Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:13, реферат
Анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители экономического течения, получившего название маржинализма (от англ. marginal – предельный).
Маржинализм заложил в основу создания модели поведения человека в условиях рынка следующие простые и всем понятные принципы:
1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
2. Оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности.
Основы теории предельной полезности
Теория предельной полезности
Анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители экономического течения, получившего название маржинализма (от англ. marginal – предельный).
В конце XIX в. появилась группа экономистов, которая рассматривала человека как субъекта, принимающего решения и делающего выбор из альтернатив при ограниченных ресурсах и рыночных условиях. Эти экономисты получили известность как члены австрийской школы. Датой ее возникновения можно считать 1871 г., когда вышла книга Карла Менгера «Основания политической экономии».
Вскоре после этого К.Менгер привлек к работе двух молодых экономистов – Ойгена Бём-Баверка и Фридриха Визера, которые разделили его взгляды на человека и рыночные процессы. В 1880-х гг. они выпустили собственные книги, где развили идеи К.Менгера. Эти книги вызвали такой интерес, что подход их авторов к экономической теории стали называть «австрийским» в знак признания заслуг его основоположников. Австрийскую школу принято считать родоначальниками маржинализма.
Маржинализм заложил в основу создания модели поведения человека в условиях рынка следующие простые и всем понятные принципы:
Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности.
Перед рассмотрением закона убывающей предельной полезности обратимся к анализу самой категории «полезность». Понятие «полезность» ввел в обиход английский философ Дж.Бентам (1748-1832). Бентам долго изучал английское законодательство и пришел к выводу, что оно должно быть сформировано в соответствии с принципом «наибольшего блага для наибольшего числа людей». В связи с этим он часто применял понятие «полезность», которым впоследствии стали пользоваться и экономисты.
Как потребители, мы покупает какой-либо товар потому, что ожидаем получить от него удовлетворение своей потребности. Другими словами, этот товар обладает «полезностью». Первая порция товара даст определенное количество психологической полезности. Представим теперь, что мы потребляем вторую порцию. Общий объем полезности увеличивается, поскольку вторая порция также дает дополнительную полезность. Что же получится, если потребить 3,4 и т.д. порции этого товара?
Маржиналисты выводят закон, который говорит об изменении психологической полезности по мере потребления все новых и новых порций данного товара. Он может быть выражен в виде определения, в виде таблицы и графически с помощью двух кривых.
Закон убывающей
предельной полезности: по мере того, как потребляются
все новые порции одного и того же товара,
растет общая (психологическая)
Графически и
табличным способом действие закона
убывающей предельной полезности можно
проиллюстрировать следующим
Таблица 1
Количество потребленного товара |
Общая полезность, U |
Предельная полезность, MU |
01 2 3 4 5 |
04 7 9 10 10 |
-4 3 2 1 0 |
Рис.1. Графики изменения общей и предельной полезности.
Процесс рационального выбора. К.Менгер писал, что люди предусмотрительны в своей деятельности и действуют следующим образом:
Потребитель тратит свой доход, приобретая различные по цене товары. Если он организует свое потребление таким образом, что каждый отдельный товар будет приносить ему предельную полезность строго пропорциональноего цене, то естественно, что положение потребителя не улучшиться, если он отклониться в сторону от такого равновесия. Это важное условие может быть сформулировано следующим образом.
Когда говорят, что
предельная полезность товара пропорциональна
его цене, это означает, что должно
существовать полное равенство междуотношениями пре
Потребитель с постоянным
доходом, которому противостоят определенные
рыночные цены на различные товары,
может достичь положения
Закон равных предельных полезностей на рубль. Потребление каждого товара (например, сахара) продолжается до того момента, пока предельная полезность на рубль, истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой другой товар (например, мед). Если какой-либо товар приносит больше предельной полезности на рубль, потребитель может выгадать, тратя больше денег на данный товар за счет других товаров; это продолжается до того момента, пока закон убывающей предельной полезности не уравняет предельные полезности на рубль. Если какой-либо товар приносит предельную полезность на рубль, которая ниже среднего уровня, потребитель сократит свои расходы на его покупку, пока предельная полезность последнего рубля, истраченного на данный товар, не поднимется снова до среднего уровня.
Это важное условие потребительского равновесия может быть выражено в символах предельной полезности и цен различных товаров следующим образом:
(MU товара 1)/ Р1 = (MU товара 2)/ Р2 = … = средняя MU на рубль дохода.
Суть правила максимизации
На языке алгебры правило максимизации полезности выгляд
где MU ? предельная полезность.
Правило максимизации
Например, потребитель располагает
12 долларами. Давайте предположим, что
комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5
дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает
требованиям максимизации
Зная о правиле максимизации
Полезность, как и предельная полезность, в
Масштаб производства
Перед изучением данной темы рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:
Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, илимасштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства.
Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее.
Крупному производству присущ ряд преимуществ:
Однако преимущества крупной фирмы — еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности.
Эффект масштаба производства
После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.
Пусть исходная зависимость
между объемом выпуска и
Q0=f(K,L).
Увеличение в некоторое
Q1=f(zK,zL).
Если новый объем выпуска увеличится более, чем в z раз (Q1 > zQ0), то имеет место положительный эффект масштаба производства.
Если новый объем выпуска увеличится менее, чем в z раз (Q1< zQ0), то имеет место отрицательный эффект масштаба производства.
И наконец, если новый объем выпуска увеличится также в z раз (Q1= zQ0), то имеет место постоянный эффект масштаба производства.
Для большинства производственных процессов характер эффекта масштаба меняется в зависимости от достигнутых объемов выпуска. Первоначально эффект может быть постоянным или даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела эффект становится отрицательным.
Графически эффект масштаба производства может быть проиллюстрирован через кривые долгосрочных средних издержек, как это представлено на рис. 3.3-3.5.
Положительный эффект масштаба производства
Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства. Другими словами, средние издержки долгосрочного периода убывают, или
LATC0 > LATC1.
Рис. 3.3. Положительный эффект масштаба производства
Существует несколько причин, объясняющих положительный эффект масштаба.
Во-первых, крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов;
во-вторых, крупные предприятия
могут применять более передову
в-третьих, осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство;
в-четвертых, эффект может быть связан с технологической спецификой отдельных видов производства (в том числе, как следствие геометрического закона соответствия площади поверхностей и объемов, или сечений). Утроение производительности сборочного конвейера может потребовать лишь одного, а не двух дополнительных контролеров. Увеличение диаметра трубы нефтепровода увеличит объем перекачиваемой нефти в более чем два раза и другие случаи, когда объем выпуска увеличивается раньше, чем потребуется дополнительная единица оборудования.
Отрицательный эффект масштаба производства
Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются, или
LATC0 < LATC1
Рис. 3.4. Отрицательный эффект масштаба производства
Отрицательный эффект связан: