Основные социальные преобразования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

В последние время в стране наметились важнейшие перемены: политическая стабильность сопровождается ростом производства, стало больше уделяться внимания социальной сфере. Это означает, что в стране имеются возможности выхода из затянувшегося кризиса, поставившего экономику на грань катастрофы, перехода от стабилизации к росту, а затем и к возрождению России, которая должна занять соответствующее ей место в мировой экономике. В отечественной истории были примеры, когда радикальные реформы, в относительно короткое время, приводили к экономическому росту, являли миру силу и мощь России (реформы Александра Ш, Витте, Столыпина, новая экономическая политика (НЭП) и т. д.).

Содержание работы

Введение
1. Массовая поддержка социально-экономических преобразований в России – главное условие их успеха
1.1 Необходимость социально-экономических преобразований в России
1.2 Необходимость социальной ориентации экономического развития
2. Основные экономические преобразования в России
2.1 Становление российского среднего класса
2.2 Научно-технический потенциал России
3. Основные социальные преобразования в России
3.1 Возрождение образования и здравоохранения – процесс восстановления национального достояния
3.2 Проблемы занятости населения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечение основных гарантий; разработка и соблюдение единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с учетом мировых стандартов);

- формирование правовой базы, обеспечивающей доступность населения к социальным благам;

- разработка концепции целевых программ.

Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга.

Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.

Невнимание государства к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация государственного финансирования. Для этого потребуется:

- признать государственное финансирование  основным источником подъема данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их финансирование,

- обеспечить постепенный переход  образования и здравоохранения  на нормативное финансирование, что потребует не только раз  работки соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовому состоянию,

- создать правовые и организационные  условия для эффективной реализации многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц,

- совместить во времени процессы  перемещения социальных функций  в регионы и их финансовое обеспечение;

- ввести систему административной и финансовой ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов;

- чётко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;

- поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах;

- отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей финансирования здравоохранения в нормативных документах;

- ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.

Возрождение образования и здравоохранения - это процесс восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ.

 

3.2 Проблемы занятости  населения

 

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом.

В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-х прошлого века годов, можно назвать:

- абсолютное сокращение численности  занятых в стране, сменившее устойчивую  тенденцию советского периода  к опережающему ее росту по  сравнению с численностью трудоспособного населения,

- активное перераспределение занятых  между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации отраслевой  занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.

- глубокое изменение структуры  занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении);

- возникновение рынков детского  труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);

- легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу;

- трансформацию скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу;

- усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы;

- трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;

- активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике

Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда

В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования, что привело к:

- сохранению практики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной работе;

- сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;

- усилению уравниловки в оплате  труда и пенсионном обеспечении, углубившему разрыв между трудовым  вкладом работника и размером  получаемой заработной платы;

- «размытости» фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их деятельности, и т. п.

Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен.

Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению.

 

Заключение

 

В настоящее время глубокие социально-экономические трансформации происходят во всем мире, и Россия не является исключением. Трудности, с которыми столкнулись российские реформы, видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей.

Они имеют более глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера. Исследования глобальных изменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоления узко экономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальной процессы и требования поддержки широких слоев населения.

В центре социально-экономических, правовых и институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятся изменения в самом человеке – основном носителе новых потребностей и инноваций.

Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и новой организацией их использования во всех сферах жизни общества.

В этих условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется способностью их экономик адаптироваться к эффективным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, а не темпами роста производства.

Расширение социальной базы реформ в России должно проводиться, прежде всего, за счет становления среднего класса и роста вложений в человека (наука, образование, здравоохранение, культура). Это позволит расширить и укрепить основную опору реформ – средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.

Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными – это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги.

Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники).

Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение её эффективности. По оценкам специалистов, лишь около 63-66% суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.

 

 

Список использованных источников

 

1. Абалкин И. Экономическая безопасность  России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. – 2005. – № 12. – С. 19-25.

2. Архипов А., Городецкий М., Михайлов  Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. – № 10. – С. 36-44.

3. Базылев Н.И, Гурко С.П. Экономическая тория. – М.: Омега-Л, 1999. – 365 с.

4. Бельёв И.Ю. Последствия августовского кризиса 1998 года. // Вопросы экономики. – 1999. – № 8. – С. 19-23.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Талан, 2002. – 382 с.

6. Браунинг П.В. Современные экономические теории – буржуазные концепции. – М., 1987. – 183 с.

7. Булатов А.С. Экономическая теория. – М.: Прогресс, 1999. – 394 с.

8. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – М.: Прогресс, 1995. – 395 с.

9. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики Росиии и ее реструктуризация как гарантия социально-экономической безопасности. // Вопросы экономики. – 2005. – № 7 – С. 45-51.

10. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. – М.: Дело, 1996. – 216 с.

11. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 5-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2005. – 439 с.

12. Моисеев В.Е., Уланова О.И. Экономические реформы России: Учебно-методическое пособие. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 178 с.

13. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 1999. – 379 с.

14. Райзберг Э.И. Курс экономики: Учебник. – М.: Манускрипт, 2002. – 427 с.

15. Сажин М.С., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 429 с.

16. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности. – М.: Ротинтер, 2004. – 276 с.

17. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 370 с.

18. Тагашев С. От кризиса к  стабилизации и ее последующему  подъему. // Вопросы экономики. – 2005. – № 1. – С. 5-13.

19. Улюкаева А. Переход к политико-экономическим проблемам системной трансформации в России. – М.: Маршрут, 2003. – 327 с.

20. Чапурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – М.: Проспект, 2001. – 265 с.

21. Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров, 1995. – 283 с.

22. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 268 с.

23. Экономическая теория на пороге XXI века. Глобальная экономика: сущность, механизмы, перспектива, результатом которой явилась книга. / Под ред. Ю.М. Осипова и др. – М., 2003. – 261 с.


Информация о работе Основные социальные преобразования в России