Перспективы развития денежного рынка с помощью банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Из всего вышесказанного, ставим перед собой цель - раскрыть и изучить сущность экономических циклов и их роль в экономическом развитии.
В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются:
Изучение понятия и сущности экономического цикла;
Исследование основных фаз цикла;
Исследовать роль циклического развития в экономике России в условиях экономического кризиса;
Анализ перспектив развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Денежный рынок: теоретические аспекты……………………………...……..5
1.1 Понятие денежного рынка и его функции...………………………………...5
1.2 Сущность денежно-кредитной политики...…………………………………7
1.3 Центральный банк и ее роль в развитии денежного рынка..……………….8
2 Анализ развития денежного рынка РФ………………………………..……..16
2.1 Характеристика денежного рынка РФ….…………………………………..16
2.2 Характеристика банковской системы РФ………………………………….22
2.3 Роль банков в развитии денежного рынка РФ….………………………….27
3 Перспективы развития денежного рынка с помощью банков……………...29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников …………………………………………..35

Файлы: 1 файл

tsiklichnost.docx

— 143.61 Кб (Скачать файл)

Завершение структурной перестройки экономики и достижение высоких темпов экономического роста начинают складываться только на третьем этапе, который начался в 2012 г. На этом этапе происходит достижение темпов прироста ВВП на 7-8%, а реальных доходов населения - на 4-5%. Благодаря высоким темпам прироста инвестиций в предыдущем периоде, возникли условия для существенного роста производительности труда. Однако случившийся экономический кризис снизил практически все показатели в несколько раз.

Сегодня Россия находится в сложной ситуации: впервые за десять лет расходы превышают доходы. Правительство перейдет к режиму жесткой экономии бюджетных средств.

Официальные статистические данные за 1 квартал 2009 г. показали, что ВВП сокращается на 9,5% в год. То есть, в 2009 году был глубокий спад валового внутреннего продукта. Уровень инфляции составило около 13%. Печальное состояние российской экономики отчасти объясняется прежними излишне оптимистическими оценками объема поступлений от экспорта нефти, на которые приходится от трети до половины российского бюджета. Инвентаризация расходов, переход к программно-целевому планированию в большем объеме, чем это было раньше, экономия, оптимизация - это ключевые задачи ближайшего времени.

Из проведенного анализа видно, что главной фазой экономического цикла в период 2000-2014 гг. является кризис (спад производства), поскольку он представляет собой механизм разрушения старых пропорций, создающий условия для будущего развития производства. Свою "очистительную" функцию кризис выполняло с помощью механизма цен. В фазе кризиса снижаются товарные цены на устаревшую продукцию, падают процентные ставки, курсы акций, понижается прибыль компаний, а многие из них несут убытки, что вызывает волну банкротств. Так случилось после кризиса 1998 г., и происходит на данный момент.

Но кризисная экономика не значит плохая экономика. В самом кризисе заложена возможность его преодоления. Кризис, прежде всего, устраняет свою непосредственную причину - перенакопление капитала, так как в фазе кризиса экономика избавляется от части основного капитала путем его обесценения и даже уничтожения.

За кризисом 1998 г. и 2009 г. последовала депрессия. Внешне она проявилась в замедлении темпов спада, застое в банкротствах, уменьшении товарных запасов и т.п. На данной фазе цель, стоящая перед фирмами (максимизация прибыли), снова становится заманчивой, так как в производстве произошло снижение издержек.

Далее, при оживлении, когда постепенно вырастут цены, заработная плата, занятость, процентные ставки и пр., осуществятся массовые инвестиции, обеспечивающие расширенное воспроизводство. Таким образом, функция оживления, которая произошло и будет происходить в 2014-2015 гг. в российской экономике, осуществляла расширение воспроизводства за счет докризисного уровня производства.

 

2.3 Антиинфляционная  политика РФ

 

Анализируя меры по выходу из кризиса можно констатировать, что Российское правительство проводит курс по сохранению стабильности в краткосрочном масштабе. Речи о масштабной модернизации экономики страны не идет. В целом ответная реакция правительства была достаточно логичной. В частности, три самых крупных банка России - «Сбербанк», «ВТБ» и «Газпромбанк» - получили 1,5 трлн. руб. на поддержание банковской системы страны. Всего на антикризисные меры правительство выделило свыше 6 трлн. руб.

Государство попыталось поддержать биржевые индексы, но отказалось от этой затеи. Попытка поддержки биржи в этих условиях означала только одно: помощь бегущим из страны инвесторам в вывозе больших сумм за продаваемые ими ценные бумаги. Неоднозначной оказалась и валютная политика. По политическим причинам власти не решались полностью отказаться от поддержки валютного курса рубля, и пошли на поэтапную, растянутую во времени девальвацию. Населению была дана возможность застраховаться от обесценения рубля. В ожидании снижения курса банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заемщики. Кроме того, резкое снижение рубля стало бы дополнительным фактором поддержки внутреннего производства, защиты отечественного рынка от импорта иностранных товаров, поддержало бы экспортеров, а также создало бы дополнительные стимулы для притока в будущем иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Наконец, правительство предложило широкий пакет стимулов, прежде всего налоговых, для поддержки развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства «системообразующих» предприятий.

 

Рисунок 8 – Государственная антициклическая политика:

____ - уровень деловой активности  до государственного регулирования; 
           ---- - уровень деловой активности после государственного регулирования.

 

В России снижена таможенная пошлина на нефтеэкспорт, снижен налог на добавленную стоимость, увеличили расходы на строительство инфраструктурных объектов и оказание поддержки реальному сектору экономики, повысили таможенную пошлину на импорт автомобилей, выделены средства на поддержку отечественной автомобильной отрасли. Правительство России выбрало социально-ориентированную модель выхода из кризиса - повышение пенсий, зарплат, доходов населения. Была усилена поддержка социальной сферы, приняты меры по увеличению занятости, заморожены цены на лекарства и плата за обучение студентов. Расчет был на то, что внутренний рынок активизируется и поднимет экономику. Модель эта мало того, что не работает, но еще и заставляет бюджет ужиматься в прочих расходах - стимулировать промышленность уже нечем. Чрезмерное регулирование экономики и большие расходы на социальное обеспечение могут:

- Подорвать основы функционирования рыночного механизма.

- Создать в стране иждивенческие настроение и снизить производительность труда.

- Растущие доходы населения направляются либо в банки, либо на импортную продукцию. Внутренний спрос не стимулируется и только затрудняет восстановление экономики.

3 Перспективы развития России в условиях экономического цикла

 

Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.

Тем не менее, российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов — минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления. 

Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы, прежде всего, неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий.

Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл.

 Не способствует  экономическому росту и во  многом паразитический характер  выросшего на спекулятивных сделках  и даровой приватизации крупного  российского капитала. Он тесно  связан с ТНК, а также достигшим  высокой доли в экономике теневым  сектором, и не способен организовать  современные конкурентные производства. Немаловажную роль играет коррумпированность  раздувшегося чиновничьего аппарата, его стратегическая беспомощность, низкий профессионализм, неуемное  своекорыстие.  
Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.  
В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г.4. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет. 

Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25- 30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.

Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.  
Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.

При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией “Прогнозы и циклы”, Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века. 

Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть — основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.  
На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.  
Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс “догоняющего” развития, “удержания позиций” в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на “опережающее” развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.

Информация о работе Перспективы развития денежного рынка с помощью банков