Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Согласно некоторым историческим данным,
первые такси-колесницы существовали
в Древнем Риме. Примитивные прототипы
такси появились в Лондоне в 1636 году, когда
лондонские кучера получили лицензию
на извоз, и в Париже годом позже.
Первые моторизированные наёмные экипажи
— фиакры [фр. fiacre] появились во Франции
в 1890 году, но особым успехом не пользовались.
Причиной тому было отсутствие строгого
единого тарифа на перевозку. В 1891 году
немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл
первый таксометр и ситуация стала быстро
меняться. В 1907 году на улицах английской
столицы появились первые таксомоторы
оборудованные таксометрами, и спрос на
услуги такси резко возрос.
В России таксометр появился только в
конце XIX века. Спрос на извозчиков в обеих
столицах был большим: уже тогда и Москва,
и Санкт-Петербург были крупными транспортными
узлами с десятками железнодорожных вокзалов.
В СССР относительно развитая служба
такси появилась в 30–50-е годы ХХ века с
появлением легковых «эмок», «побед»,
«зилов» и «волг».
Сейчас такси — неотъемлемый атрибут
любого современного города. На улицах
работают тысячи таксомоторов на любой
вкус и кошелек. Это прибыльный и активно
развивающийся бизнес.
Автоматизация такси это шаг, на который
сейчас идут многие службы такси. Объясняется
это тем, что рынок такси постоянно пополняется
организациями, оказывающими услуги по
перевозке пассажиров, а значит, чтобы
занять на нем свое место, необходимо максимально
полно отвечать его требованиям и оперативно
реагировать на происходящие изменения.
В данной работе автоматизация рассматривается
на примере таксомоторного предприятия
Автолайн .
1Характеристика предприятия
В ходе прохождения производственной
практики было проведено исследование
реально существующего таксомоторного
предприятия «Автолайн». Это небольшое
предприятие, которое имеет в своем распоряжении
полтора десятка машин и при этом совершенно
не использует ни одну информационную
систему. Заказы распределяются вручную,
а записи ведутся от руки. Контроль над
водителями практически отсутствует.
Тем не менее, это предприятие имеет четкую
организационную структуру (рис. 1.1.) и
то, чего не учитывает ни одна из рассмотренных
в сравнении ИС – медика и механика.
Рисунок 1 Организационная
структура предприятия «Автолайн»
Функциональные обязанности сотрудников,
представленных на данной схеме таковы:
- Директор
является организатором и руководителем
предприятия. Осуществляет руководство
заместителями.
- Заместитель
по финансовой части осуществляет руководство
финансовой деятельностью предприятия.
В его обязанности входит руководство
бухгалтерией, совместная с главным бухгалтером
подготовка отчетов в органы, контролирующие
финансовую деятельность коммерческих
организаций. Ввиду того, что этот заместитель
распоряжается финансовыми ресурсами
предприятия, именно он распоряжается
крупными затратами предприятия, вроде
пополнения (обновления) автопарка, закупку
необходимого оборудования и программного
обеспечения.
- Заместитель
по производственной части руководит
производственной деятельностью предприятия.
Под его контролем находятся: медик, механик,
отдел кадров и служба диспетчеров. Этот
заместитель отчитывается о проделанной работе, принимает решения о пополнении автопарка и приеме на работу новых сотрудников.
- Медик
осуществляет контроль состояния здоровья
водителя перед выходом на линию и на его
основе принимает решение о допуске.
- Механик
контролирует состояние транспортного
средства перед выходом на линию. В случае
обнаружения неисправностей может не
допустить транспортное средство к выходу
на линию.
- Диспетчер.
Первоочередная функция диспетчера –
это прием заказов. В это понятие входит:
непосредственно прием (или отказ) заявки,
постановка ее в очередь, передача ее водителю
и сообщение клиенту данных некоторых
данных о его заявке (номер машины, время
прибытия и т.п.).
Кроме того, диспетчер принимает окончательное
решение о допуске водителя на линию, составляет
наряд на смену и в течение смены осуществляет
оперативный контроль над ними.
Диспетчеры – это основные пользователи
разрабатываемой информационной системы.
Именно их точка зрения является опорной
при составлении функциональной модели
и модели данных.
- Водители
непосредственно осуществляют перевозку
пассажиров и прием платы. Также водители
«на месте» осуществляют оценку состояния
транспортного средства.
Среди особенностей данной разработки
следует отметить невозможность изменения
организационной структуры и резкого
увеличения числа работников или расходов.
2Обзор и сравнение аналогов
разрабатываемой информационной системы
На сегодняшний день на рынке существует
большой выбор программного обеспечения
для служб такси. Существуют как платные,
так и бесплатные версии с различным набором
функций.
В данной работе рассмотрены самые популярные
программные комплексы, которые отвечают
следующим требованиям: связь с водителем,
накопление статистики, возможность одновременного
использования несколькими пользователями
(так как информационная система диспетчерской
службы ориентирована в основном на диспетчера,
то под «пользователем» следует понимать
именно диспетчера).
2.1. Программный комплекс
«Такса»
Система «Такса» — это программный комплекс,
предназначенный для автоматизации такси
и ее диспетчерской службы. «Такса» удобна
в эксплуатации, функциональна и позволяет
наладить эффективную работу такси без
использования классической радиосвязи.
Среди функций программы:
- Возможность
заказа такси через смс-сообщения, интернет
и автозаказ;
- Расчет
стоимости поездки с учетом километража,
времени суток, маршрута и простоя машины благодаря интегрированному в систему GPS-таксомтеру;
- Расчет
оптимального маршрута движения благодаря
модулю «Картография»;
- Прием
платежей и расчет с водителями;
- Ведение
статистики работы такси;
- Функции
автоматического распределения звонков,
голосового автоинформирования клиентов и многое другое.
Как результат, «Такса» позволяет значительно
сократить расходы на содержание персонала
за счет автоматизации многих процессов,
а главное, с ее помощью можно контролировать
все происходящее в компании: и оперативность
работы диспетчерской службы, и честность
водителей. Простота и удобство использования
системы позволят в короткие сроки развернуть
комплекс собственными силами и с минимальными
затратами.
2.2. «М2М-ТАКСИ»
Диспетчерская автоматизированная система
управления и мониторинга такси М2М-ТАКСИ
предназначена для автоматизации работы
диспетчеров/операторов службы такси
с применением технологий определения
местоположения автотранспорта по сигналам
спутниковых навигационных систем GPS,
передачи данных в сетях GSM/GPRS и специализированного
диспетчерского программного обеспечения.
Внедрение автоматизированной системы
М2М-ТАКСИ на коммерческих таксомоторных
предприятиях позволяет решать задачи:
- Автоматизация
работы диспетчеров/операторов службы
такси;
- Автоматизация
управления автопарком такси;
- Мониторинг
транспорта и контроль работы автопарка
в режиме реального времени;
- Контроль
работы водителей и диспетчеров;
- Контроль
качества транспортного обслуживания
клиентов;
- Обеспечение
безопасности пассажиров и водителей.
Функциональные возможности:
- Мониторинг
такси, его местоположения, скорости, направления
движения и технического состояния транспортных
средств в режиме реального времени;
- Спутниковый
мониторинг транспорта и его контроль
«на линии» с сохранением в базу данных
необходимых параметров: эффективный
(с заказом) и «холостой» (без заказа) пробег
транспортного средства, техническое
состояние автомобиля и др.;
- Автоматический
поиск ближайших к адресу вызова транспортных
средств и оптимальное распределение
заказов по водителям с учетом статуса
автомобиля;
- Двухсторонний
обмен стандартными статусными сообщениями
между водителем и диспетчером с целью
контроля текущего состояния выполнения
заказа («по адресу», «опаздываю», «поехали»);
- Автоматизированное
назначение машины для выполнения заказа;
- Передача
на машину, подтвердившую заказ, полного
формуляра заказа;
- Управление
статусами заказов и статусами водителей;
- Закрытие
заказа в формате, обеспечивающем получение
всей необходимой для базы данных информации;
- Контроль
входа автотранспорта в зону заказа;
- Контроль
всех стадий выполнения заказа с помощью
обмена сообщениями между водителем и
диспетчером;
- Тотальный
контроль графика работы водителя;
- Сбор,
анализ и хранение информации в базе данных
системы;
- Ведение
различных справочников (транспортных
средств, персонала, автомобильных навигаторов
и др.);
- Возможность
разделять отчеты на произвольные периоды
(смены, рабочие дни и т.д.).
М2М-ТАКСИ – аппаратно-программный комплекс,
построенный на базе телематической платформы,
технологической платформы диспетчерской
службы такси и абонентского оборудования
с использованием передовых информационно-телекоммуникационных
технологий: сотовой связи GSM (GPRS/SMS), спутниковой
навигации (GPS).
Состав аппаратно-программного комплекса:
- Телематический сервер с установленным программным обеспечением BN-Complex®;
- Аппаратно-программные
средства сервера диспетчерской автоматизированной
системы мониторинга и управления такси;
- серверное
оборудование с установленным лицензионным
программным обеспечением;
- программное
обеспечение ТАКСИ-918® диспетчерской службы
такси на технологической платформе 1С:
Бухгалтерия 7.7;
- программное
обеспечение мониторинга и оперативного
управления транспортом в режиме реального
времени CyberFleet®;
- Аппаратно-программные
средства автоматизированных рабочих
мест (АРМ) диспетчеров и операторов диспетчерской
службы такси.
Аппаратно-программные/программные средства
дополнительных опциональных модулей:
- компьютерно-телефонная
интеграция;
- почтовый
сервер;
- отправка
SMS-сообщений;
- прием
заказов через Интернет;
- интеграция
с картой;
- аудиозапись
разговоров;
- автоматическая
система приема заказов;
- автоматическая
прокладка маршрута.
Бортовое оборудование транспортных
средств:
- SHTURMANN®Link 300 Pro - персональное навигационное устройство с функцией абонентского телематического терминала;
- Таксометр.
Объекты внедрения системы:
- Частные
компании, осуществляющие пассажирские
перевозки собственными/арендованными
автомобилями;
- Диспетчерские
службы, работающие с частными компаниями
и индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими пассажирские перевозки;
- Частные
компании, предоставляющие в аренду транспортные
средства частным и юридическим лицам;
- Владельцы
аэропортов, гостиниц, торгово-развлекательных
центров, предоставляющих услуги такси.
Пользователи системы:
- Руководители
таксомоторных предприятий;
- Диспетчеры
служб такси;
- Операторы
служб такси;
- Руководители
служб безопасности;
- Сотрудники
бухгалтерии.
Преимущества системы:
- Первая
в России специализированная отраслевая
система, объединяющая в себе как традиционные
технологии диспетчеризации таксопарков,
так и инновационные технологии спутниковой
навигации GPS;
- Разработана с учетом особенностей бизнес-процессов коммерческих таксомоторных предприятий;
- Имеет
возможность интеграции с различными
видами информационных, навигационно-информационных
и др. специализированных систем;
- Дорабатывается
и совершенствуется с учетом пожеланий
и рекомендаций клиентов;
- Внедрение
системы обеспечивает выполнение в полном
объеме требований нормативно-правовых
актов: Приказа Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. №200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», «Устава автомобильного транспорта» и многих других;
- Эффективность
внедрения.
2.3. «Такси Мастер»
Программа для диспетчерской такси -
Такси Мастер автоматизирует выполнение
основных процессов в службе такси. Использование
Такси Мастер в службе такси позволит
принимать больше заказов, сократить издержки
и повысить прибыль.
Диспетчерская программа Такси Мастер
позволяет:
- Автоматически
принимать, обрабатывать и распределять
заказы;
- Принимать
и отправлять сообщения SMS для связи клиентов
и службы;
- Использовать
в работе возможности call-центров Oktell, Infra и Asterisk;
- Организовать
работу водителей через сотовые телефоны
и КПК;
- Принимать
платежи от водителей через терминалы
оплаты;
- Использовать
для расчета и прокладки маршрута GPS навигацию;
- Программа
для диспетчерской может принимать
заказы не только с телефона, но и с других
источников (смс, интернет сайт);
- Вести
различные категории номеров (списки "белых",
"черных" номеров и тд.);
- Работать
с физическими и юридическими лицами на
различных условиях (индивидуальные тарифы,
скидки и др.).
Благодаря гибкости настройки параметров
работы и удобному интерфейсу программа
для диспетчерской Такси Мастер подходит
для использования в службах такси разных
городов.
2.4. Сравнение аналогов.
Рассмотрев самые популярные программные
продукты в рассматриваемой предметной
области можно составить список критериев,
по которым они будут оцениваться:
- Использование
геоинформационных систем как повышает
наглядность для диспетчера, так и упрощает
ручное распределение заказов, если возникает
такая необходимость.
- Интеграция
с терминалами. Возможность безналичного
расчета серьезно усиливает контроль
над добросовестностью водителей, которые
могут использовать часть выручки в обход
бюджета предприятия.
- Возможность
сделать заказ посредством SMS. В некоторых
ситуациях клиент не имеет возможности
совершить голосовой вызов. В такой ситуации
может помочь сервис коротких сообщений.
- Автоматическое
распределение заказов снижает нагрузку
на диспетчера и предотвращает воздействие
личных отношений на рабочий процесс.
Кроме того автоматика может намного точнее
рассчитать оптимальный маршрут для каждого
транспортного средства с учетом «холостого»
(без заказа) пробега и расхода топлива.
- Контроль
состояния транспортного средства на
линии позволяет диспетчеру и информационной
системе точнее отслеживать и распределять
нагрузку среди водителей. Кроме того
это дает возможность отслеживать исключительные
ситуации (пробки, аварии, потеря связи
с транспортом и т.п.).
- Демо-версия.
Руководитель предприятия не станет отдавать
большие деньги за «кота в мешке». В связи
с этим, перед внедрением программного
комплекса необходимо ознакомится с его
возможностями на практике. Кроме того, появляется возможность сравнить
несколько продуктов и выбрать тот, который
подходит именно для тех условий, в которых
работает предприятие и требованиям, которые
предъявляют работники.