Планирование деятельности теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика и опыт показали, что главными движущими силами предпринимателей являются стремление удовлетворить общественные потребности в товарах и услугах и тем самым обеспечить себе и окружающим финансовую независимость. И то и другое — это цель.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 3
Теоретические основы планирования деятельности предприятия 3
1.1. Сущность планирования 3
1.2. Классификация планирования 4
1.3. Принципы и методы планирования 7
Глава 2. Практический анализ деятельности будущего предприятия. 10
1. Основные сведения о проекте: 10
Основная краткая информация о предприятии 10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1 3

Теоретические основы планирования деятельности предприятия 3

1.1. Сущность планирования 3

1.2. Классификация планирования 4

1.3. Принципы и методы планирования 7

Глава 2. Практический анализ деятельности будущего предприятия. 10

1. Основные сведения о проекте: 10

Основная краткая информация о предприятии 10

 

 

 

Введение

Мировая практика и опыт показали, что главными движущими силами предпринимателей являются стремление удовлетворить  общественные потребности в товарах  и услугах и тем самым обеспечить себе и окружающим финансовую независимость. И то и другое — это цель.

В условиях рыночной экономики предприятия  зачастую вступают в жесткую конкуренцию  друг с другом. Задача каждого предприятия  – предложить потребителю наиболее привлекательные по качеству и стоимости  товары и услуги, либо создать уникальную продукцию, исключив конкуренцию. Современное  предприятие должно постоянно развиваться: на успех может рассчитывать только та компания, которая способна на быстрое  и гибкое приспособление к постоянно  меняющимся условиям рынка.

Развитие предполагает разработку и внедрение в производство новых  проектов. Это могут быть как проекты, основанные на уже освоенных предприятием технологиях, так и инновационные  проекты. В Современном экономическом  словаре проект определяется как  «замысел, воплощенный в форму  описания, обоснования, расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность  его практической реализации». Проект имеет определенные временные рамки  и последовательность разработки, его  конечный результат носит уникальный характер.

Возможность практического применения подразумевает не только техническую  возможность, но и вопрос о выгоде создания конкретного проекта. Любой  предприниматель всеми способами  старается уменьшить потери денег, вложенных в различные проекты, хотя полностью устранить потери никому не удается. Бизнес — это  всегда риск, но в одном случае, возможно, не будет получена вся расчетная  прибыль, а в другом - может быть потеряно все. Чтобы этого избежать, предприниматель должен заранее  сравнить затраты на проект и доход  от его реализации, т.е. оценить размер возможной прибыли и эффективность  проекта. Для этого составляется бизнес-план проекта.

Упорядоченную схему действий по достижению определенной цели называют планом, следовательно, планирование есть непрерывный процесс  поиска новых путей и методов  оптимизации целевых действий за счет новых возможностей. На предприятиях производятся и анализируются расчеты  альтернативных предложений и описываются  ожидаемые результаты экономической  деятельности, осуществляется выбор  оптимальной цены реализации, величины выпускаемой серии продукции, принимаются  решения в область кредитной  и инвестиционной политики и многое другое. На основе этого анализа  принимается экономически обоснованное решение об эффективности разработанного бизнес-плана.

Глава 1

Теоретические основы планирования деятельности предприятия

    1. Сущность  планирования

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

По  сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии организация  находится в настоящее время?

  2. В каком направлении хочет двигаться организация?

  3. Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

 Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

  Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

    1. Классификация планирования

Планирование  можно классифицировать по различным  направлениям:

  1. По степени охвата сфер деятельности:
  • общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
  • частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
  1. По содержанию (видам) планирования:
  • стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
  • оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
  • текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
  1. По объектам функционирования:
  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование финансов;
  • планирование кадров.
  1. По периодам (охвату отрезка времени):
  • краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
  • среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет 
    долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет. 
    5. По возможности внесения изменений:
  • жесткое - не предполагает внесения изменений;
  • гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.
  1. .В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
  • полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
  • непрерывность планирования;
  • гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
  • возможность контроля за выполнением плана;
  • экономичность планирования;
  • точность планирования. 
    Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования. 
    Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

 

    1. Принципы  и методы планирования

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам  планирования относятся:

• непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы.

Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

• принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

В отечественной  практике применяются различные методы планирования на предприятии:

Балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов  и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

Нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

Этот метод может успешно  применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нормы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда;

Программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

  • сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ;
  • обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;
  • увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия;

Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

При этом методе планирования учитываются следующие факторы:

  • технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);
  • совершенствование организации производства и труда;
  • изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
  • инфляция;
  • особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Информация о работе Планирование деятельности теория