Основные и вспомогательные бизнес-процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 19:34, доклад

Описание работы

Бизнес-процесс (процесс) — это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе.

Файлы: 1 файл

основные и вспомогательные процессы.docx

— 135.06 Кб (Скачать файл)

 

Классификация бизнес –  процессов. 
 
 
Существуют некоторые общие правила выделения процессов в организации. По характеру деятельности и отношению к создаваемому продукту, процессы организации могут быть разделены на четыре основных типа охватывающих: основные бизнес – процессы; вспомогательные бизнес – процессы; бизнес – процессы управления; бизнес – процессы развития. 
 
Характерные признаки этих категорий процессов приведены в таблице 5.2. 
 
 
Таблица 5.2. Классификация процессов предприятия. 

 
Типы процессов

 
Характерные признаки

 
Клиенты

 
Основные про-цессы. Процессы основной деятель-ности.

 
1. Назначение процессов – создание  основных продуктов. 
 
2. Результат – основной продукт или полуфабрикат для его изготовления. 
 
3. Процессы лежат на пути создания основных продуктов. 
 
4. Процессы добавляют продукту ценность для потребителя.

 
1. Внешние клиенты. 
 
2. Конечные потребители. 
 
3. Внутренние клиенты – другие процессы организации.

 
Вспомогательные процессы.

 
1. Назначение процессов – обеспечение  деятельности основных процессов. 
 
2. Результат – ресурсы для основных процессов. 
 
3. Деятельность процессов не касается основных продук-тов. 
 
4. Процессы добавляют продукту стоимость.

 
1. Внутренние клиенты – другие  процессы организации.

 
Процессы управления организацией.

 
1. Назначение процесса – управление  деятельностью всей организации. 
 
2. Результат – деятельность всей организации.

 
1. Собственники (инвесторы). 
 
2. Потребители (клиенты). 
 
3. Персонал (сотрудники). 
 
4. Поставщики и субподрядчики. 
 
5. Общество (внешняя среда).


  1.  
     
    Г  
    рафическое отображение классификации процессов изображено на рис. 5.8. 
     
     
    Рис. 5.8. Процессы в организации. 
     
     
    ^ 5.5.1. Основные бизнес – процессы организации. 
     
     
    К основным процессам организации относят процессы производства, сбыта и снабжения. Характерным признаком основных процессов является добавление ценности продукции для потребителя и обеспечение получения дохода предприятия. 
     
    На рис. 5.9 приведён пример перечня основных процессов на предприятии на основе схемы жизненного цикла продукции, изложенного в стандарте ISO 9004 – 1:1994. 
     
    Для конкретного предприятия отдельные этапы (процессы) могут отсутствовать или объединятся друг с другом. Например, для некоторых предприятий процесс утилизации и переработки в конце срока службы не актуален, но может быть актуальным «процесс утилизации и переработки отходов производства».  
     
     
     
     
     
    Рис. 5.9. Пример перечня основных процессов на основе схемы жизненного цикла продукции по ISO 9004 – 1:1994. 
     
     
    Для предприятий атомной энергетики «процесс утилизации и переработки в конце срока службы» является одним из важнейших и дорогостоящих. Как правило, число основных процессов не более 10.  
     
     
    ^ 5.5.2. Вспомогательные бизнес – процессы организации. 
     
     
    Вспомогательные процессы не добавляют ценности продукции и являются затратными по своей сути. К таким процессам обычно относятся: 
     
    - подготовка кадров; 
    - сервисное обслуживание оборудования; 
    - обеспечение связью, IT – обеспечение; 
    - административно – хозяйственное обеспечение; 
    - финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации; 
    - обеспечение безопасности, другие процессы.

 

Этот перечень процессов не является исчерпывающим или обязательным. Конкретное предприятие само решает, какие процессы следует выделять для его нормального функционирования и само же отвечает за последствия принятых решений. 
 
^ Критерием выделения вспомогательного процесса является, например, использование результатов этого процесса многими функциональными подразделениями и процессами. Так выходом процесса управления персоналом являются квалифицированные кадры, соответствующие должностным инструкциям каждого отдельного подразделения. 
 
Несмотря на то, что в разные подразделения требуются различные специалисты, процесс подбора и тестирования кадров неизменно должен присутствовать. 
 
Выходом вспомогательного процесса ремонта оборудования является исправно функционирующее оборудование основного процесса производства. 
 
Деление на основные и вспомогательные процессы не является разделением на главные и второстепенные. Вспомогательные процессы также важны, как и основные. Вспомогательные процессы, как и основные процессы, имеют своих внешних поставщиков, для них закупаются материалы. Они расходуют ресурсы предприятия, как и основные процессы. 
 
На практике, при анализе деятельности промышленного предприятия выделяют 3-10 основных и 10-20 вспомогательных бизнес – процессов. 
 
Деление на основные и вспомогательные процессы условно в достаточной степени. 
 
Например, процесс доставки товара в магазин и его предпродажной подготовки может рассматриваться в качестве основного, добавляющего ценность для клиента процесса. 
 
Процесс же доставки сотрудников ведомственным транспортом до места работы может рассматриваться как вспомогательный процесс.


Информация о работе Основные и вспомогательные бизнес-процессы