Особенности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что всякий новый инвестиционный проект нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план – это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося белорусского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике. И на мой взгляд, предпринимательство – это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.
В своей работе я хочу рассмотреть ту проблему бизнеса, которая возникает на самом начальном его этапе – грамотная разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

Содержание работы

Введение

1. Содержание бизнес-плана инвестиционного
проекта…………………………………………………………………...5

1.1 Необходимость и сущность бизнес-плана
инвестиционного проекта………………………………………….5

1.2 Стандарты бизнес-планов инвестиционных
проектов…………………………………………………………….8

2. специфика разработки бизнес-плана
инвестиционного проекта………………………………………….…20

2.1 Ключевые аспекты бизнес-плана инвестиционного проекта .....20

2.2 Рекомендации по написанию бизнес-плана
инвестиционного проекта ………………………………………..23
3. особенности разработки бизнес-плана
инвестиционного проекта в республике беларусь…...27
3.1 Специфика и проблемы разработки бизнес-планов
инвестиционных проектов в Республике Беларусь…………..…27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ……………………………31

Файлы: 1 файл

работка.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Организационный план

Тут будут описаны  все организационные вопросы, а  если одним словом, то кадры. Вам  придется расписать организационную  структуру вашего предприятия. И  указать какое количество персонала  вам необходимо, какой именно специализации и профессии должен быть персонал, а также способы оплаты труда и методы стимулирования рабочих.

Финансовый  план

По большему счету, сразу  за резюме по важности составляющей части  стоит финансовый план. В нем даются математические выкладки всех расчетов, дана предварительная и основная смета затрат, описана приблизительная прибыль. То есть тут будут описаны все процессы движения денег, и не важно поступления от инвестора, или затраты на покупку оборудования.

Анализ эффективности  проекта

Здесь вам придется доказать фактами, что ваш продукт достоин того, чтобы появится на рынке, то есть он будет конкурентным и будет приносить прибыль своим создателям.

Гарантии  и риски компании

Тут будет дана информация о том, как будет гарантироваться  возврат вкладываемых средств, как быстро окупится предприятие, и какие прогнозируемые риски могут быть у предприятия.

Приложение

Чтобы не перегружать  бизнес-план лишними бумагами, например, отчетами, графиками, фотографиями и  т.д., их приписывают к приложению. Туда также стоит добавить учредительные документы, копии нормативных документов и т.д., то есть всю юридическую документацию. Грамотно подобранный подбор документов в приложении, поможет вам лучше провести презентацию своего проекта, и убедить инвестора в серьезности ваших намерений. Приложение может стать той опорой для бизнес-плана, которая поможет убедить инвестора в целесообразности проекта

Данный стандарт для написания бизнес-плана является самым подробным, поэтому идеально подойдет начинающим предпринимателям.

Стандарты ЕБРР

Reconstruction and Development (EBRD) — основан в 1991 году как  инвестиционный механизм, по инициативе 61 государства и двух международных  организаций. Предназначен для  поддержки демократии и рыночной экономики в 29 развивающихся странах.

Одним из общепринятых стандартов в бизнес-панировании является структура, разработанная Европейским банком реконструкции и развития. Данная организация является одним из самых крупных инвесторов в Европе и центрально-азиатском регионе. ЕБРР привлекает много иностранных инвестиций и использует собственные средства для развития этих регионов. Инвестиции поступают как для поддержки и развития существующих предприятий, так и для создания новых компаний и производств.

Тесные связи  и взаимодействие ЕБРР с государственными институтами позволяет принимать  участие в создании более благоприятного климата для предпринимателей. В  том числе, в целях улучшения  инвестиционного климата и упрощения  бизнес-планирования, Европейский банк реконструкции и развития разработал и предлагает к использованию свою структуру бизнес-плана.

  1. Титульный лист
  2. Меморандум о конфиденциальности
  3. Резюме
  4. Предприятие (История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности; Собственники, руководящий персонал, работники предприятия; Текущая деятельность; Финансовое состояние; Кредиты)
  5. Проект (Общая информация о проекте, Инвестиционный план проекта, Анализ рынка, конкурентоспособность, Описание производственного процесса, Финансовый план, Экологическая оценка)
  6. Финансирование (Графики получения и погашения кредитных средств, Залог и поручительство, Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств, SWOT — анализ, Риски и мероприятия по их снижению)
  7. Приложения

Предлагаемый вариант  структуры бизнес-плана интересен  и отличается от стандартов KPMG, UNIDO и TACIS. В частности, предлагется больше внимания уделить финансовому разделу — учет кредитных средств, SWOT-анализ и т.д. При этом, стандарт ЕБРР является самым кратким, рамочным. Что с одной стороны дает простор для творчества. Но если вы не имеете опыта в составлении бизнес-плана, лучше воспользоваться более подробным стандартом.

Стандарты BFM Group

Инвестиционно – проектная компания BFM Group создана  командой высококвалифицированных  специалистов с многолетним практическим опытом управленческой, производственной, инвестиционной и маркетинговой деятельности.

Типовое содержание бизнес-плана, разработанное украинской консалтинговой компанией BFM Group. Предлагаемый стандарт очень развернутый и содержит уникальные, интересные разделы.

  1. Меморандум о конфиденциальности
  2. Аннотация бизнес-плана
  3. Резюме бизнес-плана
  4. Компания (Общая информация, Характеристика продуктов и услуг компании, Инновации компании)
  5. Среда для бизнеса (PEST-анализ, Отраслевое окружение, Концепция бизнеса, Стратегия проекта, SWOT-анализ отрасли)
  6. Характеристика продукта бизнеса (Анализ цепочки создания стоимости (Value Chain), Матрица Boston Consulting Group)
  7. Анализ рынков сбыта (Оценка размера рынка и возможных тенденций его развития, Оценка доли рынка и объема продаж, Сегментация рынка и определение ниши продукта бизнеса)
  8. Конкуренция и конкурентные преимущества (Сравнительные характеристики конкурентных продуктов, Сравнительные характеристики фирм-конкурентов, Анализ конкурентной ситуации на рынке, Анализ по схеме 4-5 Р#, SWOT-анализ компании)
  9. Организация внешнеэкономической деятельности фирмы (Организационное обеспечение внешнеэкономических связей, Экономическое обеспечение внешнеэкономических связей, Косвенные формы выхода на внешний рынок)
  10. Стратегия плана маркетинга (Общая стратегия маркетинга, Ценообразование, Тактика реализации продукта, Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий, Реклама и продвижение товара на рынок)
  11. План продаж (Факторный анализ продаж, Точка безубыточности)
  12. План производства (Производственный цикл, Производственные мощности и их развитие, Стратегия в обеспечении и производственный план, Государственное и правовое регулирование, Возможности улучшения и доработки продукта)
  13. Организационный план и менеджмент (Деловое расписание, Организационная структура, Главные руководители фирмы, Другие инвесторы, Найм и система премирования, Профессиональные советники и услуги)
  14. Инвестиционный план, стратегия и источники финансирования инвестиционных затрат
  15. Финансовый план
    1. Потребность в финансировании (подбор суммы кредита (инвестиции) и графика финансирования)
    2. Выплаты на погашение займов (выплаты кредитного тела)
    3. Выплаты на обслуживание займов (проценты по кредитам)
    4. Отчет о прибылях — убытках (помесячно до конца проекта)
    5. Отчет о кеш-фло (помесячно до конца проекта)
    6. Баланс проекта (помесячно до конца проекта)
    7. Доходы подразделений и участников проекта
    8. Финансовые показатели (помесячно до конца проекта) (Коэффициент текущей ликвидности (CR), %, Коэффициент срочной ликвидности (QR), %, Чистый оборотный капитал (NWC), грв., Коэффициент оборачиваем. запасов (ST), Коэффициент оборачиваем. дебиторской задолж. (CP), Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT), Коэффициент оборачиваем. основных средств (FAT), Коэффициент оборачиваем. активов (TAT), Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %, Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), %, Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз, Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), %, Коэффициент рентабельности операц# прибыли (OPM), %, Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), %, Рентабельность оборотных активов (RCA), %, Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %, Рентабельность инвестиций (ROI), %, Рентабельность собственного капитала (ROE), %)
    9. Использование прибыли (помесячно до конца проекта)
    10. Анализ чувствительности по: NPV, DPB, PI, IRR, PB, ARR, MIRR, D
    11. Статистический анализ проекта по методу Монте-Карло
    12. Объем продаж (помесячно до конца проекта)
    13. Поступления от продаж (помесячно до конца проекта)
    14. Налоговые выплаты (помесячно до конца проекта)
    15. Общие издержки (помесячно до конца проекта)
    16. Общие издержки на продукт (каждый в отдельности)
    17. Запасы готовой продукции (помесячно до конца проекта)
    18. Запасы сырья и комплектующих (помесячно до конца проекта)
    19. Инвестиционные затраты
    20. Амортизация по активам
    21. Операционный ливеридж (отношение постоянных издержек к переменным)
    22. Финансовый ливеридж (отношение собственного капитала к заемному)
    23. Общая эффективность проекта (Период окупаемости (PB), Дисконтированный период окупаемости (DPB), Чистый приведенный доход (NPV), Индекс прибыльности (PI), Внутренняя норма рентабельности (IRR), Модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR), Длительность (D)
  16. Приложения к бизнес-плану (Финансовые отчеты, Аудиторские заключения, Заключения специалистов по оценке имущества, Рекламные брошюры фирмы, Технические описания продукта бизнеса, Резюме ключевых руководителей, Важнейшие соглашения и контракты, Информация о производственном процессе, Фотографии и рисунки товара, Отчеты об исследованиях рынка, Выдержки из важнейших законодательных актов)

Кстати, BFM Group Ukraine завершила  составление бизнес-плана строительства  в Республике Беларусь промышленного  комплекса, объединяющего производство пищевого этилового спирта и других сопутствующих продуктов.

Заказчиком бизнес-плана  выступает западная инвестиционная компания, а общий объем планируемых  в проект инвестиций превышает USD 200000000.

По заданным параметрам, в том числе, был просчитан  анализ чувствительности проекта к влиянию изменения различных факторов на общую эффективность проекта. При этом общий горизонт расчета составил 25 лет.

Стандарты KPMG

Швейцарская ассоциация KPMG International Cooperative ("KPMG International"), основанная в 1987 году, представляет из себя международную сеть компаний и предлагает консультационные, аудиторские и другие виды услуг.

Название ассоциации KPMG является аббривиатурой, составленной из названий компаний, вошедших в ее состав: Klynveld Kraayenhof & Co., William Barclay Peat & Co., Marwick, Mitchell & Co., Treuhand-Gesellschaft.

По существу, ассоциация официально не связана с белорусскими банками и инвестиционными компаниями, поэтому ее стандарты бизнес-планирования нужно воспринимать только как рекомендацию.

KPMG является  крупнейшей компанией в своей  сфере и стоит в одном ряду  с такими "монстрами", как Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu. Поэтому  имеет авторитет, доверяя которому, мы можем доверять и данным  рекомендациям.

  1. Резюме (Краткий обзор, Предлагаемая продукция и услуги, Миссия, цели и задачи)
  2. Продукция и услуги (Введение, Продукция и услуги, Сопутствующие товары и услуги)
  3. Анализ рынка и отрасли (Использование продукта и услуги, Демографический анализ, Конкуренция, SWOT — анализ)
  4. Целевые рынки (Целевые потребители, Географический целевой рынок, Ценообразование)
  5. Стратегии рекламы и продвижения (Стратегия продвижения, Средства распространения рекламы, Прогноз продаж)
  6. Управление (Организация и ключевой персонал, Постоянное потребление активов, Затраты на подготовку производства)
  7. Финансовый анализ (Себестоимость реализованной продукции, Анализ безубыточности, Количественный анализ, Доходы и убытки, Движение денежных средств, Балансы предприятия, Риски)
  8. Приложения

 

Хочется обратить внимание на то, что каждый из этих стандартов применяется в зависимости от любого отдельного бизнес-планирования. Т.е. для какой кампании пишется данный бизнес-план, с какой основной целью он составляется и т.п. Поэтому разные стандарты разработаны для разных ситуаций:

- бизнес-план по стандарту  UNIDO, в основном принят в компаниях,  работающих с американским рынком;

- бизнес-план по стандартам  ЕБРР, предоставляется в организации,  которые работают с Мировым  банком. Консолидированная форма  бизнес-плана, предполагающая наличие в компании внутреннего документа в более расширенной версии;

- бизнес-план по стандартам BFM Group, внутренние стандарты бизнес-планирования, имеющие наиболее широкую структуру,  позволяющую представить будущий  проект во всех аспектах бизнес-деятельности;

- бизнес-план по стандартам KPMG, эта форма, которая разработана  крупнейшим международным аудитором,  используется его клиентами.

Нужно отметить, что при  работе с иностранными инвесторами, немецкими инвестиционными компаниями, специальных требований к стандарту бизнес-планирования не предъявляется, но подразумевается, что представленный бизнес-план должен давать полное представление о рассматривающемся проекте. Таким образом, наполнение бизнес-плана дается на откуп инвестиционных менеджеров, информация в бизнес-плане должная быть полной и не избыточной.

 

II. специфика РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА инвестиционного проекта

 

2.1 Ключевые аспекты бизнес-плана инвестиционного проекта

 

Наиболее сложным разделом бизнес-плана является план маркетинга, в котором обосновывается рынок сбыта продукции (услуг) фирмы. Прежде предприятия не вели специальные маркетинговые исследования, поскольку их продукция (услуги) распределялась централизованно вышестоящими хозяйственными организациями.

На мой взгляд, начинающему предпринимателю лучше начать деятельность с вхождения на дефицитный рынок, где легче выбрать себе определенную нишу, где конкуренции нет или она незначительна. Тогда риск будет минимальным.

Входить же на насыщенный рынок с сильной конкуренцией можно лишь в случае готовности будущего предприятия выступить с безусловно конкурентоспособной продукцией. Иначе никакой инвестор или кредитор денег на организацию бизнеса не даст, ибо потеря их денег будет неизбежна.

Поэтому вопрос о плане  маркетинга для уже действующей фирмы следует решать в зависимости от того, на каком этапе ведется деятельность: начальном или в условиях расширяющегося бизнеса.

В целом раздел "План маркетинга" при бизнес-планировании разрабатывается на основе освещения  таких вопросов, как цели и стратегии маркетинга, рынок продукции, намеченной к выпуску, его размер, составные части (сегменты), вид рынка (насыщенный, дефицитный и др.), тенденции развития, наличие конкуренции, основные конкуренты, их характеристика, доля в рыночном предложении, видимые барьеры, способ реализации товара (продажа посредникам, непосредственная продажа от производителя, продажа по заказам и т.д.), ценовая политика, возможный рост продаж, реклама и рекламные мероприятия и др.

Для начинающегося бизнеса  в этом разделе бизнес-плана необходимо предусматривать лишь часть названных вопросов. Это, во-первых, характеристика рынка сбыта продукции, наличие конкуренции, способ продажи, ценовая политика, рекламные мероприятия.

В разделе бизнес-плана с необходимостью представления плана инвестору следует показать своим потенциальным партнерам, что фирма будет в состоянии реально производить потребное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Иными словами, предпринимателю здесь необходимо доказать, что он действительно может организовать эффективное производство.

Показывать или доказывать что-либо предпринимателю незачем, ибо он составляет план в первую очередь для себя, для своего предприятия, а не в расчете на "потенциальных  партнеров". Кроме того, производство товаров (работ, услуг), хотя и является основой деятельности предприятия, тем не менее само по себе полностью проблемы эффективности не решает, поскольку сбыт, продажа продукции становятся решающим аспектом деятельности. Вот почему отдается предпочтение ориентации предприятия не на производство, а на маркетинг.

Для действующего бизнеса, исходя из накопленной практики, в  этом разделе бизнес-плана можно  указать цели и стратегию маркетинга, уточнить сегмент (сегменты) рынка, основных конкурентов, тенденции развития.

При планировании начинающегося  бизнеса в разделе "План производства" следует освещать вопросы, связанные  с организацией производства: каков  объем продукции намечается к  выпуску; на каких производственных площадях и мощностях она будет  вырабатываться; где и у кого будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия; кто будет обеспечивать предприятие энергией, топливом; по какой производственной схеме будет вырабатываться продукция; какова потребность предприятия в рабочей силе; как будет осуществляться контроль качества; каковы будут издержки производства и т.д.

При планировании действующего бизнеса в разделе "План производства" необходимо отразить изменения в  организации производства в планируемом  году:

увеличение объемов  производства и повышение темпов экономического роста;

источники намечаемого  увеличения объемов и меры по их реализации.

Вместе с тем в  существующих методиках в разделе "План производства" ряд важных характеристик производства упущен.

Так, отсутствуют рекомендации о необходимости определения объема производства и показателей экономического роста. Главное внимание отводится технологическим вопросам: составлению схем производственных потоков, технологических схем, репутации поставщиков и смежников и т.п. Считается, что для конкурентоспособности товаров большое значение имеет не только репутация данной фирмы, но и репутация ее поставщиков и смежников. По моему мнению, конкурентоспособность товаров определяется самими товарами. Не репутация фирмы делает товар конкурентоспособным, а наоборот, товар (работа, услуга) создает фирме репутацию. Тем более для начинающегося бизнеса.

Информация о работе Особенности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта