Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:48, реферат
В настоящее время наступает переломный момент по целому ряду позиций и
складываются, по нашему мнению, уникальные возможности и вызовы, связанные со взаимодействием топливно-энергетического комплекса и объектов/процессов конечной переработки (химический комплекс) в потребительскую продукцию.
Отметим, в частности, что в достаточно близкой перспективе российские нефтяная
и газовая промышленность, как следует из подготовленных в 2010 г.
1) ВВЕДЕНИЕ 3
2) ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ НЕФТЕГАЗОХИМИИ 6
3) ЭКСПОРТНАЯ И ИМПОРТНАЯ ПРОДУКЦИЯ 9
4) СЕГМЕНТАЦИЯ МИРОВЫХ РЫНКОВ 10
5) ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РОССИЙСКОГО КПНГХ И ПОТЕНЦИАЛ РОСТА ПРОДУКЦИИ. 11
6) РОЛЬ И МЕСТО НГХК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА МИРОВЫХ РЫНКАХ 12
7) ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НГХК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ. 14
8) ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
9) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ОГРАНИЧЕНИЯ
И ПРОЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НГХК
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ИХ РЕШЕНИЯ
Успешность перспективного развития
нефтегазохимического комплекса Республики
Татарстан во многом будет определяться
умением и возможностями
1) переход к поздней стадии эксплуатации
топливно-энергетических запасов, в результате
которого нефтедобыча региона сталкивается
с ограничениями запасов углеводородного
сырья;
2) ухудшение качества добываемых в республике
нефтяных ресурсов (ниже API и выше содержание
серы по сравнению с девонским сортом)
и планируемое введение в России "банка
качества", что в перспективе приведет
к затруднению экспорта республиканской
нефти и снижению прибыльности нефтедобычи;
3) потеря значительной части потенциальной
добавленной стоимости Республики Татарстан
вследствие прерывания "цепочки"
переработки углеводородного сырья на
его экспорте;
4) слабое развитие внутренних рынков потребления
продукции НГХК (удельное потребление
продукции на порядок ниже, чем в развитых
странах);
5) недостаточное удовлетворение текущих
и перспективных потребностей экономики
в прогрессивных видах продукции НГХК,
что, в свою очередь, приводит к росту импорта
этих товаров; низкая эффективность кооперационных
связей с отраслями-потребителями продукции
НГХК;
6) сохраняющиеся проблемы в обеспечении
НГХК рядом ценных видов сырья, в том числе
вследствие неразвитой транспортной инфраструктуры
(железнодорожного, автомобильного, продуктопроводного
и других видов транспорта);
7) опережающий рост издержек производства
(на энергетические и сырьевые ресурсы,
транспортные услуги, оплату труда и других)
снижает рентабельность перерабатывающих
производств, что ограничивает возможности
предприятий инвестировать в развитие,
негативно влияет на конкурентоспособность
предприятий и грозит потерей стратегических
позиций на внутренних и внешних рынках;
8) увеличение единичной мощности нефтеперерабатывающих,
нефтехимических производств в мире и
значительное отставание по этому критерию
российских установок (в 3 и более раза),
что снижает конкурентоспособность по
ряду экономических параметров;
9) высокий износ производственных фондов,
высокая ресурсо- и энергоемкость, низкая
производительность труда, что оказывает
существенное влияние на снижение эффективности
деятельности; рост числа и усложнение
промышленных объектов усиливает техногенные
риски, увеличивает экологическую нагрузку
на регион;
10) низкая по сравнению с другими странами
инвестиционная привлекательность проектов
глубокой переработки углеводородных
ресурсов ввиду большей капиталоемкости,
применения норм проектирования и строительства
объектов, не соответствующих международным
и национальным стандартам развитых стран;
11) низкие темпы разработки и освоения
в НГХК Республики Татарстан инновационных,
прорывных направлений развития (внедрения
нано-, биотехнологий, современных катализаторных
систем, другие); недостаточно эффективные
механизмы интеграции фундаментальной
и прикладной науки с предприятиями НГХК.
Усиление зависимости от зарубежных технологий,
инжиниринговых услуг при одновременном
ограничении доступа к лучшим мировым
техническим решениям;
12) усиление в будущем дефицита высококвалифицированных,
конкурентоспособных трудовых ресурсов
в отраслях комплекса вследствие снижения
численности экономически активного населения,
сохранения проблем в развитии кадрового
потенциала.
Эти и другие барьеры роста формируют
"системную проблему" развития НГХК,
заключающуюся в необходимости сохранения
устойчивого динамичного развития и повышения
конкурентоспособности отраслей НГХК
Республики Татарстан в новых формируемых
условиях хозяйствования в глобальном,
национальном и региональном масштабах.
Это актуализирует необходимость выработки
системы взаимно дополняемых государственных
и корпоративных мер по разрешению накопившихся
проблем с помощью механизмов программно-целевого
планирования.
В настоящее время очевидна необходимость определения долгосрочных и среднесрочных перспектив развития НГХК Республики Татарстан в рамках Программы развития НГХК Республики Татарстан на период до 2014 г., что обусловлено как появлением новых тенденций развития мирового и российского НГХК, так и накоплением ряда проблем и противоречий, требующих эффективного разрешения.
Вклад НГХК Республики Татарстан
в реализацию этой стратегической цели
видится в:
1) росте производства и потребления продукции
НГХК до уровня развитых стран и повышении
на этой основе качества жизни населения;
2) обеспечении новых возможностей для
конкурентоспособного развития других
отраслей экономики путем предложения
большего ассортимента продукции с новым
набором свойств и качественных характеристик;
3) усовершенствовании действующих и разработке
принципиально новых технологий производства,
позволяющих НГХК достичь весомых позиций
на глобальном и национальном уровнях;
4) развитии кадрового потенциала в отрасли,
сохранении и обеспечении конкурентоспособности
кадров в мировом масштабе;
5) привлечении и ускоренном освоении инвестиций
в НГХК для реализации потенциала НГХК
в вышеобозначенных и других направлениях
развития.
Таким образом, решение
комплекса проблем и реализация
планируемых мероприятий
1) обеспечить устойчивые темпы развития
отраслей НГХК;
2) создать условия для многократного увеличения
объемов выпуска продукции с высоким уровнем
переработки;
3) закрепить конкурентные преимущества
отечественных товаропроизводителей
продукции высоких переделов на внутреннем
и внешнем рынках;
4) увеличить число малых и средних предприятий,
перерабатывающих продукцию НГХК Республики
Татарстан;
5) снизить зависимость республики и страны
в импортных товарах НГХК, обеспечив их
замещение производством отечественной
высоко- и среднетехнологичной продукции;
6) обеспечить разработку и промышленное
внедрение востребованных производством
технологий, увеличить долю выпуска инновационной
продукции;
7) снизить экологическую нагрузку НГХК
Республики Татарстан;
8) обеспечить отработку отдельных механизмов
государственной поддержки малого и среднего
производственного бизнеса, исследований
и разработок, развития кооперационных
и кластерных образований и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед страной стоят задачи одновременно
и догоняющего, и опережающего развития.
В условиях глобальной конкуренции
и открытой экономики невозможно
догнать развитые страны мира по уровню
благосостояния и эффективности, не обеспечивая
прорывного развития в тех секторах экономики,
которые определяют ее специализацию
в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной
степени реализовать национальные конкурентные
преимущества.
По-прежнему одним из существенных конкурентных
преимуществ страны выступают углеводородные
ресурсы, которые, однако, используются
не самым эффективным образом. Усиление
стратегических позиций России на мировых
рынках за счет роста глубины переработки
углеводородного сырья, повышения качественного
уровня развития отраслей нефтепереработки,
химии и нефтехимии, их инновационной
активности, а также резкого повышения
эффективности использования месторождений
за счет внедрения новых технологий - одно
из условий достижения стратегической
цели Российской Федерации.
В соответствии с поставленными в стране
приоритетами и задачами развития нефтегазохимический
комплекс сохраняет в перспективе свою
ключевую ведущую роль в социально-экономическом
развитии Республики Татарстан.
Цель: максимально эффективное использование
природных, трудовых, интеллектуальных,
инвестиционных, других ресурсов и конкурентных
преимуществ, стабильное повышение на
этой основе производства добавленной
стоимости, долгосрочное укрепление позиций
на российском и мировом рынках.
Достижение цели предполагает решение
в среднесрочном периоде следующих задач:
1. Реализация и расширение конкурентных
преимуществ в "традиционных" отраслях
НГХК (нефтедобыче, нефтепереработке,
химическом производстве, производстве
резиновых и пластмассовых изделий).
2. Формирование институциональных условий
и научно-технических заделов, обеспечивающих
системный перевод НГХК Республики Татарстан
в режим инновационного высокотехнологичного
развития.
Указанные задачи формируют основные
приоритеты среднесрочного развития:
1) сохранение объемов добычи нефти на
уровне не менее 30 млн.тонн в год за счет
традиционных методов (ввода в эксплуатацию
новых добывающих скважин, новых месторождений,
в том числе за пределами Республики Татарстан)
и применения новых технологий при бурении
скважин, совершенствования методов увеличения
нефтеотдачи пласта, добычи углеводородов
из нетрадиционных коллекторов;
2) ускоренное развитие нефтеперерабатывающего
сектора НГХК, ориентированного на обеспечение
высокой глубины переработки нефти, выпуск
качественных экспортоспособных нефтепродуктов
и широкой базы продуктов, востребованных
химической и нефтехимической промышленностью
Республики Татарстан;
3)модернизация действующих и формирование
новых высокотехнологичных производств
в химических и нефтехимических отраслях
НГХК Республики Татарстан, укрепление
и расширение на этой основе позиций республики
на российском и мировом рынках;
4) повышение вклада инновационных факторов
развития в процессы модернизации НГХК
Республики Татарстан, включение в инновационную
деятельность все большего числа республиканских
участников;
5) развитие эффективных и устойчивых кооперационных
связей предприятий НГХК с отраслями экономики
Татарстана, других регионов России, прежде
всего с предприятиями машиностроения,
строительства, дорожного и сельского
хозяйства, легкой промышленности;
6) приоритетное развитие и внедрение на
предприятиях НГХК ресурсо- и энергосберегающих,
экологически безопасных технологий,
способствующих снижению негативного
воздействия комплекса на окружающую
природную среду при повышении эффективности
хозяйственной деятельности;
7) ускоренное развитие малого и среднего
предпринимательства НГХК Республики
Татарстан в наиболее востребованных
современным обществом направлениях,
активное участие малого бизнеса в решении
проблем выравнивания социально-экономического
развития районов республики, а также
в увеличении до 30% республиканской доли
переработки полимерной и другой нефтехимической
продукции;
8) долгосрочное формирование и развитие
сплоченных высокопрофессиональных и
высокопроизводительных коллективов,
способных обеспечивать конкурентоспособность
и экономическую стабильность предприятий
нефтегазохимического комплекса Татарстана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аналитический доклад«Условия
и перспективы развития
2) Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 апреля 2010 г. N 275 "О Программе развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы"(с изменениями на 6 сентября 2010 года).
Информация о работе Перспективы развития внешних рынков продукции нефтегазохимического комплекса РФ