Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:46, курсовая работа
Безопасность производственных процессов на нефтебазах достигается профилактическими мерами по предупреждению аварийной ситуации и должна быть обеспечена:
- применением технологических процессов приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
- применением производственного оборудования, удовлетворяющего требованиям нормативной документации и не являющегося источником травматизма и профессиональных заболеваний;
Введение……………………………………………………………………………3-5
1.1. Травматизм, с точки зрения отечественных и зарубежных авторов……………………………………………………………………...6-8
1.2. История изучения профессионального травматизма…………….9-11
1.3. Разработка мероприятий по снижению травматизма Политехническим университетом……………………………………...12-13
1.4. Психологические составляющие травматизма. Роль человеческого фактора…………………………………………………………………...14-20
1.5. Роль индивидуально психологических особенностей травматизма у отечественных сотрудников нефтебазы……………………………….21-25
Заключение……………………………………………………………………...26-27
Список литературы…………………………………………………………………
Выделяют эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное возбуждение - активизация различных функций организма в ответ на эмоциональные факторы. Эмоциональное возбуждение обычно не связано с активными волевыми действиями. Эмоциональное напряжение - состояние, характеризуемое активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожиданием какой-либо деятельности или опасности. Эмоциональное возбуждение и напряжение может перерасти в эмоциональную напряженность - состояние, характеризуемое такой степенью эмоциональных реакций, которая вызывает временное понижение устойчивости психических процессов и профессиональной работоспособности.
Таким образом, если возбуждение и напряжение представляют собой процессы усиления многочисленных функций организма и это биологически целесообразно, то при напряженности возникает выраженная диссоциация, дискоординация функций организма, снижение надежности, продуктивности в работе или полная утрата работоспособности7.
Напряженность может проявляться в различных формах: в тормозной форме в виде общей заторможенности вплоть до полного ступора; в возбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями "наоборот"; в диффузной форме, сочетающей, чередующей вышеуказанные два вида напряженности.
Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, ошибочное, искаженное воспроизведение в памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий. При преодолении напряженности эти нарушения исчезают. Способность к действиям без напряженности или предрасположенность к развитию состояния напряженности определяются уровнем эмоциональной устойчивости человека, особенностями нервной системы.
Как эмоциональное состояние может быть рассмотрена фрустрация, вызываемая объективно непреодолимыми препятствиями на пути к достижению желаемой и очень важной цели. Состояние фрустрации, кроме различных физиологических и психологических реакций по типу эмоциональной напряженности или нервного "срыва", проявляются также в агрессивности, подчеркнутой враждебности в поведении, выраженной грубости, желании "сорвать на ком-то зло" (агрессивная фрустрация).
Но фрустрация иногда проявляется и в противоположных реакциях: депрессия, пониженная активность ("руки опускаются"), самобичевание, обвинение себя в неудаче ("я во всем виноват", "я ни на что не гожусь") или же в особых формах капризного поведения.
Одно из характерных ее проявлений состоит в упрямом повторении бесплодных действий, в повторении ошибок, приводящих к несчастным случаям. Однажды пережитый несчастный случай часто вызывает такое остаточное психическое, фрустрирующее воздействие, которое еще больше увеличивает подверженность опасности.
Так, человек, пострадавший однажды от несчастного случая на какой-то определенной фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы неопределенное чувство страха, депрессии, а появляющаяся вместе со страхом неуверенность движений может вновь и вновь приводить к ошибкам, которые могут повлечь за собой повторение несчастного случая.
Статистика подтверждает, что среди лиц, переживших несчастный случай, часто бывают повторные травмы. Для снятия остаточных фрустрирующих следов пережитой травмы может быть полезна своевременно проведенная психотерапия у опытного психолога.
Факторы, определяющие развитие эмоциональных состояний, бывают внешние и внутренние. Внешние, экстремальные факторы - это такие, физические или информационные характеристики которых ведут к развитию крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов.
Однако развитие реакции тревоги, характеризующей тенденцию ухода от экстремального фактора, неспособность к мобилизации функций ведет к появлению различных степеней эмоциональной напряженности, вплоть до нервного срыва, деградации поведения или гибели.
К внутренним эмоциональным факторам относятся такие, как темперамент, уровень тревожности, ригидности (способности перестройки поведения), фрустрированности, невротичности.
Выделяют состояние стресса, когда человек подвергается воздействию самых различных стрессоров и организм отвечает однотипными реакциями, включающими в себя стадию тревоги, повышенной сопротивляемости организма и стадию истощения, стадия тревоги состоит из двух фаз: шока - общее понижение функций; противошока - общее повышение функций до уровня выше исходного за счет включения не только нейрорефлекторных, но и гормональных реакций в организме.
Стадия повышенной сопротивляемости организма может длиться от нескольких минут до нескольких часов. И, наконец, стадия истощения, появление нарушений в организме под действием избытка гормонов (спазм сосудов, головные боли, повышение давления, инфаркты, инсульты, язвы желудка и др. проявления).
Как показали исследования американских психологов, человек может без значимого ущерба для здоровья выдержать лишь определенное количество стрессов, но кто-то больше, кто-то меньше. У каждого свой уровень стрессоустойчивости, превысив который, человек приобретает острые, хронические соматические и нервные заболевания, вплоть до смертельного исхода.
На современном этапе развития науки психологические особенности аварийности, травматизма, происшествий стали изучать более тщательно и всесторонне. И, например, пришли к выводу, что в авиации очень большой процент происшествий, примерно 70%, происходит за счет индивидуальных психологических особенностей. При этом само название «психологические особенности» часто сводилось к термину «личный» или «личностный» .
В истории рассматриваемой проблемы индивидуального, далее личного фактора, в травматизме - это как раз то же самое, что личный фактор в происшествиях, личный фактор в различного рода авариях, экстремальных ситуациях и т.д. Происхождение термина «личный фактор», видимо, восходит к проблемам личности, которая занимает в психологии центральную позицию.
Исследование личностного или личного фактора в травматизме, аварийности проводилось и в нашей стране еще в 20-30 годы прошлого века. В них принимали участие такие ученые как И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, Д.И.Рейтынбарг, К.К.Платонов, А.И.Колодная и другие.
Мы должны сказать, что проблема травматизма в промышленности руководителями так называемого психотехнического движения у нас в стране И.Н.Шпильрейном и С.Г.Геллерштейном считалась наиболее сложной и запутанной. Почему же? Можно допустить, что травматизм - системное явление, оно зависит не только от техники, но и от человека.
Поэтому когда мы говорим о травматизме и о роли техники, роли человека, то действительно, здесь, образно говоря, можно перепутать, от чего зависел травматизм. Например, в нашей практике, известен случай, когда рабочий, для того чтобы устранить неисправность, остановил станок, поставив на защелку специальный рычаг. Затем начал устранять неисправность. А станок с этой защелки сошел, и рабочий получил травмы рук. Кто здесь виноват, рабочий или техника? Можно приводить и другие примеры.
Психологические факторы проявления опасности, в частности - это сонливость, усталость, неудовлетворенность трудом, аффективное состояние, состояние депрессии, фрустрации. Все это влияет на поведение человека, причем многогранно, в том числе проявляется неожиданно. Причем проявляется так, что предотвратить аварию или травму часто оказывается невозможным.
Чаще всего психологические факторы проявляются сложным образом. И это задача из задач в отношении исследования психологических факторов в травматизме и аварийности. Например, сложным образом проявляется травматизм на мотивационном уровне, когда человек почему-либо ведет себя так, а не иначе, или объяснить, например, мотивацию человека, которому совершенно не нужно спешить и который, тем не менее, рискуя, перебегает дорогу перед идущей машиной.
Существуют различные подходы, различные попытки объяснить психологические факторы травматизма и аварийности, и единой общепринятой теории нет. Например, очень известной является теория Карла Марбе, представителя так называемой Вюрцбургской научной психологической школы. К.Марбе работал в Вюрцбургском университете в Германии, занимался проблемами психологии установки и связывал травматизм, который происходит у людей, с недостаточно быстрой переключаемостью установок.
Самое интересное в исследованиях К. Марбе заключается в том, что он выдвинул идею об «унфеллерах», неуспешниках, то есть людях, которые рождены быть фатальным образом подвергнутыми или травматизму или аварийности или где-то с ними произойдет происшествие. Один из последователей этой школы Фармер говорил, что несчастниками рождаются так же, как и музыкантами. К.Марбе исходил из биологического подхода.
Получалось так, что наследственность обусловливала этот фактор подверженности опасности. Идеи К.Марбе были подвергнуты критике. Но, тем не менее, эта теория получила широкое развитие и является одной из классических.
Другой тоже очень известной теорией, хотя прямо не связанной с травматизмом, является теория, выдвинутая Зигмундом Фрейдом. З.Фрейд специально не занимался вопросами травматизма, но он занимался вопросами о повреждениях, а, занимаясь вопросами о повреждениях, он касался вопросов и травматизма. Например, в своей книге «По ту сторону принципа удовольствия» он писал, что целью всей жизни человека является смерть, что состояние неживое более устойчивое, чем живое. А в другой своей книге «Психопатология обыденной жизни» он писал, что когда кто-либо из его домашних жалуется, что прикусил себе язык или прищемил палец, то вместо ожидаемого участия получает в ответ: «А зачем ты это сделал?».
Фрейд исходил из своей психоаналитической теории, когда стремление человека, его внутренняя мотивация были направлены либо к привычным удовольствиям, либо в равной мере стремлению к смерти, то есть, обусловлены инстинктами Эрос или Танатос.
Первой отечественной монографией, которая широко освещала личный фактор в травматизме и аварийности, была монография М.А.Котика, она появилась в 1981 году и выдержала два переиздания. Но надо отметить, что еще в 1968 году вышла небольшая книга в издательстве «Профиздат», переводная книга венгерских ученых Иштвана Балинта и Михая Мурани «Психология безопасности труда», в которой содержались идеи о предотвращении травматизма и аварийности за счет учета психологических факторов. Данные этой книги тоже позволяют говорить о значительной роли указанных факторов.
Существуют и другие подходы. Например, проблемой психологических факторов в аварийности и травматизме занимался С.А.Елисеев, предложив концепцию аксидентальных способностей, как способностей противодействия опасности в любом виде деятельности. Аксидентальные спортивные способности в теоретическом отношении рассматривали С.А.Елисеев и Н.В.Журин.
Психологические факторы аварийности и травматизма в той или иной форме упоминали в своих работах К.К.Платонов, В.Г.Лоос и другие, то есть психологические факторы деятельности так или иначе высвечиваются, причем больше всего они получили научное развитие в промышленности.
В отношении психологии, которая касается других видов деятельности, можно говорить много. Но начать надо с того, что не существует видов деятельности, которые были бы совершенно безопасны. Любой вид деятельности, даже который кажется совершенно безопасным, на самом деле является опасным и поэтому требует исследования в отношении безопасности. Дело заключается в том, что опасность проявляется очень многогранно, она может быть физической, она может быть и социальной.
Из всего вышесказанного получается, что все люди по-разному защищены от опасности: одни лучше, другие хуже, и поэтому вопрос в психологии безопасности деятельности стоит примерно так: «Как сделать, чтобы люди с различными структурами личности лучше обеспечивали безопасность своей деятельности?».
Один из отечественных психологов Е.А.Климов, разработал основы понятия «Индивидуальный стиль деятельности» (ИСД). Оказалось, что человек в значительной мере работает в зависимости от типа темперамента, определяя свою индивидуальную успешность и, как мы полагаем, безопасность. Когда человек работает успешно и безопасно - это самый лучший вариант, хотя сочетаний может быть больше.
То есть, если нам удается каким-либо образом сформировать у того же спортсмена индивидуальный стиль деятельности, то это самый лучший вариант. Мы имеем в виду индивидуальный безопасный стиль деятельности (ИБСД). Однако, в экстремальных ситуациях, которые нередки в спортивных состязаниях, высокого уровня ИСД достичь не удастся, так как решающее значение для успешности и безопасности будут иметь основные свойства нервной системы. Компенсировать их несоответствие деятельности не удастся в области абсолютной спортивной профпригодности.
Своеобразный тип производственного травматизма появился вместе с возникновением современной техники. Такой техникой управляет человек – оператор. Между ним и управляемым объектом устройство, в котором он видит возможность контролировать ту или иную ситуацию. Причем многие виды работ стали работами такого операторского профиля. Это не только работа летчика, но и работа оператора на машиностроительном заводе, управляющего прокаткой металлов.