Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:46, контрольная работа
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективы своего развития.
В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался прогноз НТП и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей экономики страны. Однако такие прогнозы не были достаточно достоверны. Поэтому особенно необходимы изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.
Планирование на предприятии.
Введение 3
1.Методологические основы планирования на предприятии 5
1.1 Основные разделы планирования 7
1.2 система показателей плана развития 8
2. Методика разработки бизнес-плана и его место в развитии предприятия 11
2.1 Методика разработки бизнес-плана 11
2.2 Место бизнес-плана в развитии предприятия 14
Заключение 16
Список использованной литературы
Содержание
Введение 3
1.Методологические
основы планирования на
1.1 Основные разделы планирования 7
1.2 система показателей плана развития 8
2. Методика разработки бизнес-плана и его место в развитии предприятия 11
2.1 Методика разработки бизнес-плана 11
2.2 Место
бизнес-плана в развитии
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективы своего развития.
В
течение ряда лет в нашей стране
разрабатывался прогноз НТП и
его социально-экономических
На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчёте на собственные ресурсы, которые могут быть разработаны трудовыми коллективами. На первый план выдвигается динамическое саморегулирование экономических процессов, поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных экономических рычагов:
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Решению задач по формированию и реализации производственных программ предприятий во многом может способствовать использование маркетинга, его принципов, методов и техники. Вместе с тем целесообразно усовершенствовать и использовать наработанную методологию планирования. В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение имеет дальнейшее совершенствование методологии планирования - совокупности приёмов и способов разработки планов.
1. Методологические основы планирования на предприятии
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей
Планы
развития предприятий разрабатываются
на основе системы прогрессивных
технико-экономических
Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. при их разработке нужно учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.
Наиболее совершенным методом разработки норм является расчётно-аналитический метод, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего анализа состояния производства, возможных различных факторов. В основу норм закладывают технико-экономические и организационные условия работы в плановый период.
В условиях рынка формирование предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров производителями и потребителями продукции, учитывающих потребности в ней, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельности предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.
В
современном отечественном
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
В
планировании обоснование принимаемых
решений и прогноз ожидаемых результатов
опираются на теоретические положения
и принципы, а также практические данные
и факты. Теория планирования использует
такое предположение, что каждое предприятие
будет стремиться к повышению совокупной
прибыли, обоснованию планов предприятия
по выбору вида выпускаемой продукции,
набору требуемой рабочей силы, закупках
необходимых ресурсов для организации
производства определенного количества
товаров и получению максимальной прибыли.
1.1 Основные разделы планирования и показатели плана развития
Строго регламентированного по разделам плана развития организации не существует. Исходя их практики работы предприятий и рекомендаций большинства авторов план развития может, включать следующие разделы:
Центральным разделом плана развития предприятия является план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объёма продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в разделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.
План по маркетингу - относительно новый раздел плана развития. В нём приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.
В плане формулируются основные виды используемых предприятием маркетинговых стратегий. К ним относятся: диверсификация - расширение номенклатуры продукции, производимой предприятием; более глубокая сегментация рынка; масштабы и темпы расширения деловой активности и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции.
Важной
частью плана развития предприятия
является план научных разработок и
исследований. Его главное назначение
- ускорение научно-технического прогресса,
поэтому он включает мероприятия
по научно-исследовательским работам,
освоению производства новых видов продукции,
внедрению прогрессивной технологии,
механизации и автоматизации производственных
процессов, научной организации труда.
1.2 Система показателей плана развития
Показатели, применяемые в планировании, делятся на следующие виды: количественные и качественные, объёмные и удельные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объём товарной и валовой продукции, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и др.) и т.д.
Качественные показатели - это относительные величины. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. К данным факторам относятся рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также факторы, выражающие соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача и качество продукции.
Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие. Для организации труда коллектива предприятия, обеспечения непрерывности и пропорциональности развития производства, одного показателя, например, объёма товарной продукции, недостаточно. Необходима система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников предприятия не только на повышение объёма выпуска продукции, но и на изготовление данной продукции в необходимой потребителю номенклатуре, требуемого качества, с получением определённого эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов.
В
системе показателей плана
Для исчисления показателей плана предприятия используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные
измерители используются при планировании
объёма производства и материальных
ресурсов. Их преимущество в том, что
они обеспечивают возможность получения
количественного выражения и качественной
характеристики тех или иных показателей.
Применение натурального измерителя показателей
плана ограничивается невозможностью
обобщения различных по характеру натуральных
показателей.