Планирование деятельности туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, реферат

Описание работы

В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).

Файлы: 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 25.73 Кб (Скачать файл)

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

12.1. Сущность планирования

Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При раз-работке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

♦ приоритеты и направления развития предприятия;

♦ потребность в капитале и ресурсах;

♦ рынок и его сегменты;

♦ эффективность отдачи.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Принципы планирования:

♦ непрерывности;

♦ научности;

♦ оптимальности;

♦ экономичности;

♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации;

♦ взаимной увязки и координации.

Основные задачи планирования заключаются в:

♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта, услуг;

♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо¬

лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

♦ по времени

- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

♦ по объекту

- план предприятия;

- структурного подразделения;

- конкретного исполнителя;

♦ по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

♦ по видам

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

♦ по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);

- программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).

Соответствие процесса планирования^ также самих планов реальным условиям экономической деятельности во многом определяется своевременностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.

Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в:

♦ точности устанавливаемого интервала планирования;

♦ степени дифференциации и количества показателей планирования;

♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства;

♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами'.

♦ сверху вниз (Ьгеакйотеп). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

♦ снизу вверх (ЬшШир) — обратный процесс;

♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эффективный способ.

Методы планирования'.

♦ балансовый;

♦ нормативный;

♦ программно-целевой.

В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.

Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:

♦ количественные показатели (абсолютные величины):

- объем продаж;

- численность персонала;

- фонд оплаты труда;

- сумма прибыли;

- затраты;

- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую

эффективность производства, его отдельных факторов:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- качество продукта, услуги и др.

Процесс планирования включает следующие этапы'.

♦ определение локальных и глобальных целей предприятия;

♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия;

♦ поиск альтернатив:

♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

♦ принятие решения, постановка плановых заданий;

♦ собственно разработка плана.

В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана.

Структура плана:

♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются:

- результаты маркетинговых исследований;

- портфель заказов;

- наличие производственных мощностей и ресурсов;

♦ план по издержкам;

♦ план по труду и кадрам;

♦ план инвестиций;

♦ план социального развития трудового коллектива;

♦ финансовый план.

Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.

 

12.2. Финансовое планирование

Финансовое планирование — достаточно сложный трудоемкий и многогранный процесс, затрагивающий практически все службы фирмы.

Практика показывает, что в большинстве случаев 80 % активов дают 20 % прибыли, а 20 % активов дают 80 % прибыли. Этот феномен получил название правила Парето "20 ' 80". Именно оно должно быть положено в основу планирования и управления финансовой деятельностью туристского предприятия.

Главная задача финансового планирования заключается в определении необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры капитала.

В процессе планирования постоянно должна производиться увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. С этой целью составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану.

Текущее планирование включает также составление и исполнение платежного календаря. Платежный календарь — это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный (текущий, ссудный, валютный) счет, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь конкретизирует текущий план, уточняет показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью платежного календаря контролируется составление смет затрат, издержек производства, реализация туристского продукта, уровень рентабельности.

Завершающим этапом финансового планирования является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится по принципу Пояснительной записки к годовому отчету.

В практической деятельности наибольшее распространение получили следующие методы финансового планирования'.

♦ процент от реализации;

♦ бюджетное планирование;

♦ расчетно-аналитический метод.

 Текущее планирование включает также составление и исполнение платежного календаря. Платежный календарь — это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный (текущий, ссудный, валютный) счет, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь конкретизирует текущий план, уточняет показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью платежного календаря контролируется составление смет затрат, издержек производства, реализация туристского продукта, уровень рентабельности.

Завершающим этапом финансового планирования является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится по принципу Пояснительной записки к годовому отчету.

В практической деятельности наибольшее распространение получили следующие методы финансового планирования'.

♦ процент от реализации;

♦ бюджетное планирование;

♦ расчетно-аналитический метод.

 12.3. Бизнес-планирование

На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабатывается бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все основные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он позволяет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности:

♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для

уже действующей);

♦ инвестиционный',

♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;

♦ финансового оздоровления.

Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организация ми прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091).

Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно.

Бизнес-планы инвестиционных проектов — в случаях, установленных законодательством, не позднее, чем за три месяца до начала реализации этих проектов, в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. Порядок проведения их экспертизы определен также Положением № 1091.

Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или привлеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка)

1. Резюме.

2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.

3. Исследование и анализ рынка.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Организация, управление, кадры.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Стратегия финансирования.

Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информация: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма.

Основная информация о туристском предприятии включает его характеристику по всем стадиям жизненного цикла:

♦ наименование;

♦ форма собственности;

♦ местонахождение;

♦ размеры;

♦ направления деятельности;

♦ современное состояние;

♦ условия (внешние и внутренние) функционирования;

♦ факторы, влияющие на деятельность.

Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития.

Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характе-ризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере.

Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг пред-приятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.

В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам:

Информация о работе Планирование деятельности туристского предприятия