Основы правового регулирования финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Финансовые отношения - отношения двух его противоположных сторон.
Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.
Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.

Содержание работы

Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений. 3
1.1 типы финансовых отношений. 3
1.2. Субъекты правовых отношений 5
1.3.способы и элементы правового регулирования финансовых отношений 8
Практические задания 14
1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы: 14
2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм: 17
3. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы: 23
Список авторов 25

Файлы: 1 файл

Финправо.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

   В условиях перехода на рыночные  отношения государственный бюджет  сохраняет свою важную роль. Изменяются  лишь методы его воздействия  на общественное производство  путем создания иного режима  расходования бюджетных средств.  В современных условиях развитие  общественного производства обеспечивается  не методами бюджетного финансирования  и дотирования, а с помощью  экономических методов, использование  которых позволяет перейти к  финансовому регулированию экономики.  Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

   Государственное регулирование  экономики позволяет существенно  сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

   Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культура и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

   Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

   Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные внебюджетные фонды.

   Государственные внебюджетные  фонды - средства федерального правительства и субъектов РФ, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

   Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме для финансирования определенных мероприятий, входящих в задачи этих фондов.

   Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

   Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

   Кредиторами выступают физические  и юридические лица, заемщиком  -государство в лице его органов.  Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем  продажи на финансовом рынке  облигаций, казначейских обязательств  и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма  кредита позволяет заемщику направлять  мобилизованные дополнительные  финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в качестве стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса.

   Согласованность и развитие элементов  финансовой системы достигается  посредством ее регулирования.

   Под регулированием финансовой  системы понимается использование  методов воздействия на ее  элементы в соответствии с  целями и задачами развития  общества. Регулирование включает  государственное регулирование  и саморегулирование.

   Государственное регулирование  финансовой системы - совокупность методов финансового воздействия государства на экономику, направленных на решение приоритетных задач. В качестве таких методов государство использует налоги, бюджетные расходы, способы начисления амортизации, формы государственного кредита и др.

   В механизме государственного  регулирования важны как доходы, так и расходы государства.  Формирование доходов влияет  на собственную финансовую базу  предприятий. Структура распределения  расходов изменяет объем финансовых  ресурсов предприятий, регулирует  отраслевые и территориальные  пропорции.

   Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль в обеспечении  определенных темпов развития  всех отраслей народного хозяйства,  в перераспределении финансовых  ресурсов между отраслями экономики  и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

   Саморегулирование характеризуется методами формирования собственных финансовых ресурсов предприятий. Эти методы выбираются и используются самими хозяйствующими субъектами в рамках заданных государством правовых норм. Саморегулирование используется для внутрихозяйственного перераспределения финансовых ресурсов и для их привлечения с финансового рынка.

   Саморегулирование обеспечивается  рыночным механизмом. Через систему  цен импульсы передаются от  потребления к производству, задавая  параметры распределения и перераспределения  ВНП. Монополия и степень развитости  рынка ограничивают свободу перемещения  экономических ресурсов. Оптимум  в этом случае труднодостижим.

   Сочетание централизованных и  рыночных методов регулирования  финансовой системы позволяет  сочетать интересы государства  и хозяйствующих субъектов. Но  при этом безусловный приоритет  принадлежит государству, которое  не просто самостоятельно принимает  определенные решения, но и  формирует правовое поле, в пределах  которого предприятие только  и может быть свободно.

 

Практические задания

1. Выписать из Конституции все  нормы, которые касаются сферы  экономических отношений. Оформить  результат в виде таблицы:

Группы экономических норм Конституции

Содержание экономических основ (краткое  изложение соответствующей статьи)

Для проверки преподавателем (графа  студентом не заполняется)

1. Экономические основы конституционного  строя (гл. 1)

Единство экономического пространства

 

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств

 

Поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и многообразие и равная защита форм собственности

 

2. Экономические права и свободы  человека и гражданина (гл. 2)

Каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности.

 

Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь

 

Право на образование, как одно из фундаментальных  прав в духовно-культурной сфере  жизнедеятельности

 

3. Экономические основы федеративного  устройства (включая разделение полномочий) (гл. 3)

Суверенные права и осуществление  юрисдикции в исключительной экономической  зоне РФ

 

Установление основ экономического развития РФ; федеральных, экономических служб; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешнеэкономические отношения

 

Осуществление денежной эмиссии только ЦБ РФ

 

4. Полномочия Президента в сфере  экономики (гл. 4)

Представление Гос. Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ

 

Постановка перед Гос. Думой вопроса об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ

 

Издание указов и распоряжений

 

5. Полномочия Федерального Собрания  в сфере экономики (гл. 5)

Назначение и освобождение от должности  Председателя ЦБ РФ, Председателя Счётной  палаты и половины состава её аудиторов

 

Заключение законопроектов о введении, отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении финн, обстоятельств гос-ва и пр.

 

Рассмотрение о Совете Федерации законов о федеральном бюджете; о федеральных налогах и сборах; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия

 

6. Полномочия Правительства в сфере  экономики (гл. 6)

Разработка и представление Гос. Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения и предоставление отчёта о его исполнении

 

Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

 

Управление федеральной собственностью

 

7. Экономические основы деятельности  судов (гл. 7)

Финансирование судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечивать полное и независимое правосудие

 

Рассмотрение экономических споров и дел арбитражными судами

 

Высший судебный орган по разрешению экономических споров – Высший Арбитражный  суд РФ

 

8. Экономические основы местного  самоуправления (гл. 8)

Самостоятельное управление муниципальной собственностью

 

Формирование, утверждение и исполнение мест, бюджета

 

Установление местных налогов  и сборов

 

 

 

2. Найти в Бюджетном кодексе  и Конституции и выписать в  виде следующей таблицы примеры  различных видов правовых норм:

Виды норм

Бюджетный кодекс

Конституция

1-й пример

2-й пример

пример

№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма

Краткое содержание нормы

№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма

Краткое содержание нормы

№ статьи, пункта, подпункта, где изложена норма

Краткое содержание нормы

I.Типичные

           

а) управомочивающие

Ст.166

П.4

Министр финансов РФ имеет  право запретить получателю средств  федерального бюджета осуществление отдельных расходов

Ст.156

П.3

Субъекты РФ, муниципальные  образования вправе открывать счета  в кредитных организациях

Ст.20

П.1

Право на жизнь

б) обязывающие

Ст.87

П.1

Органы гос. власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств

Ст.93.2

П.3

Заёмщики, обязаны предоставлять  инф-цию и док-ты уполномоченным органам

Ст.43

П.4

Основное общее образование  обязательно

в) запрещающие

Ст.161

П.4

Бюджетное учреждение не имеет  права получать кредиты и займы

Ст.81

П.2

В расходной части бюджетов запрещается создание резервных фондов и законодательных органов, и депутатов законодательных органов

Ст.37

П.2

Принудительный труд запрещён

II. Нетипичные

           

а) дефинитивные

Ст.6

 Доходы бюджета – ден, средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками фин-ния дефицита бюджета

Ст.6

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем фин. году

Ст.2

Человек, его права и  свободы являются высшее ценностью

б) коллизионные

Ст.125

П.3

В случае не утверждения  Гос. Думой очередной программы  предоставления гос. фин-х и гос. эксп-ных кредитов, действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финн. Год и план, период

Ст.4

П.2

Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригос. актов

Ст.76

П.6

В случае противоречия между  ФЗ и нормативным актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ

в) оперативные

Ст.115

П.6

Вступление в силу гос. или муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события, которое может произойти в будущем

Ст. 242

П.3

Бюджет, ассигнования, лимиты бюджет, обязательств и предельные объёмы финансирования текущего фин.года прекращают своё действие 31 декабря

Раздел 2

Часть 1

Прекращается действие Конституции  РФ – России, принятой 12.04.1978 года

г) обеспечительные

Ст.81

П.4

Ср-ва резервных фондов исполнительных органов гос. власти направляются на обеспечение непредвиденных расходов

Ст.71.1

Соц. Обеспечение населения  может осуществляться посредством  принятия публичных нормативно обязательств

Ст.40

П.3

Малоимущим, нуждающимся  в жилище, оно предоставляется  бесплатно или за доступную плату

III. По методу регулирования

           

а) императивные

Ст.156

П.3

Субъекты РФ, вправе открывать  счета в кредитных организациях

Ст.93.2

П.2

Заёмщики обязаны вернуть  бюджетный кредит и уплатить проценты

Ст.50

П.1

Никто не может быть повторно осуждён за одно и тоже

б) диспозитивные

Ст.162

Получатель бюдж, средств ведёт бюджетный учёт либо передаёт это полномочие иному гос. учреждению(централизованной бухгалтерии)

Ст.93.2

П.2

Бюджетный кредит предоставляется  на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами о бюджете и возвратности

Ст.59

П.3

Право на замену военной  службы альтернативой

IV. По предмету регулирования

           

а) материальные

Ст.78

П.1

Субсидии юр. Лицам предоставляются  на безвозмездной и безвозвратной  основе

Ст.289

Нецелевое использование  бюджетных средств влечёт наложение  штрафов

Ст.57

Каждый обязан платить  налоги

б) процессуальные

Ст.153

Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, контролируют их исполнение

Ст.157

П.1

Исполнительные органы обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на утверждение, разрабатывают и утверждают методики распределения и пр.

Ст.22

П.2

Арест, заключение и содержание под стражей допускаются только по решению суда


 

3. В Бюджетном кодексе, Кодексе  об административных правонарушениях,  Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место  в бюджетной сфере, проанализировать  их состав и оформить анализ  в виде следующей таблицы:

№ статьи, пункт статьи Бюджетного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса 

Содержание правонарушения

Субъект правонарушения

Субъективная сторона  правонарушения

Объект правонарушения

Объективная сторона правонарушения

Ст.289 БК РФ

Ст.285.1 УК РФ

Ст.15.14 ч.1 КоАП РФ

Нецелевое расходование бюджетных  средств

Должностное лицо

Цели, не соответствующие  условиям получения

Бюджетные средства

Расходование бюджетных  средств

Ст.285.2 УК РФ

Ст.15.14 ч1. КоАП РФ

Нецелевое расходование средств  гос. внебюджетных фондов

Должностное лицо

Цели, не соответствующие  условиям, определённым законодательством

Средства гос. внебюджетных фондов

Расходование средств

Ст.297 БК РФ

Финансирование расходов сверх утверждённых лимитов

Руководители гос. органов, органов местного самоуправления

Ненадлежащее исполнение бюджетного процесса

Бюджетные средства

Финансирование расходов сверх утверждённых лимитов

Ст. 176 ч.2 УК РФ

Незаконное получение  гос. целевого кредита, и его использование не по назначению

Должностное лицо, юридическое  лицо

Крупный ущерб гражданам, организациям, организациям или государству

Гос. целевой кредит

Получение и использование  государственного целевого кредита

Ст. 199.1 УК РФ

Неисполнение обязанностей налогового агента

Должностное лицо, юридическое  лицо

Личный интерес

Налоги, сборы

Неисполнение обязанностей агента

Информация о работе Основы правового регулирования финансовых отношений