Основы теории предельной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители экономического течения, получившего название маржинализма (от англ. marginal – предельный).
Маржинализм заложил в основу создания модели поведения человека в условиях рынка следующие простые и всем понятные принципы:
1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
2. Оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности.

Файлы: 1 файл

Основы теории предельной полезности.docx

— 99.30 Кб (Скачать файл)

Основы теории предельной полезности


 

Теория предельной полезности

Анализ соотношения  потребностей и спроса развернули представители  экономического течения, получившего  название маржинализма (от англ. marginal – предельный).

В конце XIX в. появилась  группа экономистов, которая рассматривала  человека как субъекта, принимающего решения и делающего выбор  из альтернатив при ограниченных ресурсах и рыночных условиях. Эти  экономисты получили известность как  члены австрийской школы. Датой  ее возникновения можно считать 1871 г., когда вышла книга Карла  Менгера «Основания политической экономии».

Вскоре после  этого К.Менгер привлек к работе двух молодых экономистов – Ойгена Бём-Баверка и Фридриха Визера, которые разделили его взгляды на человека и рыночные процессы. В 1880-х гг. они выпустили собственные книги, где развили идеи К.Менгера. Эти книги вызвали такой интерес, что подход их авторов к экономической теории стали называть «австрийским» в знак признания заслуг его основоположников. Австрийскую школу принято считать родоначальниками маржинализма.

Маржинализм заложил  в основу создания модели поведения  человека в условиях рынка следующие простые и всем понятные принципы:

  1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
  2. Оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
  3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности.

Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности.

Перед рассмотрением  закона убывающей предельной полезности обратимся к анализу самой  категории «полезность». Понятие «полезность» ввел в обиход английский философ Дж.Бентам (1748-1832). Бентам долго изучал английское законодательство и пришел к выводу, что оно должно быть сформировано в соответствии с принципом «наибольшего блага для наибольшего числа людей». В связи с этим он часто применял понятие «полезность», которым впоследствии стали пользоваться и экономисты.

Как потребители, мы покупает какой-либо товар потому, что  ожидаем получить от него удовлетворение своей потребности. Другими словами, этот товар обладает «полезностью». Первая порция товара даст определенное количество психологической полезности. Представим теперь, что мы потребляем вторую порцию. Общий объем полезности увеличивается, поскольку вторая порция также дает дополнительную полезность. Что же получится, если потребить 3,4 и т.д. порции этого товара?

Маржиналисты выводят закон, который говорит об изменении психологической полезности по мере потребления все новых и новых порций данного товара. Он может быть выражен в виде определения, в виде таблицы и графически с помощью двух кривых.

Закон убывающей  предельной полезности: по мере того, как потребляются все новые порции одного и того же товара, растет общая (психологическая)полезность, получаемая потребителем. Для обозначения «добавочной» полезности, прибавляемой каждой новой порцией товара, введем термин «предельная полезность». Тогда с потреблением новых порций товара общая полезность для потребителя будет возрастать все более медленными темпами вследствие того, что психологическая способность к оценке потребляемого товара имеет тенденцию притупляться по мере увеличения его количества. Сокращение прироста общей полезности формулируется следующим образом: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность (или добавочная полезность, приносимая последней порцией) имеет тенденцию к сокращению.

Графически и  табличным способом действие закона убывающей предельной полезности можно  проиллюстрировать следующим образом (см. табл.1 и рис.1):

Таблица 1

Количество потребленного  товара

Общая полезность, U

Предельная полезность, MU

01

2

3

4

5

04

7

9

10

10

-4

3

2

1

0


Рис.1. Графики изменения  общей и предельной полезности.

Процесс рационального выбора. К.Менгер писал, что люди предусмотрительны в своей деятельности и действуют следующим образом:

  1. Делают выбор между наиболее важными потребностями, подлежащими удовлетворению и теми потребностями, которые они решили оставить неудовлетворенными;
  2. Достичь в результате потребления товаров (благ) возможно большего результата, или иными словами, применить наиболее целесообразным образом к удовлетворению своих потребностей как количества предметов потребления, так и количества средств для производства, доступные их распоряжению.

Потребитель тратит свой доход, приобретая различные по цене товары. Если он организует свое потребление  таким образом, что каждый отдельный  товар будет приносить ему  предельную полезность строго пропорциональноего цене, то естественно, что положение потребителя не улучшиться, если он отклониться в сторону от такого равновесия. Это важное условие может быть сформулировано следующим образом.

Когда говорят, что  предельная полезность товара пропорциональна  его цене, это означает, что должно существовать полное равенство междуотношениями предельных полезностей каждого товара и их ценами. Это отношение MU/P для каждого товара называется предельной полезностью на рубль, получаемой потребителем, тратящим свои деньги на данный товар. Таким образом, конечное равновесие требует, чтобы существовало равенство предельных полезностей на рубль для каждого товара.

Потребитель с постоянным доходом, которому противостоят определенные рыночные цены на различные товары, может достичь положения равновесия, характеризующегося максимальным удовлетворением, или максимальной полезностью, лишь когда выполняется следующее условие:

Закон равных предельных полезностей на рубль. Потребление каждого товара (например, сахара) продолжается до того момента, пока предельная полезность на рубль, истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой другой товар (например, мед). Если какой-либо товар приносит больше предельной полезности на рубль, потребитель может выгадать, тратя больше денег на данный товар за счет других товаров; это продолжается до того момента, пока закон убывающей предельной полезности не уравняет предельные полезности на рубль. Если какой-либо товар приносит предельную полезность на рубль, которая ниже среднего уровня, потребитель сократит свои расходы на его покупку, пока предельная полезность последнего рубля, истраченного на данный товар, не поднимется снова до среднего уровня.

Это важное условие  потребительского равновесия может  быть выражено в символах предельной полезности и цен различных товаров  следующим образом:

(MU товара 1)/ Р= (MU товара 2)/ Р= … = средняя MU на рубль дохода.

 

 

 

 

Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг. 
 
На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом: 
 

 
 
где MU ? предельная полезность. 
 
Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован.

Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что  комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью. 
 
Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

 
 
Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых безразличия. Кратко рассмотрим их. 

 

 

Масштаб производства


Перед изучением данной темы рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:

  • Издержки производства
  • Предельный доход

Количество переменных ресурсов фирмы  определяет верхнюю границу ее выработки  в краткосрочном периоде, илимасштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства.

Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем  больше используется факторов производства, тем производство крупнее.

Крупному производству присущ ряд преимуществ:

  • доступно массовое производство
  • более доступно использование научно-технического прогресса
  • обеспечивается прочность и устойчивость положения на рынке
  • доступна экономия труда через экономию на масштабах производства

Однако преимущества крупной  фирмы — еще не гарантия постоянного  повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет  пределы своего роста, обусловленные  размерами деятельности.

 

Эффект  масштаба производства


После того, как фирма определит  для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска  возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.

Пусть исходная зависимость  между объемом выпуска и ресурсами  описывается производственной функцией вида

Q0=f(K,L).

Увеличение в некоторое количество раз (например, в z раз) всех применяемых ресурсов приведет к изменению объема выпуска с Q0 до Q1, так что

Q1=f(zK,zL).

Если новый объем выпуска  увеличится более, чем в z раз (Q1 > zQ0), то имеет место положительный эффект масштаба производства.

Если новый объем выпуска  увеличится менее, чем в z раз (Q1< zQ0), то имеет место отрицательный эффект масштаба производства.

И наконец, если новый объем выпуска  увеличится также в z раз (Q1= zQ0), то имеет место постоянный эффект масштаба производства.

Для большинства производственных процессов характер эффекта масштаба меняется в зависимости от достигнутых  объемов выпуска. Первоначально  эффект может быть постоянным или  даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела эффект становится отрицательным.

Графически эффект масштаба производства может быть проиллюстрирован через кривые долгосрочных средних  издержек, как это представлено на рис. 3.3-3.5.

Положительный эффект масштаба производства


Положительный эффект масштаба предполагает возрастание отдачи используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем  совокупные затраты (ТС) на факторы производства. Другими словами, средние издержки долгосрочного периода убывают, или

LATC0 > LATC1.

Рис. 3.3. Положительный  эффект масштаба производства

Существует несколько причин, объясняющих положительный эффект масштаба.

Во-первых, крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов;

во-вторых, крупные предприятия  могут применять более передовую технологию и дорогостоящую автоматизацию производства, недоступное мелким фирмам;

в-третьих, осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство;

в-четвертых, эффект может быть связан с технологической спецификой отдельных видов производства (в том числе, как следствие геометрического закона соответствия площади поверхностей и объемов, или сечений). Утроение производительности сборочного конвейера может потребовать лишь одного, а не двух дополнительных контролеров. Увеличение диаметра трубы нефтепровода увеличит объем перекачиваемой нефти в более чем два раза и другие случаи, когда объем выпуска увеличивается раньше, чем потребуется дополнительная единица оборудования.

Отрицательный эффект масштаба производства


Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются, или

LATC0 < LATC1

Рис. 3.4. Отрицательный  эффект масштаба производства

Отрицательный эффект связан:

  • во-первых, с ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством. По мере расширения предприятия процесс принятия решений все более и более усложняется, нарастает чрезмерные формализация и бумаготворчество, усиливается бюрократизация управленческого персонала, и как результат, постепенно снижается эффективность производства;
  • во-вторых, с наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.

Информация о работе Основы теории предельной стоимости