Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, реферат
В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
12.1. Сущность планирования
Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.
Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.
Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При раз-работке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:
♦ приоритеты и направления развития предприятия;
♦ потребность в капитале и ресурсах;
♦ рынок и его сегменты;
♦ эффективность отдачи.
Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.
Принципы планирования:
♦ непрерывности;
♦ научности;
♦ оптимальности;
♦ экономичности;
♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации;
♦ взаимной увязки и координации.
Основные задачи планирования заключаются в:
♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта, услуг;
♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо¬
лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.
Планирование классифицируется по следующим признакам:
♦ по времени
- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);
- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);
- краткосрочное (до 1 года);
♦ по объекту
- план предприятия;
- структурного подразделения;
- конкретного исполнителя;
♦ по степени охвата
- частное (отдельные сферы деятельности);
- общее (деятельность всего предприятия);
♦ по видам
- стратегическое (поиск новых возможностей);
- тактическое (создание определенных предпосылок);
- оперативное (реализация возможностей);
♦ по предмету планирования
- целевое (определение целей);
- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);
- программное (программы производства и реализации);
- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).
Соответствие процесса планирования^ также самих планов реальным условиям экономической деятельности во многом определяется своевременностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.
Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в:
♦ точности устанавливаемого интервала планирования;
♦ степени дифференциации и количества показателей планирования;
♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства;
♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.
Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.
Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами'.
♦ сверху вниз (Ьгеакйотеп). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);
♦ снизу вверх (ЬшШир) — обратный процесс;
♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эффективный способ.
Методы планирования'.
♦ балансовый;
♦ нормативный;
♦ программно-целевой.
В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.
Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:
♦ количественные показатели (абсолютные величины):
- объем продаж;
- численность персонала;
- фонд оплаты труда;
- сумма прибыли;
- затраты;
- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;
♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую
эффективность производства, его отдельных факторов:
- производительность труда;
- фондоотдача;
- качество продукта, услуги и др.
Процесс планирования включает следующие этапы'.
♦ определение локальных и глобальных целей предприятия;
♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия;
♦ поиск альтернатив:
♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;
♦ принятие решения, постановка плановых заданий;
♦ собственно разработка плана.
В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана.
Структура плана:
♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются:
- результаты маркетинговых исследований;
- портфель заказов;
- наличие производственных мощностей и ресурсов;
♦ план по издержкам;
♦ план по труду и кадрам;
♦ план инвестиций;
♦ план социального развития трудового коллектива;
♦ финансовый план.
Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.
12.2. Финансовое планирование
Финансовое планирование — достаточно сложный трудоемкий и многогранный процесс, затрагивающий практически все службы фирмы.
Практика показывает, что в большинстве случаев 80 % активов дают 20 % прибыли, а 20 % активов дают 80 % прибыли. Этот феномен получил название правила Парето "20 ' 80". Именно оно должно быть положено в основу планирования и управления финансовой деятельностью туристского предприятия.
Главная задача финансового планирования заключается в определении необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры капитала.
В процессе планирования постоянно должна производиться увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. С этой целью составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану.
Текущее планирование включает также составление и исполнение платежного календаря. Платежный календарь — это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный (текущий, ссудный, валютный) счет, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь конкретизирует текущий план, уточняет показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью платежного календаря контролируется составление смет затрат, издержек производства, реализация туристского продукта, уровень рентабельности.
Завершающим этапом финансового планирования является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится по принципу Пояснительной записки к годовому отчету.
В практической деятельности наибольшее распространение получили следующие методы финансового планирования'.
♦ процент от реализации;
♦ бюджетное планирование;
♦ расчетно-аналитический метод.
Текущее планирование включает также составление и исполнение платежного календаря. Платежный календарь — это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный (текущий, ссудный, валютный) счет, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь конкретизирует текущий план, уточняет показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью платежного календаря контролируется составление смет затрат, издержек производства, реализация туристского продукта, уровень рентабельности.
Завершающим этапом финансового планирования является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится по принципу Пояснительной записки к годовому отчету.
В практической деятельности наибольшее распространение получили следующие методы финансового планирования'.
♦ процент от реализации;
♦ бюджетное планирование;
♦ расчетно-аналитический метод.
12.3. Бизнес-планирование
На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабатывается бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все основные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он позволяет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.
В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности:
♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для
уже действующей);
♦ инвестиционный',
♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;
♦ финансового оздоровления.
Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организация ми прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091).
Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет.
Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно.
Бизнес-планы инвестиционных проектов — в случаях, установленных законодательством, не позднее, чем за три месяца до начала реализации этих проектов, в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. Порядок проведения их экспертизы определен также Положением № 1091.
Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или привлеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка)
1. Резюме.
2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.
3. Исследование и анализ рынка.
4. План маркетинга.
5. План производства.
6. Организация, управление, кадры.
7. Юридический план.
8. Оценка риска и страхование.
9. Стратегия финансирования.
Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информация: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.
Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма.
Основная информация о туристском предприятии включает его характеристику по всем стадиям жизненного цикла:
♦ наименование;
♦ форма собственности;
♦ местонахождение;
♦ размеры;
♦ направления деятельности;
♦ современное состояние;
♦ условия (внешние и внутренние) функционирования;
♦ факторы, влияющие на деятельность.
Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития.
Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характе-ризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере.
Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг пред-приятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.
В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам:
Информация о работе Планирование деятельности туристского предприятия