Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:32, контрольная работа
В мире сложились две системы хозяйствования: централизованно-плановая и рыночная. Каждая из них характеризуется определенными признаками, чертами.
В основе рыночной системы хозяйствования лежит индивидуализм (личность), и суть ее состоит в том, что группа, общество и правительство необходимы, но менее важны, чем самоопределение индивидуальности. Эта идея идет от древних греков, которые во главу угла ставили достоинство и уникальность личности. Она закреплена в конституциях развитых стран, согласно которым положение каждого гражданина в обществе определяется и зависит от его собственных усилий и предпринимательства. Этот индивидуализм основывается на праве личности иметь частную собственность, являющуюся священной и незыблемой основой существования и развития рыночной системы хозяйствования.
Особенности функционирования предприятия в различных системах хозяйствования.
В мире сложились две системы хозяйствования: централизованно-плановая и рыночная. Каждая из них характеризуется определенными признаками, чертами.
В основе рыночной системы хозяйствования лежит индивидуализм (личность), и суть ее состоит в том, что группа, общество и правительство необходимы, но менее важны, чем самоопределение индивидуальности. Эта идея идет от древних греков, которые во главу угла ставили достоинство и уникальность личности. Она закреплена в конституциях развитых стран, согласно которым положение каждого гражданина в обществе определяется и зависит от его собственных усилий и предпринимательства. Этот индивидуализм основывается на праве личности иметь частную собственность, являющуюся священной и незыблемой основой существования и развития рыночной системы хозяйствования. Это означает, что каждый гражданин имеет право приобретать, использовать, накапливать и распоряжаться вещами-ценностями (факторами производства), что в конечном итоге приводит к успеху, а, следовательно, ведет к улучшению материального положения работающего.
Инициатива была бы сильно ограничена, если бы личность не могла владеть капиталом и накапливать его. Последнее является сердцевиной побуждения к такой деятельности, которая бы улучшала материальное положение личности. Люди используют свою частную собственность (факторы производства) для генерирования еще большей собственности. Они ее инвестируют, чтобы сделать прибыль. Побуждение к инвестированию своей собственности лежит в возможности получить процент на нее. Получение прибыли становится движущим мотивом производства. В связи с этим можно слышать, что это порождает якобы производство таких товаров, которые не нужны обществу. Это далеко не так: уже то, что власть на рынке (право выбора) принадлежит потребителю, обусловливает производство только таких товаров, которые пользуются спросом с его стороны. В противном случае нет общественного признания товара, следовательно, нет и прибыли, а есть убыток, который влечет за собой разорение. И в то же время при централизованно-плановой системе нет гарантий, что произведенные товары и услуги являются теми, которые нужны потребителям. Это подтверждают многочисленные случаи затоваривания.
Почему так происходит? Дело в том, что ключевая проблема плановой экономики - растущая сложность экономических процессов. Последняя проистекает из того, что, поскольку планирование осуществляется только из одного центра, его объектом является постоянно растущее многообразие общественного производства и потребления, то в условиях отсутствия инструментария, позволяющего учесть все это многообразие, оно не в состоянии правильно отразить реальную картину в централизованном плане.
В то же время в рыночной экономике фирмы и лица сами планируют свои действия, а следовательно, каждый индивидуум, отдельная фирма сталкиваются с уровнем сложности на много порядков ниже, чем центр при плановой экономике. Из этого следует, что они имеют большую реальную возможность осуществлять свои планы. Эту проблему можно охарактеризовать как закон, гласящий, что сложность процесса увеличивается на квадрат числа единиц, которые надлежит организовать.
Две рассматриваемые системы хозяйствования заинтересованы в решении основной экономической проблемы, но решают ее они по - разному.
Развитие предприятия в условиях централизованно-плановой системы хозяйствования следует за распределением ресурсов, в то время как при рыночной системе предприятия следуют за распределениями, которые происходят на рынке на основе спроса потребителей.
Опыт работы
советской экономической
При этом повышение эффективности работы предприятия во многом зависит от правильности определения производственного потенциала. Эффективное хозяйствование и экономический рост, как известно, сопутствуют тому предприятию, которое систематически определяет и оптимально использует свой потенциал. В этом случае стабильная деятельность предприятия на длительный период, будет достигаться следующим образом:
Во-первых, за счет укрепления связей предприятия со своими партнерами и оптовыми потребителями. Здесь в основу необходимо положить принцип, согласно которому предприятие всегда будет терпеть неудачи, если у него ненадежные партнеры, и оно не обслуживает своих потребителей на требуемом уровне. На практике это означает, что потребителей следует тщательно изучать и анализировать, чтобы понять и наиболее полно удовлетворять их потребности.
Следующим важным аспектом в повышении стабильности предприятия является постоянная адаптация управления к изменениям окружающей среды в политике, экономике и технологии. Иначе предприятие становится неэффективным в случае непредвиденных изменений внутренней и внешней его среды.
В связи с усилением конкуренции за рынки сбыта необходимо уделять повышение внимания и к качеству производимой продукции.
Процесс ценообразования в туризме.
В туристском бизнесе вопрос правильности формирования цены и обоснованности каждого ее элемента стоит очень остро. Обусловлено это особенностями этого бизнеса, а именно: сезонность, природно-климатические условия, одновременное оказание комплекса услуг одному туристу, разнообразный их спектр, численность группы, возрастной состав группы и др. Организационно-экономическими особенностями являются: взаимозаменяемость работников фирмы, немногочисленный штат персонала, отсутствие прямых затрат (за исключением тех, которые можно определить расчетным методом).
Правильность формирования цены - это верное определение прямых и накладных ее элементов. Если зарплата является основным прямым элементом цены и (или) составляет наибольший удельный вес в общем объеме затрат, то сформировать цену достаточно сложно. Объясняется это немногочисленным штатом работников турфирмы, выполнением ими в течение рабочего дня нескольких функций, окладной формой оплаты труда. Так, например: директор турфирмы выполняет свои должностные функции, а также функции менеджера и туроператора одновременно; бухгалтер-кассир выполняет функции бухгалтера-кассира (как единица бухгалтерской службы), кассира по продаже авиабилетов, путевок клиентам, агента по выписке страховых полисов, офис-менеджера и др.
Однако трудности не освобождают турфирму от необходимости составлять калькуляции отпускной цены на услугу, турпродукт, реализуемые на территории РБ., т.к. субъекты хозяйствования при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемую продукцию (товары, работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (калькуляция с расшифровкой статей затрат).
Исходя из этого, турфирмы цену на каждый вид услуг, оказываемых резидентам, а также на собственный турпродукт, реализуемый на территории РБ (внутренний туризм), должны обосновывать соответствующими расчетами, группируя расчетные данные в плановую калькуляцию.
Туристские
фирмы при ценообразовании
Элементы цены подразделяются на прямые, накладные и расчетные.
Прямые - это те элементы цены, которые прямо относятся к тому или иному виду услуг, турпродукту, и включение их в цену производится методом прямого включения (чаще всего абсолютными суммами). Такими элементами в турбизнесе можно назвать:
Расходы на оплату труда штатных работников при сдельной или аккордной формах оплаты труда в цену включаются прямым способом. При окладной форме оплаты труда (что в настоящее время носит систематический характер) для определения суммы таких расходов требуется определение трудозатрат (потраченного времени) на каждый вид услуг, турпродукта. Для этого необходимо сделать хронометраж или фотографию рабочего времени работников, задействованных при их оказании, производстве (не менее трех наблюдений каждого вида хронометража или фотографии рабочего времени). Далее следует разработать и утвердить нормы времени руководителем турфирмы и при составлении расчета отпускной цены пользоваться этими нормами.
Отчисления
на расходы по оплате труда штатных
работников в цену включаются путем
умножения установленных
Расходы на оплату услуг сторонних организаций (юридических лиц и предпринимателей) в цену включаются в полной сумме на основании договоров, спецификаций к ним, счетов-фактур, инвойсов, счетов и т.п.
Расходы на оплату услуг нештатных работников в цену включаются в сумме планируемых затрат на основании трудовых соглашений, договоров-подрядов.
Отчисления на расходы по оплате труда нештатных работников в цену включаются путем умножения ставок налогов, отчислений на сумму расходов по оплате труда этих работников.
Канцелярские расходы (для прямого оказания туруслуг, т.е. без учета канцелярских расходов общехозяйственного назначения) в цену включаются по предполагаемому принципу их использования работниками: гидом, экскурсоводом, туроператором, а также туристами, экскурсантами (блокнот, бумага писчая, ручка). Сумма планируемых затрат подкрепляется данным расчетом определения цены.
Расходы на издание и покупку информационной литературы подкрепляются договорами, спецификациями к договорам, счетами-фактурами, инвойсами, счетами и т.п., а также данным расчетом определения цены.
Расходы на экскурсии включаются в цену на основании договоров, спецификаций к ним, счетов-фактур и т.п.
Расходы на аренду помещения для мест сбора туристов, экскурсантов, путешественников, проведения конкурсов, лекций, совещаний и др. мероприятий культурно-познавательного, просветительского характера в цену включаются по прямому принципу на основании договоров, спецификаций к договорам, счетов-фактур, инвойсов, счетов и т.п., а так же подкрепляются данным расчетом определения цены.
Накладные расходы - элементы цены, которые косвенно относятся к тому или иному виду услуг или турпродукту, и включение их в цену производится относительным расчетом.
В турбизнесе есть только один накладной элемент цены - общефирменные расходы. Общефирменные расходы в цену закладываются процентом после внесения всех прямых элементов цены.
Определение процента (величины) накладных расходов может производиться ежемесячно. Не верным является закладывание в цену накладных расходов по проценту, неподкрепленному расчетом. Аналогично нельзя пользоваться процентом накладных расходов, рассчитанным по предыдущему году, действия которого хотят распространить в течение всего года. Для того чтобы определиться в расчете этого процента, необходимо обратиться к приказу об учетной политике предприятия. Определение величины общефирменных расходов в ценообразовании должно быть идентично критерию распределения общефирменных расходов между видами деятельности в бухгалтерском учете.
Информация о работе Особенности функционирования предприятия в различных системах хозяйствования