Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение сущности планирования на предприятии, видов планов и преимуществ и недостатков данного процесса.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
рассмотреть сущность планирования на предприятии;
изучить процесс планирования;
исследовать элементы и методы планирования на предприятии;
рассмотреть виды планов;
проанализировать преимущества и недостатки планирования в целом.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сущность, процесс, элементы и методы планирования на
предприятии …………………………………………………………. 5
1.1. Сущность и принципы планирования …………………………………… 5
1.2. Процесс планирования ……………………………………………………. 7
1.3. Элементы и методы планирования ………………………………………. 9
Выводы по главе ……………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды планов на предприятии ……………………………………… 12
2.1. Виды планов по целевой направленности ……………………………... 12
2.2. Другие классификации планов ………………………………………….. 14
Выводы по главе ……………………………………………………………… 15
Глава 3. Преимущества и недостатки планирования на предприятии ……. 17
Выводы по главе ……………………………………………………………… 19
Заключение ……………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ………………………………………... 22

Файлы: 1 файл

Курсовая_ЭПиО.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Балансовый метод исходит  из того, что каждый вид продукции является, с одной стороны, результатом какой либо деятельности, с другой – ресурсом для потребления и позволяет увязывать натурально–вещественные и стоимостные пропорции. Планирование означает, что план обосновывается составлением балансов, в которых увязываются (балансируются) потребности и источники их удовлетворения.

Расчетно-аналитический метод основан на разделении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализу условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе планов.

Программно–целевой метод предполагает разработку целевых, комплексных программ и обоснование плановых решений отдельных проблем, важнейших задач предприятия.

Отчётно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчётов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.10

Однако в процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

Итак, в данном разделе  были изучены основные методы внутрифирменного планирования, а также проанализированы основные методы планирования не предприятиях.

 

Выводы по главе

В данной главе было раскрыто понятие планирования как экономической категории, а также его сущность и основные принципы. Планирование - это выработка и осуществление направлений деятельности производственного коллектива, как на текущий период, так и на перспективу. Это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Поэтому планирование представляет собой важнейший элемент системы управления.

Кроме того, мы изучили процесс планирования, а также изучили подробно каждый этап планирования, где выяснили, каким образом осуществляется планирование на предприятиях в целом. Процесс планирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период.

Также мы рассмотрели основные элементы, присущие планированию, и методы, которые используются организациями для прогноза и последовательного достижения своих будущих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1. Виды планов по целевой направленности

Всякое планирование предусматривает  обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических систем или предприятия в целом, поэтому значительно возрастает роль планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы в плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах и предприятиях, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории планирования.

Основной классификацией планирования является планирование с точки зрения целевой направленности и значимости в управлении бизнесом. По данному признаку планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. 11

Стратегическое планирование осуществляется на базе принятой фирмой стратегии и установленных соответствующих стратегических целей. Это означает, что сначала на основе анализа и прогноза изменения факторов внешней и внутренней среды разрабатывается стратегия поведения фирмы в бизнесе, устанавливаются период реализации стратегии и желаемые стратегические цели (через систему количественных характеристик), а затем разрабатываются стратегические планы - корпоративные (для фирмы             в целом) и функциональные (маркетинговые, производственные,    финансовые, кадровые, экономические и так далее).

Как правило, стратегическое планирование нацелено на перспективу  и охватывает долгосрочный или среднесрочный период.

Достижение стратегических целей требует значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, поэтому предусматривается поэтапное  движение к поставленным целям через  систему тактического, или текущего, планирования.

Тактическое планирование представляет собой совокупность плановых решений (заданий), направленных на достижение стратегических целей в заданный период времени (как правило, годовой, иногда двухлетний период). С помощью текущего планирования обеспечивается последовательное продвижение к намеченным стратегическим характеристикам. По мере поэтапного продвижения к целям учитываются реальные результаты и осуществляется корректировка стратегических целей или их количественных показателей.

В процессе тактического планирования конкретизируются промежуточные цели на очередной плановый период с учетом уже действующих (а не прогнозируемых) факторов внешней и внутренней среды  фирмы, что снижает степень неопределенности по сравнению со стратегическим планированием.

Для усиления целенаправленности повседневной деятельности коллектива фирмы используется оперативное планирование.

Оперативное планирование направлено на достижение промежуточных целевых установок тактических планов, составленных на короткий период (как правило, до месяца). В процессе оперативного планирования устанавливаются дневные, недельные, подекадные и месячные задания и проводится ежедневная диспетчеризация выполнения этих заданий. С помощью оперативных совещаний осуществляются контроль и регулирование деятельности всех работников (или служб) фирмы. В рамках оперативного планирования практически снижается неопределенность в плановых решениях, хотя вероятностный характер достижения плановых результатов остается.

 

 

 

 

2.2. Другие классификации  планов

Кроме классификации, которая  рассмотрена в пункте 2.1 данной курсовой работы, принято выделять и другие классификации планов на предприятии: 12

  • по содержанию планов;
  • по уровню управления;
  • по методам обоснования;
  • по сфере применения;
  • по стадиям разработки;
  • по степени точности.

По содержанию планов выделяют такие виды планирования, как технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т.д.

По уровню управления в  зависимости от числа линейных звеньев  на предприятиях принято различать  такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к  высшему управленческому звену  или в целом ко всей хозяйственной  организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.).

По методам обоснования  в современном производстве находят  применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное (централизованное). На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах планирования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Можно сказать, что индикативное планирование — это государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одновременно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.

По сфере применения внутрихозяйственное  планирование под разделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.

По степени точности планирование может быть укрупненным и уточнённым. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

 

Выводы по главе

В данной главе были рассмотрены  такие классификация планирования на предприятии, как классификации  по целевой направленности, по содержанию планов, по уровню управлению, по методам  обоснования, по сфере применения, по стадиям разработки и по степени точности, а также были проанализированы основные признаки, которые берутся за основу каждой классификации.

Кроме того были проанализированы основные объекты планирования для каждой классификации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕТВА  И НЕДОСТАТКИ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Основное преимущество планирования состоит в большей степени  обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

Современный темп изменений  в экономике является настолько большим, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, даёт основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

К преимуществам планирования относится:13

  • стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
  • обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
  • улучшение координации действий исполнителей;
  • усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
  • более рациональное использование ограниченных ресурсов;
  • возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

В отечественной практике управления предприятиями планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет  ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его  универсальности в решении любых  хозяйственных задач.

 

Недостатки и ограниченные возможности планирования:14

  1. Планирование не даёт и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может    дать: качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос, а также выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.
  2. Планирование не имеет чёткого алгоритма составления и реализации плана, его описательная теория сводится к определённой философии ведения бизнеса, поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера. Цели планирования обеспечиваются за счет высокого профессионализма служащих, тесной связи организации с внешней средой, обновления продукции, совершенствования организации производства, труда и управления, включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.
  3. Процесс планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени.
  4. Негативные последствия ошибок планирования оказывают значительное влияние на деятельность фирмы в целом.

 Применение планирования имеет ряд ограничений, которые обусловлены:

  • неопределенностью и многомерностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя очень важен поиск дополнительной достоверной информации и прогноз и определение степени его вероятности;
  • несовершенством законодательной базы страны;
  • ограничениями по ресурсам;
  • проблемами этического свойства, если в обществе отсутствует культура бизнеса.

Кроме того, возможно искажение  роли планирования по следующим причинам:

  • авторитарность руководства фирмы;
  • субъективность взглядов исполнителей;
  • неточная и неполная информация;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
  • ошибки в экономических расчётах.15

Информация о работе Планирование на предприятии: сущность, виды планов, преимущества и недостатки