Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение сущности планирования на предприятии, видов планов и преимуществ и недостатков данного процесса.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
рассмотреть сущность планирования на предприятии;
изучить процесс планирования;
исследовать элементы и методы планирования на предприятии;
рассмотреть виды планов;
проанализировать преимущества и недостатки планирования в целом.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сущность, процесс, элементы и методы планирования на
предприятии …………………………………………………………. 5
1.1. Сущность и принципы планирования …………………………………… 5
1.2. Процесс планирования ……………………………………………………. 7
1.3. Элементы и методы планирования ………………………………………. 9
Выводы по главе ……………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды планов на предприятии ……………………………………… 12
2.1. Виды планов по целевой направленности ……………………………... 12
2.2. Другие классификации планов ………………………………………….. 14
Выводы по главе ……………………………………………………………… 15
Глава 3. Преимущества и недостатки планирования на предприятии ……. 17
Выводы по главе ……………………………………………………………… 19
Заключение ……………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ………………………………………... 22
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономики таможенного дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
на тему «Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки»
Выполнила: А.Д. Капырина,
студентка 2-го курса очной формы обучения
экономического факультета, группа Э111Б
Подпись ______________________
Научный руководитель: М.А. Ноздрачёв,
кандидат экономических наук, доцент
Подпись ______________________
Люберцы
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
Глава 1. Сущность, процесс, элементы и методы планирования на
предприятии …………………………………………………………. 5
1.1. Сущность и принципы планирования …………………………………… 5
1.2. Процесс планирования ……………………………………………………. 7
1.3. Элементы и методы планирования ………………………………………. 9
Выводы по главе ……………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды планов на предприятии ……………………………………… 12
2.1. Виды планов по целевой направленности ……………………………... 12
2.2. Другие классификации планов ………………………………………….. 14
Выводы по главе ……………………………………………………………… 15
Глава 3. Преимущества и недостатки планирования на предприятии ……. 17
Выводы по главе ……………………………………………………………… 19
Заключение ……………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ………………………………………... 22
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики
устойчивость и успех любого хозяйствующего
субъекта в конкурентной борьбе может
обеспечить только эффективное планирование
его экономической
Плановая деятельность фирмы - одна из первоочередных функций её управления, взаимодействующая с такими функциями, как организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.
Как показывает мировой опыт
различных ведущих компаний, недооценка
планирования предпринимательской
деятельности в условиях рынка, сведение
его к минимуму, игнорирование
или некомпетентное осуществление
зачастую приводят к большим, ничем
не оправданным экономическим
Целью данного исследования является изучение сущности планирования на предприятии, видов планов и преимуществ и недостатков данного процесса.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
Объектом исследования является планирование на предприятии как необходимый элемент управления предприятием. В качестве предмета исследования выступает внедрение планирования в деятельность организаций.
Теоретической и методологической
основой написания работы послужили
труды ведущих российских и зарубежных
экономистов в области
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность и принципы планирования
Планирование на предприятии – это процесс разработки и установления руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.1
Сущность планирования в
условиях рыночной экономики заключается
в научном обосновании на предприятиях
предстоящих экономических
На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.2
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки не только достигнутых конечных результатов, но и для степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.3
Но для того, чтобы планирование было эффективным, оно должно быть построено на научно обоснованных принципах.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:4
В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы: 5
Таким образом, была рассмотрена сущность и принципы планирования на предприятии и определили его роль в деятельности организаций в целом.
1.2. Процесс планирования
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:6
Таким образом процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Он состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап: фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап: фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.
Третий этап – этап стратегического анализа. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними.
Четвёртый этап: производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка
Пятый этап: подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап: готовятся
среднесрочные планы и
Седьмой этап: на основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы как правило не являются стадиями процесса планирования, но тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать что организации удалось сделать, реализуя свои планы, и каков разрыв между плановыми фактическими показателями выполнения.7
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учёта результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
Таким образом, был рассмотрен процесс планирования, а также подробно разобран каждый его этап.
1.3. Элементы и методы планирования
Планирование подразумевает определение целей предприятия на определённую перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основными элементами внутрифирменного планирования являются:8
Методы планирования – это совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические и другие.9
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учёта опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Нормативный метод – один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений и основан на использовании системы норм и нормативов, которая должна отражать прогрессивность достижений научно–технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом.
Информация о работе Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки