продукции через ключевых клиентов, рост составил 150 %.
Рис.6. Динамика фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда ОАО «КМФ».
Рассчитаем рентабельность использования основных средств (сумму прибыли на 1 руб. основных средств):
за 2009 год 3261:15585=0,21 руб. на 1 рубль;
за 2010 год -563:13716=-0,04 руб. на 1 рубль;
за 2011 год 5668:12073=0,47 руб. на 1 рубль.
Рассчитаем рентабельность продукции:
в 2009 году 3261:78933х100%=3,7%;
в 2010 году -563:80909х100%=-0,63%;
в 2011 году 5668:122119х100%=4,6%.
Рассчитаем рентабельность продаж:
в 2009 году 3261:88045х100%=3,7%;
в 2010 году -563:88467х100%= -0,69%;
в 2011 году 5668:122119х100%=4,6%.
Рассчитаем рентабельность производства:
за 2009 год 3261:(15585+25490)х100%=7,9%;
Информация о работе Основные фонды предприятия и пути улучшения их использования