Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение сущности планирования на предприятии, видов планов и преимуществ и недостатков данного процесса.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
рассмотреть сущность планирования на предприятии;
изучить процесс планирования;
исследовать элементы и методы планирования на предприятии;
рассмотреть виды планов;
проанализировать преимущества и недостатки планирования в целом.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сущность, процесс, элементы и методы планирования на
предприятии …………………………………………………………. 5
1.1. Сущность и принципы планирования …………………………………… 5
1.2. Процесс планирования ……………………………………………………. 7
1.3. Элементы и методы планирования ………………………………………. 9
Выводы по главе ……………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды планов на предприятии ……………………………………… 12
2.1. Виды планов по целевой направленности ……………………………... 12
2.2. Другие классификации планов ………………………………………….. 14
Выводы по главе ……………………………………………………………… 15
Глава 3. Преимущества и недостатки планирования на предприятии ……. 17
Выводы по главе ……………………………………………………………… 19
Заключение ……………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ………………………………………... 22

Файлы: 1 файл

Курсовая_ЭПиО.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономики таможенного  дела

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»

 

на  тему «Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки»

 

 

Выполнила: А.Д. Капырина,

студентка 2-го курса очной  формы обучения

экономического факультета, группа Э111Б

Подпись  ______________________

 

Научный руководитель: М.А. Ноздрачёв,

кандидат экономических  наук, доцент

Подпись   ______________________

 

 

 

 

Люберцы

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………………...  3

Глава 1. Сущность, процесс, элементы и методы планирования на

                предприятии  ………………………………………………………….  5

1.1. Сущность и принципы планирования  ……………………………………  5

1.2. Процесс планирования  …………………………………………………….  7

1.3. Элементы и методы  планирования  ……………………………………….  9

Выводы по главе  ………………………………………………………………  11

Глава 2. Виды планов на предприятии  ……………………………………… 12

2.1. Виды планов по целевой направленности  ……………………………...  12

2.2. Другие классификации планов  …………………………………………..  14

Выводы по главе  ………………………………………………………………  15

Глава 3. Преимущества и недостатки планирования на предприятии  …….  17

Выводы по главе  ………………………………………………………………  19

Заключение  …………………………………………………………………….  20

Список использованных источников  ………………………………………...  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта в конкурентной борьбе может  обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Плановая деятельность фирмы - одна из первоочередных функций её управления, взаимодействующая с такими функциями, как организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. 

Как показывает мировой опыт различных ведущих компаний, недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное осуществление  зачастую приводят к большим, ничем  не оправданным экономическим потерям  и, в конечном счете, к банкротству.

Целью данного исследования является изучение сущности планирования на предприятии, видов планов и преимуществ и недостатков данного процесса.

Поставленная цель достигается  путём решения следующих задач:

  • рассмотреть сущность планирования на предприятии;
  • изучить процесс планирования;
  • исследовать элементы и методы планирования на предприятии;
  • рассмотреть виды планов;
  • проанализировать преимущества и недостатки планирования в целом.

Объектом исследования является планирование на предприятии как необходимый элемент управления предприятием. В качестве предмета исследования выступает внедрение планирования в деятельность организаций.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили  труды ведущих российских и зарубежных экономистов в области планирования на предприятии. В работе использованы учебники известных исследователей экономики предприятия, материалы, опубликованные в периодических изданиях, а также ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1. Сущность и принципы планирования

Планирование на предприятии  – это процесс разработки и  установления руководством предприятия  системы количественных и качественных показателей его развития, которая  определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.1

Сущность планирования в  условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объёмов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий  главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С  помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление  усилий всех работников, участвующих  в процессе производственно-хозяйственной  деятельности, на достижение поставленных целей.2

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента  и в целом всей экономической  системы хозяйствования.

Конечным результатом  планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки не только достигнутых конечных результатов, но и для степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.3

Но для того, чтобы планирование было эффективным, оно должно быть построено  на научно обоснованных принципах.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:4

  • необходимость планирования (повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности);
  • непрерывность планирования (на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки);
  • единство планирования (разработка общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план);
  • гибкость планирования (непрерывность планирования и возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия);
  • точность планирования (всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учётом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов).

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы: 5

  • принцип комплексности (необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия);
  • принцип эффективности (разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта);
  • принцип оптимальности (необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив);
  • принцип пропорциональности (сбалансированный учёт ресурсов и возможностей предприятия);
  • принцип научности (учёт последних достижений науки и техники);
  • принцип детализации (степень глубины планирования);
  • принцип простоты и ясности (соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана);
  • принцип участия (активное воздействие персонала на процесс планирования).

Таким образом, была рассмотрена сущность и принципы планирования на предприятии и определили его роль в деятельности организаций в целом.

 

1.2. Процесс планирования

Деятельность, связанную  с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:6

  1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Он состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап: фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап: фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.

Третий этап – этап стратегического  анализа. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними.

Четвёртый этап: производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка

Пятый этап: подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап: готовятся  среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап: на основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы как правило не являются стадиями процесса планирования, но тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать что организации удалось сделать, реализуя свои планы, и каков разрыв между плановыми фактическими показателями выполнения.7

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учёта результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Таким образом, был рассмотрен процесс планирования, а также  подробно разобран каждый его этап.

 

1.3. Элементы и  методы планирования

Планирование подразумевает  определение целей предприятия  на определённую перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основными элементами внутрифирменного планирования являются:8

  1. Прогнозирование. Оно включает изучение перспектив развития национальной экономики, экономики регионов и отдельных отраслей.
  2. Постановка задач. Обычно формируются общие задачи на базе прогноза с установлением приблизительных сроков их выполнения и определения ресурсного обеспечения.
  3. Корректировка плана. На данной стадии происходит конкретизация сроков выполнения плана, производится увязка между отдельными стадиями программы.
  4. Составление бюджета. Здесь закладывается программа в основы распределения ресурсов между подразделениями и составлением разного рода бюджетов.
  5. Конкретизация плана. Этот завершающий этап включает выработку конкретных установок и решений, распространяемых на нижестоящие звенья.
  6. Момент реализации плана.

Методы планирования – это совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений.

В зависимости от главных  целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых  путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей  принято различать следующие  методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические и другие.9

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учёта опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Нормативный метод – один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений и основан на использовании системы норм и нормативов, которая должна отражать прогрессивность достижений научно–технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом.

Информация о работе Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки