Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективы своего развития.
В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался прогноз НТП и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей экономики страны. Однако такие прогнозы не были достаточно достоверны. Поэтому особенно необходимы изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.

Содержание работы

Планирование на предприятии.
Введение 3
1.Методологические основы планирования на предприятии 5
1.1 Основные разделы планирования 7
1.2 система показателей плана развития 8
2. Методика разработки бизнес-плана и его место в развитии предприятия 11
2.1 Методика разработки бизнес-плана 11
2.2 Место бизнес-плана в развитии предприятия 14
Заключение 16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

планирование на предприятии.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение             3

1.Методологические  основы планирования на предприятии    5

1.1 Основные  разделы планирования        7

1.2 система показателей плана развития        8

2. Методика  разработки бизнес-плана и его  место в развитии предприятия                      11

2.1 Методика  разработки бизнес-плана               11

2.2 Место  бизнес-плана в развитии предприятия            14

Заключение                    16

Список  использованной литературы               17

 

Введение

     Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективы своего развития.

     В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался прогноз НТП и  его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей экономики страны. Однако такие прогнозы не были достаточно достоверны. Поэтому особенно необходимы изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.

     На  уровне предприятий разработка плана  осуществляется в расчёте на собственные  ресурсы, которые могут быть разработаны  трудовыми коллективами. На первый план выдвигается динамическое саморегулирование экономических процессов, поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных экономических рычагов:

  • налогов и налоговых льгот;
  • процентов по вкладам и ссудам;
  • валютного курса;
  • норм амортизационных отчислений и др.

   Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

   Решению задач по формированию и реализации производственных программ предприятий во многом может способствовать использование маркетинга, его принципов, методов и техники. Вместе с тем целесообразно усовершенствовать и использовать наработанную методологию планирования. В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение имеет дальнейшее совершенствование методологии планирования - совокупности приёмов и способов разработки планов.

  • Основными направлениями совершенствования методологии планирования являются:
  • повышение научно-технического и расчётно-экономического обоснования планов;
  • широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчётов;
  • дальнейшее улучшение системы показателей эффективности производства - снижение материалоёмкости и фондоёмкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряжённости и тщательной сбалансированности планов
 

 

1. Методологические  основы планирования  на предприятии

Планирование  на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей

Планы развития предприятий разрабатываются  на основе системы прогрессивных  технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально  допустимая величина абсолютного расхода  сырья, материалов, топлива, энергии  и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определённого объёма работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Нормативом называют относительную величину, характеризующую степень использования орудий и предметов труда, их расход на единицу площади, веса, объёма и т.д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 рубль основных фондов).

     Применяемые технико-экономические нормы и  нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке нужно учитывать  современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.

     Наиболее  совершенным методом разработки норм является расчётно-аналитический  метод, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего анализа состояния производства, возможных различных факторов. В основу норм закладывают технико-экономические и организационные условия работы в плановый период.

     В условиях рынка формирование предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров производителями и потребителями продукции, учитывающих потребности в ней, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельности предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

     В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

     Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

     Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

     Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят  различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

     К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль их выполнения

   В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.  

1.1 Основные разделы  планирования и показатели плана развития

Строго  регламентированного по разделам плана  развития организации не существует. Исходя их практики работы предприятий  и рекомендаций большинства авторов  план развития может, включать следующие  разделы:

  • план производства продукции (производственная программа);
  • план по маркетингу;
  • план научных исследований и разработок;
  • план инвестиций и капитального строительства;
  • план по внешнеэкономической деятельности;
  • план материально-технического обеспечения;
  • план по труду и кадрам;
  • план по издержкам производства и реализации продукции;
  • финансовый план;
  • план охраны природы и экологических мероприятий

   Центральным разделом плана развития предприятия  является план производства продукции (производственная программа), в котором  устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объёма продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в разделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

   План  по маркетингу - относительно новый  раздел плана развития. В нём приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.

   В плане формулируются основные виды используемых предприятием маркетинговых стратегий. К ним относятся: диверсификация - расширение номенклатуры продукции, производимой предприятием; более глубокая сегментация рынка; масштабы и темпы расширения деловой активности и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции.

   Важной  частью плана развития предприятия  является план научных разработок и  исследований. Его главное назначение - ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия  по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.  

1.2 Система показателей плана развития

     Показатели, применяемые в планировании, делятся на следующие виды: количественные и качественные, объёмные и удельные.

     Количественные  показатели плана выражаются абсолютными  величинами. К ним относятся: объём  товарной и валовой продукции, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и др.) и т.д.

     Качественные  показатели - это относительные величины. Они выражают экономическую эффективность  производства, его отдельных факторов. К данным факторам относятся рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также факторы, выражающие соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача и качество продукции.

     Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие. Для организации труда коллектива предприятия, обеспечения непрерывности и пропорциональности развития производства, одного показателя, например, объёма товарной продукции, недостаточно. Необходима система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников предприятия не только на повышение объёма выпуска продукции, но и на изготовление данной продукции в необходимой потребителю номенклатуре, требуемого качества, с получением определённого эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов.

     В системе показателей плана предприятий  различают объёмные и удельные показатели. Объёмные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нём не участвующих (например, объём производства в целом, объём механической обработки, сборки, объём трудовых затрат, материальных ресурсов). Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности).

     Для исчисления показателей плана предприятия используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

     Натуральные измерители используются при планировании объёма производства и материальных ресурсов. Их преимущество в том, что  они обеспечивают возможность получения  количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей.  

Информация о работе Планирование на предприятии