Основы организации и управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:39, контрольная работа

Описание работы

Под типом производства понимается совокупность признаков, определяющих организационно-техническую характеристику производственного процесса, осуществляемого на одном или многих рабочих местах, в масштабе участка, цеха, предприятия. Тип производства во многом предопределяет формы специализации и методы организации производственных процессов.
В основу классификации типов производства положены следующие факторы: широта номенклатуры, объем выпуска, степень постоянства номенклатуры, характер загрузки рабочих мест и их специализация.

Содержание работы

1. Типы производства.
2. Производственный процесс и его структура.
3. Задача.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

экон. перераб. пром..doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

В рыночных условиях предприятие должно быть приспособлено к постоянному изменению номенклатуры выпускаемой продукции. Для этого характер производства должен быть универсальным, чтобы осуществить полный замкнутый цикл: от заготовительных операций до упаковки продукции. Расширение ассортимента продукции приводит к снижению серийности, а это вызывает увеличение затрат на производство по сравнению с затратами узко профилированных предприятий.

Массовое производство обладает определенной консервативностью к обновлению продукции. Это тормозит освоение новых продуктов и в конечном итоге сказывается на удовлетворении потребностей потребителей.

Изменение ассортимента выпускаемой продукции при изменении типа организации производства от единичного к серийному ориентировано на нужды массовых потребителей, требует внутренней перестройки структуры предприятия, технологического процесса, режима работы и пр. Повышение эффективности производства за счет изменения типа организации производства заключается в соответствии всех элементов производственной структуры предприятия и типа производства.

Тип организации производства формируется в зависимости от преобладания специализации цехов и производственных процессов. Например, на предприятиях единичного и мелкосерийного производства наиболее прогрессивными формами организации производства являются предметный и смешанный типы специализации, обеспечивающие замкнутый цикл изготовления однотипных деталей.

Характерной особенностью серийного и крупносерийного типа организации производства является технологическая специализация на основе выделения замкнутых крупных производственных подразделений. В массовом производстве существуют все виды специализации со своей спецификой. Характерная черта специализации массового производства -выделение предприятий по типу конечной сборки выпускаемой продукции.

Технологическая специализация не ограничивается выделением сборочных производств, в ряде случаев применяются подразделения по изготовлению узлов, агрегатов и т.д.

Существует прямая зависимость: чем меньше на предприятии ассортимент выпускаемых изделий, тем труднее освоить новые технологии и расширить номенклатуру изделий, а значит, затраты на подготовку производства по выпуску новых изделий будут более высокими. Поэтому в условиях адаптации предприятий к новым экономическим условиям изменение и совершенствование ассортимента продукции должно осуществляться в рамках имеющихся производственных мощностей, за счет гибкости производственной структуры и использования внутренних резервов ее совершенствования.

 

Производственный процесс и его структура

 

Конкурентоспособность рыночный экономика производственный

Производственный процесс представляет собой совокупность естественных (физических, химический и т.п.) и трудовых процессов, направленных на изготовление из исходных материалов готовой продукции.

Производственный процесс состоит из трудовых и автоматических процессов, а также естественных процессов, не требующих, как правило, затрат труда (например, время на охлаждение отливок, старение заготовок).

На машиностроительных предприятиях, выпускающих сложную продукцию, производственные процессы очень разнообразны. Чтобы их рационально организовать, необходимо классифицировать производственные процессы по наиболее важным признакам.

В зависимости от назначения выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы.

К основным относятся процессы, связанные с непосредственным превращением исходных предметов труда в готовую продукцию или полуфабрикат. В ходе таких процессов изменяются форма, размеры, состояние поверхности предметов труда. К основным процессам, в частности в машиностроении, относятся отливка, штамповка, ковка, механическая и термическая обработка, сборка узлов и изделия в целом.

К вспомогательным относятся процессы, обслуживающие основное производство: изготовление инструмента, транспортировка предметов труда, техническое и ремонтное оборудование, изготовление побочной продукции из отходов основного производства.

Вспомогательные процессы обеспечивают бесперебойное, эффективное протекание основной.

Производственный процесс расчленяется на составные стадии (операции, фазы), под которыми понимаются законченные технологические части производственного процесса. Это расщепление вызывается необходимостью изучения и анализа производственного процесса с целью его дальнейшего совершенствования.

Расчленение процесса производства продукции на стадии, фазы, операции определяется характером продукта, технологическими методами его производства, применяемыми орудиями труда, характером сырья и др.

Стадии, фазы как обособленные в технологическом отношении частичные процессы могут быть выделены обычно при производстве любого продукта. Они подразделяются на более мелкие частичные процессы-операции.

Операция - это часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими или протекающая под их наблюдением. Она характеризуется единством элементов производственно-трудового процесса и не прерывается выполнением других работ.

Операции, направленные непосредственно на изменение предмета труда (изменение формы, молекулярного состава, состояния, внешнего вида, размера, взаиморасположения частей), называются основными, или технологическими. К ним, например, относятся дробление, окисление, экстракция, полимеризация, смешение, формование изделий и др. Их совокупность представляет собой технологический процесс.

Кроме технологических операций технологический процесс может включать иногда технологические необходимые перерывы между операциями для осуществления естественных процессов (остывание, сушка, вызревание и др.), которые протекают обычно медленно. Таким образом, технологический процесс представляет собой совокупность процессов, в результате непосредственного осуществления которых происходят все необходимые изменения в предмете труда, т. е. достигается цель производственного процесса.

Кроме основных (технологических) операций и технологических перерывов процесс производства основной продукции включает ряд вспомогательных операций, назначение которых - способствовать выполнению основных операций (транспортировка, контроль, сортировка продукции и т. д.). Помимо этих элементов, частей в производственный процесс может входить и межоперационное пролеживание.

Совокупность всех трудовых процессов (основных и вспомогательных операций) представляет собой рабочий процесс.

Структура любого процесса производства обычно не остается постоянной, так как зависит от многочисленных изменяющихся факторов (технологических методов производства, применяемого оборудования, разделения труда, организации производства и др.).

Понятие и формы повышения конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность продукции является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике.

Целью деятельности предприятия является получение прибыли.

Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции, необходимой обществу. Как правило, на рынке действует несколько производителей одинаковой продукции, и предпочтение потребителей может быть отдано той или иной продукции.

Следовательно, чтобы быть реализованной, продукция должна выгодно отличаться от аналогичных видов продукции, то есть конкурировать с ними. Это является главным условием продажи любой продукции.

Под конкурентоспособностью продукции понимается возможность их успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент, то есть их способность выдерживать конкуренцию.

Для этого продукция должна удовлетворять конкретную потребность покупателя и быть доступной по цене.

Конкурентоспособность продукции - комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение потребителем на рынке в сравнении с аналогичными товарами конкурентов.

Под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает её отличие от изделия-конкурента, как по степени соответствия общественным потребностям (требованиям рынка), так и по затратам на её удовлетворение.

Для ее достижения предприятие должно организовать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все факторы, влияющие прежде всего на качество производимой продукции. Поэтому управление на предприятии ориентировочно на выявление, сокращение, устранение и предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества.

В основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена.

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество характеризует соответствие конкретной продукции требованиям стандартов или технических условий к ней. При этом соответствие продукции передовым тенденциям в области ее производства, как правило, не рассматривается. Таким образом, продукция высокого технологического уровня может быть изготовлена некачественно, и наоборот, качественной может быть продукция низкого технологического уровня.

Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.

Термин «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность - это, прежде всего, способность конкурировать или соперничать.

Конкурентоспособность продукции определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

Нередко конкурентоспособность продукции отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.

Повышение конкурентоспособности предприятия, это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность создать товар с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не товар конкурента. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определяются спросом, и любое изменение желания потребителя данного вида товара или услуги сразу же сообщается производителю путем изменения цены на товар.

Повышение конкурентоспособности предприятия в масштабах страны ведет к повышению конкурентоспособности отрасли и промышленности в целом. Результат конкурентоспособной промышленности выражается активным развитием внутреннего рынка, ростом ВВП, стабильностью налоговых поступлений в бюджет, ростом экспорта, рациональностью и эффективностью использования природных ресурсов, сохранением и развитием научного потенциала страны, высокой занятостью населения, социальной и политической стабильностью, а также достойным местом, которое занимает страна на международном экономическом рынке.

B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособную продукцию, может применить различные формы повышения конкурентоспособности продукции:

Он, например, может:

добиться отличия продукции предприятия в глазах покупателей от продукции конкурентов;

выбрать из намеченных к производству видов продукции один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

отыскать новое применение выпускаемым видам продукции;

своевременно изъять экономически неэффективный вид продукции из сбытовой программы предприятия;

найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми видами продукции;

осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом. Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

Информация о работе Основы организации и управления предприятием